Маланка — традиционный праздник накануне Василия или Нового года по юлианскому календарю. Празднование Маланки в аутентичном виде сохранилось преимущественно в селах Буковины и Галиции. Экспедиция Украина в течение нескольких лет снимала, как происходит одно из самых зрелищных действ в Красноильске, Вашковцах, Космаче.
Самая большая и известная из всех буковинских Маланок происходит в поселке Красноильск, что на границе с Румынией . 13 и 14 января сотни людей в причудливых костюмах выходят на улицы поселка со спектаклями, песнями и плясками, празднуя приход нового года.
Традиции празднования Маланки в этом поселке больше родственны центральноевропейским, чем украинским обычаям. Это одна из причин уникальности красноильской Маланки на территории Украины. Вторая важная причина — Маланка является важнейшим праздником для всех в поселке, здесь его всегда ждут, лелея столетние традиции.
Возглавляемая Комендантом маланкарская ватага обычно состоит из Царей и Цариц, роли которых чаще всего исполняют дети, одетые в белые костюмы, щедро расшитые бисером. Есть также персонажи в масках: пузатые Дед и Баба в этническом наряде, Врач, Жид (его легко узнать по высоченному цилиндру на голове и большому горбатому носу), Цыганка с «детем» на руках.
Да самыми яркими героями Маланки в Красноильске являются, несомненно, Цыган и Медведь. Костюмы Медведей делаются из сена или соломы, специально заготавливаемой еще с лета. Цыгане же перемазаны сажей и увешаны шкурами и мехом животных.
Всю ночь шайки маланкаров будут ходить по подворьям, поздравляя и развлекая хозяев. В нескольких заранее подготовленных для этого домах останавливаются на более долгое время, чтобы отдохнуть и как следует подкрепиться. А во время парада Маланок шайки из разных углов одна за другой выходят на центральную улицу поселка и уходят, разыгрывая свое новогоднее представление.
Каждый населенный пункт на Буковине, так или иначе присоединяющийся к молнии, имеет собственные особенности проведения действа, своих персонажей и уникальную историю празднования Маланки. Вашковецкая Переберия смогла не только выжить в условиях имперских и советских запретов, но и приобрести уникальные черты и трансформироваться в соответствии с вызовами современности.
В Вашковцах есть шесть углов (частей города): Долишний, Орешний, Затепличный, Гнатышин, Кошково и Старый. Каждый год на Маланку углы соревнуются между собой за самые причудливые костюмы и маски, а также придумывают новые образы.
Маланковать в Вашковцах начинают ближе к вечеру 13 января. На улицах постепенно собираются младшие участники, чуть позже к ним присоединяются старшие, звучит музыка. Поздним вечером все сходятся на кладку на границе Гнатышиного и Горишнего углов на «боринку» между Медведями и Цыганами. После «боринки» молниеносные группы начинают ходить по домам, колядовать и танцевать.
Утром 14 января начинается фестиваль «Вашковецкая Маланка». Ряженные снова собираются в центре города, поют и развлекаются. Если в это время по улице проезжает машина, праздничная процессия останавливает ее и привлекает водителя к своим развлечениям. Здесь же проходит конкурс на самую лучшую маску.
Космач — одно из крупнейших гуцульских сел, имеющее 32 поселка. 13 января здесь празднуют Маланку, которую местные называют Щидрой . Готовясь к действу, маланкари шьют себе костюмы и изготовляют маски. В древности маски украшали вышивкой, раскрашивали, нашивали мех. Сегодня маски делают из силикона, особенно современные вариации традиционных образов.
Главными персонажами косматской Маланки, как и везде, являются Маланка и Василий. Сегодня их все чаще трактуют как пару молодоженов, и они, хоть и возглавляют походку, не всегда являются самыми активными ее участниками.
Маланкарское шествие — это своего рода театр, где каждый имеет свою роль. Но в отличие от традиционного украинского вертепа, где все происходит вокруг сюжета рождения Иисуса, косматская Маланка не использует сценарий.
Сейчас в селе есть примерно пять-шесть маланкарских групп. Действие начинается днем 13 января и продолжается до самой ночи. Группа посещает все дома на своем поселке, обязательно щедруют возле тех домов, представители которых находятся в группе. А там, где нет представителя, Черты идут спрашивать, можно ли ущербить.
Традиционная Маланка имела своей задачей пожелать благополучия и развеселить хозяев. В конце действа обязательно должны были затанцевать перед домом танец «на конопле». Им вызывают будущий урожай и желают хозяевам, чтобы все хорошо уродилось.
Автор — Украина