
«Новая оптика героизма»: интервью с режиссером фильма «Второе дыхание» Марией Кондаковой
«Второе дыхание» — финальная часть документальной трилогии Марии Кондаковой о людях войны и их выносливости. В ленте пятеро украинских ветеранов после тяжелых ранений совершают восхождение на Килиманджаро. Премьера — 9 октября 2025 года во всех кинотеатрах Украины. В ожидании ленты мы поговорили с режиссером об идее и процессе ее создания.
Вы с 2014 года живете во Франции, но все эти годы в своих фильмах говорите о российско-украинской войне. Как этот выбор повлиял на жизнь и творчество?
Я думала, что люблю испытания. Теперь знаю точно — испытания любят меня. Во время съемок моего первого документального фильма «Inner Wars» (2022, Arte France) я дважды едва не погибла в зоне АТО. Получив травму на передовой, чудом избежала инвалидной коляски. Когда стоишь за камерой в опасной зоне, реальность воспринимается иначе: иногда забываешь о собственной безопасности, а уже в самой ситуации понимаешь — дороги назад нет. Я быстро повзрослела: приходилось принимать критически важные решения и договариваться с военными разного ранга. Уважение и доверие завоевываются смелостью и ответственностью.
Этот опыт научил: несмотря на несправедливость и боль, надо отдаваться своему делу до конца — а дальше que sera, sera. Усилия всегда вознаграждаются.
Фильм, за который я заплатила собственным здоровьем, сделал меня известной во Франции. Сегодня я эксклюзивно представляю Украину на главном новостном канале BFM TV (ранее в течение двух лет работала с LCI). Меня приглашали выступать с речами на государственных церемониях, я имею круг знакомств в дипломатической и политической среде — и это большая честь, потому что я представляю Украину. В этом году Пьер Лескюр пригласил меня героиней программы «Beau Geste» — эпизод посмотрели 610 тысяч зрителей, рекорд за восемь лет. Это показало, что мир готов слышать и видеть наши истории.

Я могла бы просто жить в Париже и снимать рекламу (L’Oréal Paris и другие бренды), но чувство долга во мне победило. Поэтому поехала на передовую — дать голос женщинам, которые добровольно взяли в руки оружие. Так появился «Inner Wars». Продюсеры хотели интервью «после фронта», я знала: правда должна звучать там, где рождается — на передовой.
В 2023-м я срочно сняла историю об украденном войной детстве — короткий метр «Blueberry Summer». За два месяца написала сценарий, нашла французское финансирование вместе с 2 Braves Productions. Фильм получил 10 международных наград, номинирован на «Золотую юлу» (одержал победу как лучший короткометражный игровой фильм в 2025 году) и вышел на France 3 и TV5 Monde. В 2024-м снимала для France 2 документальный фильм о пассажирах «Укрзалізниці»: от эвакуационного поезда из Покровска до Шостки, Сум, Одессы, Харькова, Днепра, Львова, Рахова и Киева. Я видела слезы и радость, надежду и веру — и это главная причина, почему я продолжаю.
«Второе дыхание» — финал моей трилогии. Это фильм о силе духа и будущем, которое творят люди, способные превращать боль в движущую энергию. Они ломают стереотипы, ценят каждое мгновение, вдохновляют других. Наблюдая за ними, я научилась смотреть на жизнь по-новому: Second Wind навсегда изменил мое мировоззрение.

С 2014 по 2025 год я документирую судьбы людей во время войны. С камерой в руках прошла путь от блиндажей под минометным огнем на Светлодарской дуге — до состояния нирваны на вершине Килиманджаро. Было очень тяжело физически (работала с травмой, иногда на обезболивающих) и морально. Откуда силы? Я хочу, чтобы мир услышал истории моих героев. Чувствую себя амбассадоркой их голосов.
Когда началась полномасштабная война, вы не остановились — наоборот, сняли еще один фильм. Почему остались в документалистике, а не перешли сразу в игровое кино?
Украинцы творят новую историю Европы. Я документирую это время через свидетельства людей, чья храбрость и стойкость поражают мир. Каждый раз удивляюсь нашему духу свободы. Да, бывает очень трудно. Я ничего не «фильтрую», пропускаю через себя и рассказываю эти истории на французском телевидении. После эфиров иногда ухожу со слезами, но отзывы зрителей — «нас тронуло, как помочь?» — дают силы. Это мотивирует продолжать журналистскую и дипломатическую деятельность, чтобы быть полезной Украине.
Благодаря этой работе меня пригласили в качестве почетного гостя в НАТО на третью годовщину полномасштабного вторжения. Я показала тизер Second Wind вместе с продюсером Геннадием Газиным и героями Владиславом Шатило и Михаилом Матвиевым — и впервые услышала от представителей НАТО: «Спасибо за то, что вы делаете».
Следующее мое кино — художественное: история женщины-воина, которая возвращается домой в сердце Карпат. Это квинтэссенция опыта последних лет: хочу передать осмысленную эмоцию через художественную реальность.

В «Втором дыхании» герои — люди с опытом ампутаций. Какую «новую оптику» героизма вы хотели показать?
Это первый с начала полномасштабного вторжения документальный фильм, где главные герои — военные, но фильм не о войне. Это переосмысление человеческих возможностей и выносливости, револьт против клише о жизни людей с физическими ограничениями. Пределы существуют — но прежде всего в голове.
Фильм о молодости, вере в себя и других, о силе духа в высокогорных испытаниях. О том, что жизнь продолжается, и каждый выбирает — быть жертвой или владеть ситуацией.
Во Франции на третий год войны чувствуется усталость от новостей об Украине. Верю, что этот фильм станет сенсацией и снова привлечет внимание к темам протезирования и потребностей армии. Геннадий Газин, продюсер и автор идеи, очень тонко чувствует время и смыслы, полезные для общества. Когда услышала его замысел, увидела фильм. Мне повезло с партнером и героями: с такой командой никакие границы не существуют. Реальность — следствие того, во что ты веришь. Мы ответственны за свой выбор.
Когда я рассказываю о Second Wind в Париже, Каннах, Лондоне, Брюсселе, Нью-Йорке — люди искренне заинтересованы посмотреть фильм. Наши герои разрушают стереотипы: их красота, юмор и харизма не оставляют равнодушных.

Что для вас героизм сегодня: физическое преодоление или способность оставаться собой несмотря на потери?
Героизм — находить силы замечать позитив, сохранять надежду и любовь даже в самые страшные времена. Не останавливаться, что бы ни случилось. Физическое преодоление — это выдержка и воля, которые надо воспитывать (иногда они даются от природы). Чтобы оставаться собой, нужно постоянно меняться: выходить за собственные границы, расширять знания, мысли, действия, физические и моральные.
Это первый случай, когда украинские кинематографисты поднялись на Килиманджаро и сняли там полнометражный документальный фильм. Каким было это ощущение — быть одновременно свидетелем и режиссером?
Незабываемые мгновения. Смотрю на снимки с вершины — и улыбаюсь: кажется, я достигла нирваны.
До этого я никогда не ходила в горы. Честно — не знаю, почему выбрали меня (рассматривались другие режиссеры). Волновалась, но не сомневалась, что дойду: тренировалась — 20 раз по лестнице и пробежки вдоль Сены.
Настоящий челлендж — не «герои идут — снимай», а как передать эмоции пяти человек в реальном времени. Не было времени осваивать местность, приходилось обгонять героев или отставать, постоянно импровизировать: на такой высоте ты не попросишь пройти еще раз. Мы были охотниками за «золотыми кадрами».
Главный оператор Сергей Михальчук — настоящий герой. Кинематографист с многочисленными государственными и профессиональными наградами, который служит с 2022 года, получил короткую командировку и смог присоединиться к съемкам — я очень благодарна всем, кто это позволил.
В ключевой момент было чрезвычайно тяжело: кислорода вдвое меньше обычного, мозг работает на подсознании и предыдущих установках. Сергей говорит, что во время семичасового ночного подъема у меня были «стеклянные глаза». Возможно, это уже была не я.
Мне повезло не иметь горной болезни — возможно, есть «ген высоты»: мои родители познакомились в горах. На подходе к вершине я шла последней, но как-то опередила всех, потому что имела цель — снять эмоции героев на самой вершине. И я это сделала.
Мне невероятно повезло с командой. Геннадий собрал лучших людей. В горах обнажается все — внутренние враги и союзники, постоянная борьба с собой, и никто не знал, как кто проявится. Но все решалось с уважением, поддержкой и пониманием — и в награду мы получали вид вечной красоты Килиманджаро.

Какие моменты восхождения останутся с вами навсегда — как с женщиной, человеком, режиссером?
Новые открытия себя в сверхчеловеческих условиях. Понимание: препятствия существуют, но прежде всего в голове. Когда их преодолеваешь, открывается мир безлимитных возможностей — как будто появляется суперсила.
Я узнала, что я очень выносливая, чувствительная и храбрая — и что я режиссер в любых условиях. На высоте, где не хватает кислорода, я профессионально сделала свою работу. Спустившись, некоторые моменты даже не помнила — уже на монтаже увидела, как задокументировала эмоции героев на вершине.

Стыкались ли вы с предубеждением из-за того, что вы женщина-режиссер?
В документалистике — нет. Военные скорее удивлялись моей настойчивости снимать несмотря на боль и страх. В игровом кино случалось. Решение простое: стать жестче — и все становится на свои места. Во Франции другое отношение к женщинам-режиссерам: их «власть» не ставят под сомнение. У нас иногда приходится отстаивать себя и идеи. Мне все равно — есть цель, нет препятствий.
Как сочетаете эмпатию и профессиональную отстраненность при работе с ветеранами?
Никак. Я часто плачу — просто никому не показываю. И очень радуюсь за героев, когда у них что-то хорошее — как будто это случилось со мной. Я ответственно отношусь к работе, очень переживаю за героев и за фильм. На съемке я полностью в процессе и пропускаю все через себя на 100 %. Возможно, помогает актерский опыт. Так же со сценарием — проживаю его от первого лица героини.
Какое главное послание должен вынести зритель из «Второго дыхания»?
Я не хочу навязывать мыслей. Благодаря главным героям это уникальное путешествие, которое не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Вместе с продюсером и автором идеи Геннадием мы ставили цель — вдохновлять на достижения: от одного шага к большим победам. Пример героев показывает: после тяжелых ранений можно жить активно; ты не один — есть единомышленники и поддержка. Так родилось движение «Второе дыхание».
Как реагирует европейская аудитория на ваши фильмы и что вы хотите донести именно ей
.
С большой заинтересованностью и эмпатией. Мои фильмы покупают и показывают на французских и европейских каналах. Я регулярно выхожу в эфир BFM TV (до февраля 2025-го — LCI), участвую в дебатах и отстаиваю Украину в медиапространстве.
Сопровождаю ленты на фестивалях, отвечаю на вопросы зрителей. Показывала тизер «Второго дыхания» в штаб-квартире НАТО, на кинорынках в Каннах и Торонто. Я много делаю для продвижения украинского кино за рубежом — это мой вклад в сопротивление: мое оружие — инфлюенс через культуру.

Это история только о ветеранах — или обо всех нас и способности «открывать второе дыхание»?
Конечно, шире. Восхождение на почти 6000 метров — метафора сопротивления украинского народа, который несмотря на боль и потери идет вперед, развивается, отказывается от позиции «жертвы». Вместе, поддерживая друг друга, мы творим новую историю Европы — с храбростью, крепостью духа и нашим особым юмором.
Какой вы видите Украину после победы?
Цветущей, сильной и независимой. У нас много талантливых людей в бизнесе, культуре, медицине, науке. У нас самая сильная армия в Европе. Вместе с международными партнерами мы отстроим страну, открытую к инвестициям и развитию.
Я открыта к предложениям и охотно присоединюсь к созданию документальных и игровых фильмов об Украине и ее людях.
Фото: предоставленные героиней
Больше от
- Северное сияние и эльфы: как будет выглядеть и какая программа будет у «Резиденции Санты» на ВДНХ
- «Очень странные дела 5»: когда раскроют последние тайны — дата и время
- Не только о славе: 6 фильмов, показывающих настоящую жизнь актеров — от Линча до Тарантино
- О кино и надежде: 6 главных немецких премьер в Киеве и городах Украины
- Чудо в вагоне: «Поезд к Рождеству» объединил украинских звезд — трейлер нового фильма