
Как готовилась премьера спектакля «Очень грустный человек» в Диком Театре
Эксклюзивно для Marie Claire.
4 октября во Всемирный день животных в Киеве прошла премьера черной комедии с элементами мистики «Очень грустный человек» от Дикого театра. Это трогательная, ироничная и одновременно острая история об одиночестве, шанс на новое начало и кота, который появляется в решающий момент, чтобы изменить все.
Спектакль сочетается с важным социальным месседжем: популяризацией адопции бездомных животных. Таким образом создатели стремятся напомнить, что забота о животных может стать точкой опоры даже в самые темные времена.
Мы разобрались, как появилась идея оригинального сценария, кто работал над «Очень грустным человеком», а также пообщались с директором Дикого театра Ярославой Кравченко о процессе подготовки, идейного наполнения элементов и предпосылки определенных сценических решений.

Как появилась идея проекта
История спектакля началась с личного опыта директора Дикого театра Ярославы Кравченко. Год назад она взяла из приюта пса Соломона, которого эвакуировали из Торецка. Его появление стало точкой внутренних изменений Ярославы и вдохновением говорить об адопции животных громче. Осенью Suziria Group — семейная группа компаний, которая имеет много инициатив по защите животных — предложили создать совместный проект, посвященный теме адопции. И уже через неделю началась работа над будущей постановкой.
«В партнерстве с Диким театром для нас важными стали несколько вещей: искренность команды, их умение строить диалог, ценностная близость к теме адопции и замечательная атмосфера взаимодействия. Это наше первое сотрудничество с театром, и оно прошло легко и вдохновенно. Suziria Group развивает культуру заботы о любимцах через проекты, которые создают положительные и долгосрочные изменения. Мы взаимодействуем с медиа, государством, бизнесом и благотворительным сектором, но понимаем: масштабные изменения невозможны без участия общества. Мы верим, что бизнес должен говорить с аудиторией на понятном и актуальном языке. Сегодня один из таких языков это театр.

После премьеры мы получили невероятное количество теплых отзывов: люди делились впечатлениями, рассказывали о своих любимцах и важность заботы о них. Сейчас уже состоялось два показа: допремьерный и премьерный. Оба прошли отлично, и впереди еще ряд спектаклей в течение года. Проект живет и продолжает вызывать эмоции, а зимой мы планируем большой благотворительный показ», — рассказывает Анастасия Рудавка, руководитель департамента коммуникаций и корпоративной социальной ответственности Suziria Group.
Кто автор и режиссер пьесы
Автором пьесы стал Александр Климов, а режиссером — Евгения Видищева. В постановке играют Никита Слободенюк, Константин Шахман и Игорь Кравченко. Процесс подготовки спектакля длился около двух месяцев.

Постановка задумывалась как камерная, интимная история, передающая переживания обычного человека в непростое время. В центре сюжета — обычный кот, такой, которого можно увидеть возле свалок или в приюте. Он ничем не отличается, но именно его появление становится катализатором изменений в жизни главного героя.

Как создавались Костюмы
Костюмы для спектакля создал стилист Олег-Родион Шурыгин-Грекалов, который работал с Ziferblat и Альбертом Цукренко и является основателем винтажного маркета EatMyVintage.
Визуальный стиль спектакля формировался вокруг характеров персонажей и особенностей актеров. К примеру, актер Константин Шахман в жизни не только актер, но и профессионально выступает как драг-квин, поэтому его костюм подчеркивает эксцентричность, яркость, независимость: обтягивающий блестящий комбинезон, шуба, ботфорты, и контрастирует с достаточно выдержанным костюмом Антона-мужчины. Для другой пары актеров вдохновением стала эстетика «Бойцовского клуба»: сочетание смелой и сдержанной сторон персонажа отражено через наряд — шуба на голый торс и кожаные штаны.

Актер Игорь Кравченко сначала появляется в сдержанной гамме коричнево-серых цветов, что подчеркивает дальнейшую трансформацию его образа в течение спектакля. Завершающими штрихами стали украшения: серьги и чокеры. Если их внимательно рассмотреть, в каждом есть элементы рыбы.
Как выстраивалась сценография
Сценография спектакля тоже выстраивалась вокруг персонажей, отражая их внутренние миры и трансформации. Сначала пространство квартиры подчеркивает образ жизни Антона: пустые коробки, пакеты с доставкой еды создают атмосферу одиночества и беспорядка, намекая, что люди часто бессознательно живут так же как уличные коты.
С появлением кота Антона пространство начинает меняться: именно он постепенно «завоевывает» территорию, превращая спальную зону в своеобразный большой дом-когтеточку. Ведь животное стремится освоить уголок при появлении в доме, поэтому кот Антон освоил простоев Антона.

«Мы хотели, чтобы сценография концептуально соответствовала замыслу проекта, поэтому она выполнена из переработанного картона. Однако на этапе реализации возникли неожиданные трудности. Насмотревшись видео с тик-токов «Сделай сам», мы собрали команду, насобирали картона, купили все необходимое и приехали в цех. Ожидание было таким: сейчас за пару часов, все вырежем, склеим, — и будет сценография. Только на каркас кресла, точнее на его ⅓ часть ушли все запасы картона и часов 12 времени. Мы поняли, что лайфхаки не работают. В процессе поисков мы узнали, что в Украине существует несколько производств, изготавливающих мебель из картона: кровати, стулья, диваны. Поэтому часть декорации заказали, часть — изготавливали сами. А еще после первых двух показов, стало понятно, что наши актеры такие экспрессивные, что часть декорации надо обновлять», — рассказывает Ярослава Кравченко, директор Дикого театра.

Использование экрана стало важным элементом постановки, который помог решить несколько художественных и практических задач. Хотя сама идея не является новой, ее воплощение позволило раскрыть многослойность сюжета и создать динамичное сценическое пространство. В пьесе привлечено много второстепенных персонажей. Директор, клиент, работница приюта, соседи, — все они появляются в видеопроекции, тогда как на сцене действуют только два актера. Благодаря этому приему удалось сохранить легкость повествования и одновременно расширить сценическую географию: видеопроекция без лишних декораций переносит зрителя то на крышу, то в квартиру, то на рабочее место героя.

Кто создал афишу
Афишу к спектаклю нарисовал украинский иллюстратор Сергей Майдуков, который сотрудничал со многими другими иностранными изданиями.
Спектакль вошел в репертуар Дикого театра. Ближайший показ «Очень грустного человека» — 7 и 22 ноября. Билеты доступны на сайте театра.
Фото: Артем Галкин, скетчи: Олег-Родион Шурыгин-Грекалов
Больше от
- Легендарная Изабель Юппер в ленте «Самая богатая женщина мира»
- Много любви, Рим и кепи Ruslan Baginskiy: новый трейлер «Эмили в Париже — 5»
- «Премьера, которая не состоится» — выставка о памяти, боли и наследственности украинской культуры
- Северное сияние и эльфы: как будет выглядеть и какая программа будет у «Резиденции Санты» на ВДНХ
- «Очень странные дела 5»: когда раскроют последние тайны — дата и время
