
Одесский кинофестиваль представляет программы о войне, семье, эмиграции и памяти
Сложные стороны жизни на большом экране.
16-й Одесский международный кинофестиваль, который пройдет с 24 сентября по 4 октября анонсировал четыре тематические программы. В них режиссеры из разных стран исследуют сложные стороны человеческого опыта — от личных травм до вызовов, эмиграции и семейных кризисов.
«Фильмы сочетают различные кинематографические стили: от камерной психологической драмы до многоуровневой метафорической истории, развернутой на протяжении целого века. Но все они обращаются к зрителю напрямую, напоминают о стоимости времени, неизбежности перемен и о том, как хрупкая человеческая близость может оказаться самой прочной опорой в столкновении с испытаниями», — рассказывают в ОМКФ.
В рамках программы «Фокус на Польшу», которая проходит при поддержке Института Адама Мицкевича и Польского Института в Киеве, покажут такие ленты:
«Санаторий под клепсидрой» («Sanatorium pod klepsydrą») 1973, Польша, реж. Войцех Ежи Гас
Сюрреалистическое путешествие Йозефа сквозь еврейский городок становится поиском его умершего отца. Санаторий, где время останавливается и одновременно оживляет прошлое, превращается в пространство абсурда и призрачных встреч: от мальчика с альбомом марок до солдат, наказывающих за сны, и слепого кондуктора — символа смерти. Это кино, в котором грань между реальностью и сновидением окончательно стирается.
«Страх» («Lęk») 2023, Польша / Германия / Швейцария, реж. Славомир Фабицкий
Две сестры, Малгожата и Люция, отправляются в важнейшее совместное путешествие. Карьеристка Малгожата, которая борется с неизлечимой болезнью, хочет уйти из жизни на собственных условиях, тогда как Люция пытается убедить ее жить. Это история о противоречиях, которые могут разделить, но и о любви, способной вернуть утраченную связь. Путешествие, полное смеха и слез, становится одновременно поиском близости и последним прощанием.
«Имаго» («Imago») 2023, Польша / Нидерланды / Чехия, реж. Ольга Чайдаш
Конец 1980-х на польском побережье. Старая система разрушается, новая еще не появилась. Эла, самая младшая из девяти детей в семье, ищет свой путь в контркультуре, мечтах и свободе, но неотвратимо сталкивается с реальностью. Лента превращает историю взросления в портрет целого поколения, которое жило между двумя мирами.

Кадр из фильма «Имаго»
«Год в жизни страны» («Rok z życia kraju») 2024, Польша, реж. Томаш Вольский
События Польши 1981 года разворачиваются в стиле «найденной пленки», полной абсурда и живой энергии. Введение военного положения, танки на улицах, пропаганда и репрессии против «Солидарности» создают атмосферу тотального контроля. Фильм сочетает трагичность исторического момента с фарсовостью повседневности — очередями за туалетной бумагой и тщетными попытками власти сломить народный дух.
«Собственность» («The Property») 2024, Израиль/Польша, реж. Дана Модан
Через два месяца после смерти сына Регина отправляется вместе с внучкой Микой в Польшу. Официальная цель путешествия — возвращение семейного имущества, конфискованного во время Второй мировой войны. Но за этим скрывается еще одна, гораздо более интимная причина: поиск первой любви, с которой Регина была вынуждена расстаться семь десятилетий назад. Фильм раскрывает тему памяти, потерь и попыток примириться с прошлым.

Кадр из фильма «Собственность»
«Немые деревья» («Drzewa milczą») 2024, Польша / Германия / Дания, реж. Агнешка Звефка
16-летняя курдская девочка Руна вынуждена повзрослеть после того, как ее мать погибает в лесу на польско-белорусской границе. Она берет на себя ответственность за четырех младших братьев и подавленного депрессией отца. Жизнь в лагере для беженцев, страх депортации, стремление получить образование и стать юристом — все это переплетается с ее внутренним миром, который оживает в рисунках. Частично анимационный фильм превращает личную историю взросления в метафору глобального кризиса беженцев.

Кадр из фильма «Немые деревья»
«Лес» («Las») 2024, Польша/Чехия, реж. Лидия Дуда
В Беловежской пуще семья создала собственный рай, далекий от проблем современного мира. Но с появлением беженцев эта идиллия разрушается. Помощь тем, кого не хочет принять ни Польша, ни Беларусь, становится вызовом, меняющим и взрослых, и детей. Маленькие игры превращаются в отражение реального кризиса: рыцари и принцессы исчезают, их место занимают беженцы и пограничники. Фильм обнажает влияние большой политики на частные жизни.

Кадр из фильма «Лес»
«Ассистент» («Człowiek do wszystkiego») 2025, Польша/Великобритания, реж. Вильгельм Саснал, Анка Саснал
Йозеф Марти, скромный переплетчик, становится ассистентом изобретателя и постепенно превращается в человека, готового выполнять любые поручения. Втянутый в напряженность чужой семьи, он пытается удержать собственное достоинство. Это история о власти, покорности и личных границах, которые так легко стереть, когда оказываешься в чужом мире.
Программа «Дружескими глазами» представляет следующие фильмы:
«Временное убежище» («Temporary Shelter») 2024, Исландия, реж. Анастасия Бортуали
На фоне величественного сияния северных небес и драматических извержений вулканов разворачивается история о людях, которые ищут убежище в мире, рассыпавшемся на обломки. «Временное убежище» — это метафора хрупкости нашего существования. Фильм напоминает, что даже в самые мрачные моменты дух способен не просто выдержать, но и найти силы для возрождения.
«Виктор» («Viktor») 2024, Дания / Украина / Франция / США, реж. Оливье Сарбиль
Харьковский парень Виктор — глухой, но слышит мир по-своему. Он мечтает стать воином, защищать родную землю, однако армия отказывает ему снова и снова. В первые дни вторжения он отправляется на собственные поиски смысла и места в реальности, где звук взрывов остается для него невидимой тишиной.
«Чем дольше ты кровоточишь» («The Longer You Bleed») 2025, Германия / Украина / Великобритания, реж. Юэн Уодделл
Берлин становится временным домом для перемещенных украинцев, которые ежедневно смотрят на войну сквозь экран смартфона. Камера режиссера наблюдает за его партнершей и ее друзьями, которые пытаются приспособиться к новой жизни, борясь с парадоксом дистанционной травмы: физически далеко, но эмоционально — внутри ужасов. Абсурдистский юмор становится их защитным щитом, а фильм превращается в медитацию о том, как цифровое пространство меняет наше восприятие войны и самой боли.
В программе «Семейные ценности: жизнь»:
«Лето в декабре» («Verano en diciembre») 2024, Испания, реж. Каролина Африка
Фильм переносит зрителей в дом Терезы — пространство, где соберутся ее дочери и пожилая свекровь с деменцией, живущая под ее опекой. Все они сойдутся на годовщину смерти отца. Встреча превратится в эмоциональное противостояние: разные характеры сестер — заботливой, мятежной, дикой, авантюрной и отстраненной — станут причиной острых конфликтов. Главные героини будут вынуждены посмотреть в лицо собственным страхам, разочарованиям и невысказанной грусти.

Кадр из фильма «Лето в декабре»
«Они станут пеплом» («Polvo serán») 2024, Испания/Швейцария/Италия, реж. Карлос Маркес-Марсет
После диагноза неизлечимой болезни Клаудия решает осуществить свое последнее путешествие в Швейцарию. Ее неизменный спутник Флавио, с которым они прошли более сорока лет жизни, решается пойти с ней этим путем в один конец. Это нежная и глубокая история о любви, преданности и достоинстве.
«После вечеринки» («After Party») 2024, Чехия, реж. Войтех Стракатый
Беззаботная жизнь 23-летней Индришки рушится в один день. Когда в дом приходят коллекторы из-за долгов ее отца, девушка оказывается перед непростым выбором: помочь отцу или спасти себя. Фильм исследует тему взросления в условиях, когда надежды сталкиваются с жестокой реальностью.

Кадр из фильма «После вечеринки»
«Скажи ей, что я люблю ее» («Dites-lui que je l’aime») 2025, Франция, реж. Романа Боринже
Романа берет за основу книгу Клементины Отен о ее матери, чтобы создать киноисторию, которая становится для автора мучительным путешествием в собственное прошлое. Экранизация заставляет ее встретиться с самой большой травмой детства — исчезновением матери, которая оставила девочку, когда той было всего девять месяцев.
«8», 2025, Испания, реж. Хулио Медем
Лента состоит из восьми эпизодов, снятых в виде восьми непрерывных кадров, охватывающих 90 лет жизни Октавио и Адели. Их судьба неразрывно связана числом 8, которое становится символом истории двух людей на фоне ключевых событий новейшей истории Испании.
Среди лент программы «Семейные ценности: дети»:
«Львица» («Emalõvi») 2024, Эстония / Германия / Латвия, реж. Лийна Тришкина-Вангатало
Исчезновение 15-летней Стефи разрушает жизнь ее матери Хелены. В отчаянии она готова переступить грань разума, ведь безумие может стать единственным путем к восстановлению любви и примирению.
«О Луисе» («Es geht um Luis») 2024, Германия, реж. Лючия Кьярла
Констанца и Йенс пытаются сохранить любовь и гармонию, но их отношения рушатся, когда их сына Луиса начинают травить в школе. Родители стоят перед дилеммой: подчиниться общественным правилам или бороться за право ребенка на защиту. В то время Луис, оставленный наедине со своей болью, начинает падать в опасную спираль неопределенности.
«Инструкции не прилагаются» («Sin instrucciones») 2024, Испания, реж. Марина Сересески
Лео — беззаботный ловелас, жизнь которого вращается вокруг удовольствий и легких романов на Канарских островах. Но однажды все меняет неожиданный визит: бывшая любовница оставляет ему их маленькую дочь и исчезает. Сначала Лео пытается вернуть ребенка матери, но неудачные попытки заставляют его научиться ответственности и отцовству. Годы счастья и любви неожиданно прерывает возвращение матери, которая хочет забрать дочь обратно.

Кадр из фильма «Инструкции не прилагаются»
«Мой неразлучник» («Mon inséparable») 2024, Франция, реж. Анн-Софи Байи
Мона живет вместе со взрослым сыном Жоэлем, который имеет инвалидность и работает в специализированном учреждении. Жоэль влюблен в коллегу Осеан, о чем его мать даже не догадывается. Когда же становится известно, что Осеан беременна, тесные и почти неразрывные отношения матери и сына начинают рушиться.
«После лета / Связь мачехи» («Tras el verano») 2025, Испания, реж. Йоланда Сентено
Паула, Рауль и Дани — семья. Но каждый день Пауле напоминает реальность: Дани не ее родной сын. Она вынуждена преодолевать вызовы, чтобы найти свое место в новосозданной семье. Супружеский кризис становится переломным моментом — существует риск, что Паула потеряет связь с мальчиком навсегда.

Кадр из фильма «После лета/Связь мачехи»
«Люкке после родов» («Lykke post partum») 2025, Швеция, реж. Алекс Ландгрен, Карен Хелен Хаугард
Жизнь на ферме в Швеции должна была быть полна радости: Люкке и Кристиан становятся родителями во второй раз. Но послеродовая депрессия Люкке погружает семью в темноту. Кристиан пытается спасти ситуацию, но в конце концов не выдерживает и уходит, оставляя жену одну в борьбе за детей и собственное равновесие. Люкке приходится пройти путь от отчаяния к надежде, чтобы возродить силы и восстановить семью
Фото: предоставленные пресс-службой
Больше от
- Легендарная Изабель Юппер в ленте «Самая богатая женщина мира»
- Много любви, Рим и кепи Ruslan Baginskiy: новый трейлер «Эмили в Париже — 5»
- «Премьера, которая не состоится» — выставка о памяти, боли и наследственности украинской культуры
- Северное сияние и эльфы: как будет выглядеть и какая программа будет у «Резиденции Санты» на ВДНХ
- «Очень странные дела 5»: когда раскроют последние тайны — дата и время