Закрыть
UA
Красота

Тень аромата в современном украинском искусстве

Поделись:

Ради представить вам спецпроект PinchukArtCentre и Marie Claire «Мода в искусстве» В рамках которого эксперты Исследовательской платформы арт-центра подготовят серию статей о взаимодействии искусства, моды и красоты. Сегодня говорим о парфюмерии. 

Фото экспозиции выставки «Тень травы», 2012, ЯГалерея. Фотограф Олег Самойленко

-content/uploads/2020/06/672_oooo.plus_.png» alt=»» width=»218″ height=»218″ /> Галина Глеба

Галина Глеба, искусствовед, автор ряда публикаций об украинском искусстве и фотографии, научная сотрудница Исследовательской платформы PinchukArtCentre.

Интерес художников издавна тяготел к парфюмерии, ведь запах способен влиять на людей и вызывать бурные эмоции. А создание совершенной парфюмерной композиции – это не меньше, чем написание романа, музыкальной формы, или же создание художественного произведения.

Реклама одеколона «Северный», автор макета и дизайна флакона Казимир Малевич (слева и справа увеличены моно ). Изображение взято на k-malevich.ru.jpg

Художники не только приобщались к разработке дизайна флаконов или стиля этикетов. Но и делали попытки создать собственные духи. Иногда и вовсе работали с запахом и восприятием человеком ароматов как с темой в искусстве. К примеру, Казимир Малевич разрабатывал для дореволюционного одеколона Северный фабрики Брокаръ и Ко дизайн флакона в форме хрустального полярного медведя на верхушке льдины-бутылочки.

Сальвадор Дали считал, что среди пяти органов чувств именно обоняние лучше всего передает чувство бессмертия, а парфюм способен превратить кого-либо в произведение искусства. А бельгийский художник Ги Блеус и в общем-то так жаловался отсутствием достойного интереса к запахам в изобразительном искусстве, что в 1978 году написал свой ольфакторный манифест «Острые ощущения от работы с запахами».

Аромат как инструмент наряду с краской, резцом, фотоаппаратом или даже телом может стать мощным средством художественной выраженности. Этот текст посвящен теме ароматов и концепции парфюмерии в практике современных украинских художников.

К примеру, в 2011 году художница Юлия Чемерис и парфюмер Евгений Лазарчук вместе работали над выставочным проектом «Image Inside», что состоялся в киевском музее современного искусства (ранее размещался на улице Глубочицкой, ныне на улице Фрунзе). Авторы задумали воспроизвести 12 месяцев года. Поочередно они делали эскизы своего видения темы, делились ассоциациями и образами каждый месяц и совместно сформировали живописно-парфюмерное воплощение года: 12 ароматов и 12 полотен, где картина и ее парфюмерный эквивалент составляют единое художественное произведение. Они неделимы так же, как невозможно представить осенний лес без аромата сухих хрустящих листьев и прелой земли.

Живописные композиции Чемерис тяготели к абстрактным и экспрессивным формам. В то время как ароматное воплощение Лазарчука выуживало из зрительского бессознательного новые и неожиданные образы. Аромат как литературное произведение давал возможность участникам самостоятельно представить абстрактный образ разных месяцев года. В частные коллекции эти художественные произведения также разлетелись образно-ароматными парами.

Читайте также: 6 АРОМАТОВ-АНТИДЕПРЕССАНТОВ ДЛЯ ТЕХ, КТО СТАЛ ОТ КАРАНТИНА

Совершенно по-другому к заказу создать художественную работу об выбранном запахе подошла художница Альбина Ялоза. Из всего разнообразия возможных вариантов Ялоза выбрала запах смерти, по словам художницы – он же аромат мокрой земли. После пленэра в Польше, где она проживала на исторической территории бойков (этнографической группы украинцев на склонах Карпат), эта самая первая ассоциация стала идейной основой картины, которую художница воплотила как ароматический образ смерти.

Носы, они же профессиональные парфюмеры, настоящие создатели. Они смело экспериментируют и объединяют и подбирают ингредиенты для духов так, чтобы создать иногда неожиданные и даже шокирующие композиции. К примеру, манкий и приятный аромат селективного духа может состоять одновременно из нот флер д’оранжу и анального секрета бобра. Остальные парфюмеры наоборот стремятся нарушать и подвешивать традиционные ожидания от ароматов. А потому намеренно создают экстравагантные композиции, имитирующие ароматы крови, спермы, пота. Того телесного секрета, что вызывает у людей брезгливость и сразу. Таким образом Носы подчеркивают духами идеи эмансипации телесности, а также влияют на видоизменение восприятия подобных одиозных запахов социумом.

Вид экспозиции «11 миров и 4 ощущения» 2016, галерея parfum büro

Однако не обязательно эпатировать ароматом или ингредиентами, чтобы нарушить привычные нормы и правила знакомства с парфюмом. Обычно мы знакомимся с ароматом на блокете и руководствуемся в восприятии своими предпочтениями. Но в 2016 году творческая группа по инициативе parfum büro и Port.agency представили украинскому зрителю альтернативный путь познания аромата в проекте «Одиннадцать миров и четыре ощущения».

Художники Алевтина Кахидзе и Люсьен Пигард де Губерт, поэтесса Мириам Драгина и дуэт Mova поощряли зрителей привлекать к восприятию аромата не только обоняние, но и другие органы слухов , как зрение, слух и осязание. Среди библиотек французских парфюмерных марок Olibère и Jacques Zolty, творческая группа выбрала 11 самобытных ароматов и создала интерактивную инсталляцию, которая приглашала к чувственному путешествию по ольфакторному миру. 11 кубов хоронили в себе разные методы познания выбранных ароматов. Этим проектом авторы показали, что то, как мы «читаем» ароматы, чем «пахнет» для нас искусство и «слушаем» ли мы поэзию, определяет наше умение изменять привычный подход в познании мира и углублять его понимание.

Читайте также: ПАРФЮМЫ С АРОМАТАМИ АЛКОГОЛЯ, КОТОРЫЕ ПЬЯТ И СОГРЕВАЮТ

Иногда художники рефлексируют на тему аромата и создают визуальные образы, а иногда наоборот – парфюмеры создают ароматические композиции на тему искусства. К примеру, парфюмерный бренд моноароматов DEMETER создал линейку арома-ассоциаций на музейные шедевры из собрания Третьяковской галереи. А нишевый бренд Comme des Garçons выпустил эксклюзивный аромат туалетной воды SERPENTINE, которую создали в честь открытия второй галереи знаменитой сети Serpentine galleries.

Именно вокруг духов «SERPENTINE» от Comme des Garçons украинский художник Лео Троценко в 2018 году создал свою критическую работу «Это вам не То (Здесь нам не Там)»<< /strong> на тему консюмеризма и восточноевропейского стереотипа об элитарном и упорядоченном «цивилизованном мире». В сотрудничестве с молодым украинским парфюмером Александром Кузьменецким художник снял короткометражный фильм, в котором задокументировал процесс создания кустарной реплики по знаменитому аромату.

Задачей парфюмера было воспроизведение аромата не с помощью рецепта и пропорций ингредиентов, а следуя его рекламному описанию и хештегам. Фильм представили на выставке «Мирный договор» выпускников Kyiv Academy of Media Arts и показали на подвесном экране, сшитом из пропитанных псевдо-ароматом блоктеров. Аромат ожидаемо получился совсем не похожим на оригинал. И это стало метафорой замысла авторов о постсоветском мире: как бы создавая реплику на «западный аромат», мы постоянно имитируем попытки стать «цивилизованным миром».

Вид экспозиции «Тень травы» 2012, арт-центр ЯГалерея в Днепре. Фотограф Олег Самойленко

Имитация всегда проигрывает оригиналу, какой бы привлекательной, трендовой или доступной она ни была. Она оставляет после себя шлейф самообмана. Нечестный поступок, неправильный выбор, он имеет в памяти свое место. А с течением времени и вовсе потеряет свою форму, но останется тень. Попытка рассказать о чем-то скрытом в глубинах памяти является «Тенью травы». Такое поэтическое название получил выставочный проект 2012 года, состоявшийся в ЯГалерее в Днепре.

Проект преследовал цель исследовать феномен памяти, так тесно связанный с ароматами. Стеклянные бутылки, выкопанные в киевском галерейном саду, стали частью экспозиции. Парфюмер и соучредитель арт-центра ЯГалерея в Днепре и сети Aromateque Concept Store Павел Мартынов наполнил емкости парфюмерией с запахом салона советской «Победы», а также квартиры, в которой прошло детство, и даже ароматом нового трехколесного велосипеда.

Читайте также: С КАКИМИ ПАРФЮМАМИ АСОЦИИРУЮТСЯ ТОКИО, РЕЙКЬЯВИК, БОМБЕЙ И БРЮГГЕ

Ароматы рассказывали свои истории и одновременно наталкивали зрителей на их собственные ассоциации и побуждали персональные воспоминания. А монументальная работа Анны Мироновой «Тень травы», графическое отражение травы на прозрачном пластике, дала название всей выставке. Среди художников к проекту присоединились Александр Бабак, Анна Войтенко и Анатолий Степаненко. Зритель рассматривал художественные произведения, но видел их только тенями от первоначальных форм: тенью травы, тенью семейного воспоминания, тенью далекого прошлого на безымянных пожелтевших фотографиях неизвестного автора.

Волну воспоминаний, которую поднимает в нашем сознании аромат, называют «феноменом Пруста». Однажды запах размякшего в липовом чае кекса всколыхнул воспоминания Марселя Пруста и перед глазами писателя вдруг возникли давно забытые воспоминания детства, как сцены прошлого. Это поразило Пруста и он еще долго удивлялся как крепко цепляется за давно забытые ароматы наша память. Каждый из нас владеет уникальной библиотекой ароматов своего опыта и воспоминаний. Для кого-то аромат молока будет запахом покоя и летнего отдыха в деревне, а другой вспомнит молочную кашу с детства, которая так крепко въелась в память как нечто невыносимое. Наши персональные арома-библиотеки могут отличаться кардинально и эти ассоциации только наши. Но там, где общие для разных людей образы и ассоциации от одинаковых ароматов, – появляется место искусству.

Вид экспозиции «Тень травы» 2012, работа Анны Мироновой, арт-центр ЯГалерея в Днепре. Фотограф Олег Самойленко