Закрыть
UA
група «Бергамот». «Flight»
Жизнь

Small Talk: Антонина Стебур, сокуратор выставки Художественного арсенала “КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Искусство. Солидарность. Сопротивление”

Поделись:

Выставка «Каждый день. Искусство. Солидарность. Сопротивление» начала свою работу в онлайне и будет открыта для посетителей с 9 апреля – после ослабления карантинных ограничений. Полукуратор экспозиции Антанина Стебур рассказала подробнее о мероприятии для Marie Claire.

Антонина Стебур

Почему стоит посетить этот выставочный проект?

Мне кажется, что эта выставка важна не только потому, что это самая большая выставка белорусского искусства, но и потому, что она будет резонировать и с интернациональным, и с украинским. контекстом. Действия по эмансипации, борьба за свои свободы во время собственной истории. Ковид и пост-ковидный период явно проявил то, что общество пришло в некую турбулентность и многие институты, которые должны были обеспечивать стабильность, поддержку, озабоченность граждан, оказались неспособны это сделать. И потому мы также видим протесты по всему миру. И в заключение: это жест солидарности с теми событиями, которые сейчас происходят в Беларуси. За это огромное спасибо Арсеналу, это очень важно для нас.

Три работы из пространства выставки «Каждый день. Искусство. Солидарность. Сопротивление» на которые следует прежде всего обратить внимание? 

Куратору всегда сложно отвечать на такие вопросы. Не легко выделять определенные, отдельные работы. Мы делали выставку и конструировали это пространство, продумывая его целостно. Ушли от линейного способа повествования, тем самым дали зрителю/зрительнице возможность ходить здесь свободно. И при этом не хаотично, ведь человеку все равно нужны определенные ориентиры. 

Обратить внимание хочется на работы связанные с феминистским контекстом. Это работы Марины Напрушкиной, это не самые заметные экспонаты в пространстве (по размеру), но они очень важны и будут интересны независимо от какой ты страны и какой у тебя бэкграунд. Например, работа «Я хочу женщину в президентке». Марина здесь отталкивалась от знаменитого текста Зои Леонард, в 1994 году «I want a president…», в котором Зои говорит о президенте как о том, кто репрезентирует всех граждан. Это не кто-то привилегированный. 

выставка в Арсенале

Фото монтажа работы «Я хочу женщину в президентки»

Марина Напрушкина размышляет о том же. Она говорит, что хочет видеть президентскую женщину, так как власть не должна быть привилегией. Власть-то турбота, а не экономика. Этот текст Марины — это большое полотно, возможность помыслить другое государство: более инклюзивное, более сбалансированное, более справедливое. Еще одна работа в этом контексте, не находящаяся в пространстве выставки физически, она находится на нашей станции. Запись обращенных художниц и активисток в ответ на насилие против протестующих: “Мы. Президент Республики Беларусь”. Они прочли текст инаугурации президента, таким образом приватизируя, присваивая его себе. Это своеобразная реакция на заявление Лукашенко о том, что президентом страны не может быть женщина. Это важная работа, она заставляет задуматься. Какое будущее мы хотим, какую жизнь? И какое настоящее мы практикуем сегодня.

Еще одна важная работа работа Жанны Гладко «Inciting Force». В течении многих уже лет Жанна в этом проекте прорабатывает отношения с патерналистской фигурой своего отца. Жанна как художник, как человек учится сопротивляться. Она исследует границы между частным и публичным. Снимает на видео, как отец разбирает ее пианино и накладывает визуал на видео колонны протестующих, которая движется по проспекту. Очень интересная параллель. Сегодня мы очень условно можем разграничить личное от публичного. И в этом контексте: политическое насилие и домашнее. На выставке есть плакаты (их каждый может взять с собой) с актуальной статистикой по домашнему насилию, которая накладывается на статистику по политическому насилию. Прямая связь: политическое и домашнее насилие. И именно домашнее насилие является тем первым кирпичиком, с которого все начинается. А прививка против насилия должна происходить на всех уровнях общества.

Михаил Гулин. «Бессмертный» С творчеством каких белорусских авторов стоит в первую очередь познакомиться украинцам?

Интересно то, что много проектов совместных, коммуникация между украинскими и белорусскими художниками действительно активна. Общий проект А.З.Ш. и Оли Сосновской для масштабного проекта Николая Рыдного, по его приглашению. Многие украинские художники поддержали проект «Каждый день. Искусство. Солидарность. Сопротивление». На самом деле, у нас есть много общих болей, общих эмоций. Да, контексты у нас разные. Но я считаю, что современное белорусское искусство понятно и интересно украинскому зрителю.

Какие темы в искусстве должны быть давно затронуты и раскрыты, но пока этого не произошло?

Основная задача художника/художницы быть неудобным и не бояться этого. Задаваться вопросом: «Почему это так устроено», «Что с этим не так», «А как может быть по-другому»?  

У искусства есть возможность провоцировать воображение. А значит — порождать новые миры. Новые модели будущего очень важны, даже если они не реализуемы. Ведь именно они дают осмысление: какой мир мы хотим прямо сегодня.

группа «Flight», группа «Бергамот»

Все фото сделаны при монтаже выставки и предоставлены Художественным арсеналом.

Автор фото Александр Попенко.

Читайте также: SMALL TALK: НИКИТА КАДАН, ХУДОЖНИК< /a>