Не комплименты, а равные права. Почему борьба за равенство продолжается, что важно знать о празднике 8 марта и почему феминизм нужен мужчинам — Marie Clair расспросила директора международной правозащитной организации Amnesty International Ukraine Оксану Покальчук.
Оксана, для большинства украинок и украинцев 8 марта является манифестацией женственности и красоты. Но почему этот день прежде всего не о букетах и комплиментах? Каков настоящий смысл этого праздника?
Вопрос отнюдь не в том, что женщинам не хочется быть красивыми или получать подарки и комплименты, давайте признаем, это приятно всем. Однако первоначальная и основная идея праздника заключалась в борьбе женщин за равенство и недискриминацию. Вспомните, когда больше столетия назад американки и европейки впервые выходили на митинги против невыносимых условий труда и низкой зарплаты на фабриках. Тогда они требовали равенства, а не комплиментов. Но со временем наиболее базовые требования женщин удовлетворили, а праздник, к сожалению, начал терять свой основной посыл.
Я убеждена, что вот эта “букетная” модель празднования на самом деле нивелирует борьбу за права женщин, достижения феминистского движения и осознания женщины как равной уникальной личности. В дискуссиях о 8 марта я часто напоминаю, что нынешние права женщин, например возможность получать высшее образование или участвовать в выборах, — это плод длительного кропотливого труда наших предшественниц. Они проделали титаническую работу, которую мы должны помнить и которую должны продолжать, ведь эта история еще далеко не завершена.
Я еще и поклонница того, что женские движения и 8 марта в частности — важны и для самих мужчин, тоже нередко страдающих от навязанных им функций кормильца или мужественного защитника . Права женщин – это общий путь навстречу. В конце концов, для букетов и конфет есть круглый год, и 8 марта нет единственного повода сделать близкому человеку приятное.
Вы говорите, что движение за равенство женщины до сих пор продолжается, почему проблема существует в современных реалиях, когда женщина уже имеет достаточно прав? Какие права человека нарушают в отношении современных женщин?
Еще столетие назад значительно проще было даже осознавать самую потребность в феминистических движениях. У женщин не было выбора — выходить замуж или нет, рожать или быть чайлдфри, получать высшее образование, занимать менеджерские должности и участвовать в выборах. Несправедливость была очевидна и заставляла активнее реагировать. Сегодня женщины в основном сталкиваются с менее очевидными препятствиями. Это семья, это рабочий коллектив, это социум, навязывающий определенные стереотипные модели поведения. К примеру, осуждает за развод, напоминает о «бегающих часах», по молчаливому согласию дискриминирует при приеме на работу. Виктимблейминг является типичной реакцией, когда женщина испытала насилие, ведь была одета в мини или выложили откровенную фото в Инстаграмме. Только представьте, что к вашей близкой подруге добивались в транспорте, а на следующий день весь Интернет обсуждает, в чем она была одета. Это возмущает.
Сегодня само общество нередко формирует фундамент дискриминационной модели в отношении женщин, которые являются заложницами социальных условий патриархального строя. А как еще объяснить, что 40% украинцев считают, что мужчина может запретить или разрешить что-нибудь женщине. Что более половины из нас соглашается, что женщина может испытать сексуальное насилие со стороны своего партнера (мужа или парня).
Скрытым и табуированным остается проблема домашнего насилия и сексуального харасмента. Здесь речь идет о нарушении права на безопасность, неприкосновенность и уважение к автономии тела.
Под запретом в некоторых странах, и даже у наших соседок в Польше, есть и право на аборты. На Ближнем Востоке и в Африке малолетние девушки нередко являются так называемым товаром на издании. Так, например, в Афганистане, Йемене, Индии и Сомали девочек в 10 лет заставляют выходить замуж значительно старше незнакомых мужчин. А в Кыргызстане неизвестные мужчины вообще могут схватить женщину прямо на улице, посреди бела дня, связать ее, насильно усадить в машину и увезти к себе домой, а там нередко насилуют и принуждают к труду. Такие насильственные действия оправдывают традицией, а изнасилование с побоями романтизируют и называют похищение невест.
Какая ситуация в Украине, что требуют украинки на маршах 8 марта? И почему гендерная дискриминация – это не миф и не пиар-ход, а реальная проблема?
Вне всяких сомнений, главным требованием маршей женщин в Украине является борьба с домашним насилием и насилием в отношении женщин. Мы в Amnesty International, например, в этом году устраиваем шествие в Краматорске вместе с местными активистками, чтобы Киев и крупные города не были единственным центром распространения важных идей.
Чтобы представить масштабы, ежегодно более 1,1 млн украинок испытывают физическое, сексуальное насилие и психологическое давление в семье. С карантином
Важным месседжем является и требование равной заработной платы. И это не пиар и пустые слова, в Украине разрыв в зарплате между женщинами и мужчинами составляет более 25%. Опять же, только 25% работающих женщин занимают управленческие должности в бизнесе, а в парламенте — их всего 12%. Я уверена, вы согласитесь, что когда вкладываешь столько ресурсов и времени в карьеру и образование, а на выходе имеешь стеклянный потолок через патриархальную систему, это чрезвычайно демотивирует.
Традиционно 8 марта женщины заявляют об их праве ровно распределять домашние обязанности и воспитание детей. Неоплачиваемый домашний труд, на который женщины тратят втрое больше времени, чем мужчины, забирает ресурсы на саморазвитие, продвижение по карьерной лестнице и остальные возможности.
Как вы упомянули, ратификация Стамбульской конвенции — один из ключевых лозунгов украинского женского движения? Что это за документ? И почему он так нужен Украине?
Стамбульская конвенция (Ред. Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия.) — это наиболее комплексный международный документ, который Украина подписала еще 10 лет назад, но так и не ратифицировала.
Чем важен этот документ?
Во-первых, это соглашение заставит Украину усовершенствовать законодательство. Сейчас, чтобы обидчика привлекли к уголовной ответственности, полиция должна как минимум дважды зафиксировать административное нарушение и далеко не всегда это делает. Эта процедура очень усложняет процесс и практически порождает безнаказанность. Во-вторых, государство должно обеспечить женщин достаточным количеством приютов, так называемых шелтеров, для пострадавших от насилия. Кроме того, в Украине до сих пор невозможно привлечь к ответственности абьюзера за сексуальные домогательства, что в частности требует Стамбульская конвенция в случае ее ратификации.
Кстати, относительно сексуальных притязаний, произошли ли какие-то изменения после масштабной кампании #MeToo и ее аналога #янебоя сказать?
Наверное, главная заслуга #MeToo в том, что кампания подняла проблему сексуального насилия в ранг видимых и важных в публичном поле и показала весь ее масштаб. Стало ясно, что тема очень табуирована, а законодательство даже ведущих демократических стран не работает должным образом. С появлением хэштега #MeToo говорить о притязаниях стало легче, женщины почувствовали, что они не одни.
Последствием кампании стали и увольнение СЕО и высокопоставленных сотрудников разных компаний. И здесь не только речь о Харви Вайнштейне. В частности и из-за бездействия по харасменту внутри коллектива был вынужден уйти с поста директора основатель компании Uber Тревис Каланик. В Великобритании после #MeToo ушел в отставку министр обороны Майкл Фэллон. Компании Кремниевой долины стали нанимать на 10% больше женщин. Произошли изменения и на законодательном уровне. Франция, например, ввела штрафы до 750 евро за уличные притязания к женщинам. В Швеции на фоне движения #MeToo секс без явного согласия законодательно сочли изнасилованием. Украина, хотя и не криминализировала харасмент, но 2 года назад половой акт без согласия также признала изнасилованием и ввела уголовную ответственность за домашнее насилие.
Впрочем, несмотря на очевидный прогресс, дело #MeToo не завершено, ведь треть женщин и девушек в мире по настоящее время испытывает насилие.
В последнее время украинки не раз публично выражали солидарность с женщинами Польши по поводу права на аборты? Какие законодательные изменения там произошли недавно? И почему демократическое государство в центре Европы так жестко ущемляет базовые права женщин свободно распоряжаться своим телом? Какие еще страны имеют подобные запреты?
В Польше действует одно из самых жестких в Европе законодательств по абортам. Вместе с Мальтой это лишь два государства ЕС, не позволяющие аборты по просьбе или на широких социальных началах. У наших соседей аборты разрешены в случае, если есть угроза жизни женщины или в случаях изнасилования. Впрочем, все, наверное, слышали о мощных митингах польских женщин этой осенью. Что собственно случилось? В октябре польский Конституционный суд признал незаконными еще и аборты на основании тяжелого и необратимого дефекта плода или неизлечимого заболевания. Под давлением протестов действие решение сначала приостановили, но уже в январе этого года оно полностью вступило в действие.
В разговорах о праве на аборты, очень важно понимать, что подобные запреты не способствуют их уменьшению. Женщины больше подвергают себя опасности, ища подпольные медицинские учреждения или выезжая за границу. Некоторые женщины из-за сложной жизненной ситуации не могут позволить себе путешествия и непропорционально сильно пострадают от последствий таких запретов. Когда безопасные аборты запрещают или ограничивают, на смену им приходят вешалки, токсичные растительные препараты и неквалифицированные специалисты. Конечно, ситуация с абортами в Польше имеет историческую и религиозную основу, однако обязанность государства защищать жизнь и здоровье людей, а здесь есть прямая угроза как раз из-за действий самого государства. Прерывание беременности полностью запрещено в некоторых странах Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки, например, в Сальвадоре, где женщин даже сажают в тюрьму в случаях физиологического выкидыша.
Я уверена, что подобные запреты созданы для контроля и ограничения женщин и девушек стереотипными гендерными ролями. Они посягают на права и достоинство, это следует наконец осознать.
То, что для нас может казаться средневековым пережитком, для многих государств несправедлива реальность. Речь идет о принудительных браках и хирургических обрезках женских половых органов? В каких странах эта практика до сих пор популярна? И при чем здесь страны Западной демократии?
Я, возможно, вас удивлю, но принудительные детские браки заключаются33 000 раз в день, ежедневно, по всему миру. А 650 миллионов девушек и женщин, живущих сегодня, выдали замуж в детстве. В большей степени страдают бедные регионы стран Южной Азии, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Проблема в том, что подобная традиция не просто заставляет малолетних девушек жениться на взрослых незнакомых мужчинах. Традиция ворует детство, уменьшает шансы этих девушек получать образование, осваивать профессию и быть экономически независимыми. Нередко таких девушек заставляют работать, совершают над ними насильственные действия.
Еще одна ужасная традиция — принудительные обрезки женских половых органов. По факту это принудительная процедура удаления клитора или половых губ, сужение влагалища и другие увечья. Во многих странах женская обрезка запрещена, но ее продолжают делать в антисанитарных условиях без согласия самих девушек, подвергая их опасности. По данным ВОЗ, сейчас в мире живут 200 миллионов женщин и девушек из 30 стран Африки, Ближнего Востока и Азии, переживших женскую обрезку.
Еще одно — ошибочно будет считать, что обрезание — это проблема только развивающихся стран. В Британии, например, процедуру обрезки прошли 170 тысяч женщин. А их службы здравоохранения констатируют около 100 новых случаев еженедельно. В конце концов, это только официальная статистика от правительства, реальные цифры могут быть значительно выше. Такие процедуры делают в основном девочки родом из Сомали, Гамбии и Судана, надругательство над которыми осуществляется по инициативе семьи. Процедуру в Британии проводят нелегально, но все же проводят, несмотря на все запреты.
Итак, мир хоть и изменился, впрочем немало страшных дискриминационных обрядов до сих пор угрожают жизни миллионов женщин и девушек. Это еще один повод говорить о правах женщин в современном контексте.
И в заключение хотелось бы узнать, как должны вести себя мужчины на 8 марта? Как реагировать, чтобы никого не обидеть?
Женщинам я советую начать с минимальных шагов, с простого разговора с мужчинами, что женщины — прежде всего люди, многогранные уникальные личности, а не украшение планеты, коллектива или чьей-то жизни. Прекрасной идеей именно в этот день будет обсудить с партнером равное разделение домашних обязанностей и реальные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются женщины. Поделитесь взглядами о материнстве и браке в контексте того, что это выбор, а не счастье для каждой женщины. Если вопрос касается выбора подарка, им может стать книга об истории величайшей женщины или, например, женской сексуальности. Предложите знакомым мужчинам отказаться от стереотипных приветствий, зато объясните, что женское равенство освободит мужчину от своих «тяжестей» и позволит быть таким, каким он хочет быть (иногда слабым и нежным), а не навязывающим общество.
Фото предоставлены пресс-службой
Читайте также: ОКСАНА ЛИНЕЙ СТАНЕТ ПЕРВОЙ ЖЕНЩИНОЙ-ДИРИГЕНТКОЙ ЗА 145 ЛЕТ ИСТОРИИ ВАГНЕРОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ