Ирэна Карпа не разменивается по мелочам и берет от жизни все, что оно дает. Создать свою группу, написать с десяток книг, работать журналисткой, первым секретарем по культуре посольства Украины во Франции, быть мамой, женой и в конце концов переехать в Париж. Не каждый за всю жизнь успеет сделать хотя бы половину из перечисленного, а вот Ирэна Карпа даже не называет себя многозадачным человеком: «Секрет в том, что я не делаю все одновременно».
В интервью для Marie Claire писательница рассказала о соцсетях, хейтерах, своих книгах, современном феномене блоггерства и отношении к бодипозитиву.
— В XXI веке мы все — многозадачные люди. Вы также мультиинструменталист. Как удается совмещать музыку, писательство, семью, а в прошлом даже дипломатическую работу? Часто чувствуете выгорание?
— Один из самых частых вопросов, которые мне задавали в жизни: кто вы больше — певица или писательница? Речь идет о моей группе QARPA с семью альбомами и десятком книг. Я заводилась говорить о Возрождении и своем убеждении в обязанности человека развивать все таланты, которые ему дал Боженька. И вот ура дождалась вопроса, когда журналист привычным тоном утверждает, что все мы многозадачные люди. Спасибо тебе, добрая девочка!
Секрет в том, что я не делаю все одновременно. Вот сейчас, например, я отвечаю тебе, а ребенок требует подключить его айпад. Я же просто издаю угрожающий рык и продолжаю писать, пусть подождет.
Работа с 09:00 до 18:45, как было заведено в нашем обществе, — это наименее «мое». Я привыкла работать, когда мне удобно — ночью, днем, на выходных, в транспорте, в телефоне и т.д. Поэтому и получалось, что кроме этих часов рабочего дня я все время занималась работой и вне офисных часов, в отличие от коллег, исключающих рабочий комп и уходящих домой, в семью. Никто мне в этом не виноват, конечно, это мои резиновые лимиты. А когда удавалось убежать от работы и детей и заскочить на террасу кафе — я писала, писала, жадно писала. Это было время для меня и текста. А все равно удивительно, как удалось написать целый роман через два года.
Домашние дела — закупки и приготовления пищи — меня не истощают, а наоборот вдохновляют. Я обожаю кормить тех, кого люблю. А еще я просто многое хожу в кино. И учусь на сценариста. Возможно, секрет невыгорания как раз в этих коротких перебежках между видами деятельности. Самая любимая перебежка – к концертам QARPA. Обожаю эти обмены энергией с публикой. Хотя, конечно, и выкладываюсь полностью, до последней капли. Это просто опыт, который не сравнить ни с каким другим. А недавно мы с Dan Alien начали работать над танцевальным проектом и презентовали сингл Angel23.
Все когда-нибудь закончится, жизнь тоже.
— Если бы вам нужно было представиться перед новым знакомым, чтобы в первую очередь рассказали о себе: о том, что вы писательница, музыкант, социальная деятельница?
— Мне часто бывает стыдно рассказывать все, еще подумают, что я придумываю. Все эти годы говорила людям во Франции, что я дипломат. Реагировали довольно вяло и без интереса. На писательницу и музыкантку реагируют поживее. А на социальную активистку с рассказами об украинских революциях и волонтерстве – лучше, потому что видно я сама включаюсь наиболее эмоционально.
— Недавно вы перестали быть дипломатом. Жалеете, что этот этап свершился, или, наоборот, рады?
— Все когда-нибудь закончится, жизнь тоже. Что уж говорить об этапах. Я все время, сколько себя помню, работаю по проектному принципу. По телевидению, в печатной прессе. Есть начало проекта, есть его конец, есть гонорар. Здесь все тоже самое. Работа в посольстве была моим проектом в последние три с половиной года. Я рада, что был такой опыт. Но не цепляюсь за него, потому что ужаснее всего было бы провести жизнь однообразно.
Я писательница. Это все-таки левел ап от блоггера.
— Были ситуации, когда думали, что эта сфера вам не подходит, а должность, во многих смыслах этого слова, сковывает движения?
— Да, конечно. Посол настаивал на том, чтобы я не ездила в Украину, например. Чего-то его тревожили возможности моих концертов или посещение фестивалей, на которых я могла бы отбирать контент для культурного экспорта (не спрашивайте, где логика). Ну, а еще нельзя было комментировать внутриполитические ситуации — ни нашу, ни французскую. Думаю, это нормально в мире дипломатов, но на душе скребло из-за запрета выражения моих политических взглядов на последних выборах, например. Все-таки я опинион-мейкер. И сидеть с заклеенным ртом не годится.
Детокс от виртуального мира — острая необходимость.
— Поговорим о соцсетях. Вы активно ведете свой аккаунт в Инстаграмме, можете назвать себя еще и блоггером?
— Я писательница. Это все-таки левел ап от блоггера. Но писать в соцсети я люблю. Особенно когда люди с моих постов хохочут или чувствуют поддержку. Мой стиль – самоирония. И развенчание мифов о каком-то условном суперчеловеке.
— А как относитесь к современному феномену блоггерства. Считаете ли это работой или все-таки хобби?
— Для тех, кто этим зарабатывает на жизнь — это работа. Для тех, кто постится отфильтрованные фото и философские размышления о жизни для брани — хобби. Для тех, кто ворует чужие мысли и делает на них имя — самодурство.
— Есть такое понятие — цифровой этикет. Ваши подписчики часто его нарушают?
— Гм. Я как-то очень просто и неформально к этому отношусь.
— У вас есть активные хейтеры? Знаете, такие, у которых есть время создавать фейковые аккаунты и писать образы. Блокируете их или пишете в ответ что-то не менее чувствительное?
— Ой, знаешь, раньше я как-то парилась и вступала в полемику, писала какие-то черные шутки, которые человека ставили на место, а потом забила и просто отправляю в бан. Таким образом мои активные хейтеры умирают в зачатках. Впрочем, должен сказать, их почему-то не так много. Может того, что когда сама из себя ржешь, нужно быть уже тупым одноклеточным, чтобы к тебе прицепиться.
Люди, усиленно ругающие чужой бодипозитив, сами больше предпочли бы быть подтянутыми и подсушенными фитнес-курочками, чем веселыми пончиками.
— Ирэна Карпа в реальной жизни и в социальных сетях — один и тот же человек? Есть ли место определенному образу?
— Нет, ну ясно, что я не выкладываю фоточки с перехваченной рожей или в образе мокрой курицы. Людям и своего блага такого хватает. Выкладываю что-то, что мне самой ок, а комплектую историей, которая недавно произошла и во мне что-то вызвала. В принципе все.
Я не сижу и не выискиваю какую-то специальную мотивационную мудрость, как то сейчас принято делать. А когда просто какие-то смешные или хорошие моменты — шлю их во строго.
— Если мы уже заговорили об Инстаграм, не могу не вспомнить ваши подписки, они очень разнообразны — от небольших блогов, даже книжных, до писателей и путешественников. По какому принципу выбираете, на кого следует подписаться и как фильтруете свою ленту.
— Да у меня вообще какие-то рандомные подписки, никак не фильтрую. Когда-то, в начале, вообще набрали каких-то людей, у которых по сто подписчиков, потому что они на меня подписались. Посты у них скучные, какие-то бесконечные неинтересные селфи, а отписаться страшно, вдруг у человека депрессия от этого начнется (она же точно увидит мою отписку, ги-ги).
— Возникает желание иногда сделать детокс от социальных сетей? Позволяете себе не заходить на почту, в Инстаграм и в мессенджеры хотя бы день или работа и жизнь в современном мире невозможны без этих атрибутов.
— Да вот все все что-то от меня хотят: если не интервью, то какой-то текст. И что самое страшное – я же хочу тоже, ги-ги. Того сложно полностью отключиться: коммуникация главная проходит через соцсети. Но вот осталась мне неделя на острове, то может быстренько «хвосты» подтяну и отключусь на чуть-чуть.
Это правда: детокс от виртуального мира (а он у нас часто активнее в эмоциональном плане, чем мир офлайн) — острая потребность. Как для творческого человека, чтобы прекратить слышать белый шум и услышать внутренний голос, так и для любого современного человека. Услышать себя, наблюдать свои реакции на солнце, шум воды, падение листа. Даже бег собаки может принести невероятное переживание (если его сразу не снимать на айфон и не выкладывать в сторож).
Все детство я была «поезд-пассажирный», мне доставалось от жестоких детей.
— О вашем отношении к феминизму вы неоднократно рассказывали, а как воспринимаете бодипозитив. Думаете, это только тренд, который меняется раз в десяток лет, или уже устоявшаяся норма?
— Думаю, что это тренд. Но хорошее и правильное — свидетельствует о влечении общества к толерантности и успокоению. Вообще было бы круто, если бы все перестали осуждать всех. А главное — оставили в покое самих себя. Но никогда так не будет. Даже самый яростный демократ выругается на марокканца, который обманет его на базаре или подрежет на машине, и хоть о себе назовет его долбанным арабом. Так же и люди, усиленно ругающие чужой бодипозитив, сами больше предпочли бы быть подтянутыми и подсушенными фитнес-курочками, чем веселыми пончиками.
Лично я очень люблю пышные формы, Моника Белуччи — мое все. Но тут же я стремлюсь к пропорциям, свидетельству здоровья и легкости передвижения этих женщин. Чтобы им действительно было комфортно с собой жить, а не только на взгляд. Тогда это правда полное энергии, жизни и секса тело.
У меня есть такие подруги, они себя любят такими, как есть, и мужчины их любят больше озабоченных анорексичек. У меня с моим ростом права на бодипозитив нет — я сразу стану веселым шариком, и не спасут меня никакие тенденции.
После успеха предыдущей книги следующую начать всегда труднее.
— Кстати, никогда не хотели написать книгу на актуальную, «горячую» тему, как говорится: бодипозитив, неприятие своего тела, харасмент, война, беженцы, проблемы экологии.
— Я пишу только о том, в чем знаю. О том, как быть толстой и страдать от этого — могла бы написать, все детство я была «пассажирный-жирный», мне доставалось от жестоких детей. Но взяла себя в руки и стала такой, какой себя устраивала. Кстати, я писала об этих методах «скакания в целлофане» в моих книгах «Добло и Зло» и «Из Росы, из Воды и из Калабани». Был такой ужас бабушки, ага.
Об экологии написала детскую книгу «День всех белок». Там, собственно, звери и сознательные люди борются за сохранение леса от захваченных застройщиков и коррумпированных чиновников.
Харасмента — психологического больше, чем физического — есть немало в последнем романе «Хорошие новости из Аральского моря»< /a>. Там же отчасти о войне, которая так или иначе сегодня является частью сознания каждого из нас, за исключением тех, у кого добровольная лоботомия.
Переселенцы — очень важная, глубокая тема. Переизобретание себя, строительство своей жизни с нуля. У меня есть такие живые примеры среди друзей. Врачи, судьи, преподаватели, художники. Не знаю, кто-то уже художественно работал с темой вынужденных украинских переселенцев. Как им отказываются сдавать жилье, харашят, что они «донецкие» и должны сами валить на фронт, а не здесь прятаться, что все «через них», что для их детей нет места в школе. Кто-нибудь из нас может поставить себя на их место? Гуманитарная пропасть приоткрыла пасть… Эсеистика за это точно бралась. А самая лучшая книга, написанная самим переселенцем — это «Долгота дней» Владимира Рафеенко.
— Совсем недавно у вас вышла новая книга. Конечно, рано об этом спрашивать, но творческие люди всегда в поиске идей. Уже думали о чем может быть новый роман? Если это будет роман, конечно.
— Да, ровно год назад я закончила рукопись «Добрых Новостей из Аральского Моря». Около 600 страниц текста. Было по-всякому: хотелось то бросить все это, то перебить четырех героинь. Когда я звонила психоаналитику, это были скорее сеансы для Богданы, Риты, Маши и Хлои (герои книги — ТС), чем для меня. Очень переживала, как они «зайдут» читательницам.
Издатель, с которым мы разошлись, кисло предсказал мне малые продажи, так как 600 страниц текста. И что мы имеем сейчас? С новым издателем — #Книголов — мы допечатываем третий тираж и единственная претензия от моих читателей: «А чего все так быстро закончилось? Требуем продолжения!» Думаю, посоветуюсь об этом с крестной матерью книги — продюсером Олесей Ногиной. Если не станем снимать по книге сериал, может, и напишу продолжение? Одним словом, я открыта для новых идей. Хотя после успеха предыдущей книги следующую начать всегда труднее, но мы прорвемся. Мне очень важны отзывы читателей. Когда они находят в моих историях что-то свое, для меня это важнее любых знаков отличия. Потому что я пишу для живых людей.
— Вы хоть и живете в Париже, с Украиной связь не разрываете. Как считаете, в каком направлении, особенно культурном, сейчас движется наша страна?
— Мне кажется, Украина движется в правильном направлении. Киев стал очень космополитичным и свободным. Кофейни, вечеринки, ЗОЖ, коворкинги, стрит-арт. Все кипит и бурлит. Много нового интересного дизайна, фэшена, музыки.
Украина стала прекрасным новым направлением для туриста с софистикейтед предпочтениями. В то же время есть немало проблем. Одна из болезненных – закрытие независимых кинотеатров. Хочется, чтобы и массы подтягивались в плане вкуса и культуры по прогрессивной части общества. Не хипстерскими же единственными барами.
Фото: Юлия Вебер