Сейчас около 2 миллионов украинских детей не имеют полноценного доступа к офлайн-образованию. В частности дистанционная форма вызывает образовательные потери. Это демонстрирует исследование PISA-2022, которое, по сути, дает срез уровня знаний учащихся во время дистанционного обучения. По этим результатам образовательные потери у украинских детей достигают 1,5 — 2 года.
«Из-за пандемии COVID-19 и полномасштабной войны, которую развязала РФ в Украине, многие ученики имеют пробелы в обучении. В прошлом учебном году учителя помогали ученикам наверстать эти потери и будут продолжать это делать со 2 сентября. И наша задача, как министерства, — поддержать их в этом. Помощью для нас также являются общественные проекты, МОН заинтересовано поддерживать и развивать такие инициативы», — отметил заместитель Министра образования и науки Андрей Сташкив.
С этой целью в Украине заработала Экосистема для наверстывания образовательных потерь, которая позволяет украинским школьникам массово применять Искусственный Интеллект, интерактивные кейсовые уроки и «Убер-Школу» для преодоления пробелов в знаниях. Впервые Экосистема внедрена в Цифровых образовательных центрах, созданных Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Ассоциацией инновационного и цифрового образования в Одесской, Николаевской и Херсонской областях.
«Наша команда разработала Экосистему наверстывания образовательных потерь, которая позволит украинским школам широко применять инновационный формат «перевернутого класса», используя такие инструменты как: искусственный интеллект, интерактивные кейсовые уроки и Убер-Школа, что в корне меняет процесс обучения. Сейчас мы используем эту систему именно для наверстывания образовательных потерь, поскольку это является актуальной проблемой как для системы образования, так и для учеников, которые вынужденно пропустили много учебного материала», — рассказывает Исполнительный директор Ассоциации инновационного и цифрового образования Мария Богуслав.
Суть «перевернутого класса» заключается в том, что ученики самостоятельно прорабатывают материал, а учителя помогают им, выполняя роль ментора, а не транслятора знаний. Этот принцип обучения сейчас широко применяется в США и странах ЕС.
Экосистема по восполнению образовательных потерь позволяет ученикам проходить тестирование на основе Искусственного Интеллекта, который определяет уровень знаний выбранного предмета, после чего зеленым, желтым и красным цветами показывает, какие темы усвоены хорошо, а каким нужно уделить внимание. После этого ученик/ученица самостоятельно изучает эти темы с помощью интерактивных кейсовых уроков на этом же портале.
Видео-инструкция пользования Экосистемой наверстывания образовательных потерь.
С начала запуска технологии «перевернутого класса» ученики для самостоятельной работы использовали видео-лекции, но многие исследования, в частности то, которое было проведено американской компанией Wistia, специализирующейся на предоставлении услуг видеохостинга для бизнеса, показывают, что после пятой минуты просмотра любого обучающего видео, ученики теряют концентрацию на 60%, то есть с шестой минуты они уже не могут полноценно усваивать учебный материал.
Читайте также: ПЕРВОЕ ЗОЛОТО УКРАИНЫ НА ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ 2024 И ЕЩЕ ТРИ МЕДАЛИ
Поэтому в Экосистеме восполнения образовательных потерь используются интерактивные кейсовые уроки, которые гораздо эффективнее видео-лекции, ведь имеют определенный сюжет и персонажей, а еще тестовые вопросы, которые встроены в урок. Это позволяет ученикам постоянно взаимодействовать с контентом. В процессе обучения в таком формате ученики при необходимости могут задавать вопросы учителю, который сопровождает их обучение.
Экосистема пока применяется в 16 Цифровых образовательных центрах (Digital Learning Centres / DLC), которые работают в Херсонской, Николаевской и Одесской областях, и реализуются в рамках совместного проекта Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Ассоциации инновационного и цифрового образования при поддержке Глобального партнерства ради образования (GPE) и Министерства образования и науки Украины.
«В течение урока один учитель может одновременно и эффективно взаимодействовать с учениками разных классов, которые 80-90% материала овладевают самостоятельно и спрашивают о помощи учителя тогда, когда имеют конкретный вопрос, на который учитель отвечает индивидуально в процессе занятия. Также благодаря тестированию на основе Искусственного Интеллекта, который встроен в Экосистему, учеников можно объединить по уровню знаний, что еще больше повышает эффективность обучения», — отмечает Анатолий Игнатович, координатор образовательных проектов ЮНИСЕФ.
Впоследствии такая система может заработать во многих школах Украины, особенно в тех общинах, где обучение офлайн пока невозможно из-за условий безопасности.
Например, если в населенном пункте нет возможности обеспечить очные занятия, то Экосистема восполнения образовательных потерь предоставляет возможность ученикам оперативно задать вопрос учителю онлайн. Для этого в Экосистеме предусмотрен модуль, который называется «Убер-Школа» — благодаря этому приложению на портале можно мгновенно запросить помощь учителя дистанционно, без использования сторонних сервисов.
«Именно такой алгоритм: тестирование на основе ИИ + самостоятельное обучение с помощью интерактивных кейсовых уроков + общение вживую или онлайн с учителем при необходимости ученика, мы сейчас начали успешно внедрять во время наверстывания образовательных потерь для учащихся 9-11 классов по пяти основным предметам: алгебра, геометрия, история Украины, английский и украинский языки», — говорит Мария Богуслав.
Первые месяцы использования Экосистемы показали, что подросткам нравится самостоятельно проходить тестирование и исследовать определенные темы, привлекая учителя только по собственному решению, когда они испытывают трудности, которые не могут решить самостоятельно.
«Мне нравится такой формат, ведь я самостоятельно управляю процессом своего обучения: прохожу тестирование и понимаю, что мне нужно наверстать. Затем в удобном для меня темпе прохожу интерактивные кейсовые уроки, которые намного интереснее, чем обычные упражнения в школе, а возможность спросить консультацию позволяет мне воспринимать учителя как помощника», — рассказывает Полина, ученица 10 класса и посетительница Миролюбовского Цифрового образовательного центра на Херсонщине.
Экосистема по восполнению образовательных потерь бесплатная и уже доступна всем украинским ученикам 9-11 классов, которые проживают на территории Украины или находятся за рубежом.