
Может ли искусственный интеллект заменить модельеров?
Что ждет моду будущего.
Между креативным ускорением, эстетическими сдвигами и экологическими вызовами искусственный интеллект постепенно меняет очертания модной индустрии на фоне глубокого кризиса в сфере prêt-à-porter. Это тихая революция, побуждающая переосмыслить наши отношения с одеждой, дизайном и воображением.
Дизайнеры будущего: игла и нить или алгоритм и промпт?
Смогут ли дизайнеры будущего все еще ловко владеть иглой и нитью? Этот вопрос возник в июне, когда школа MJM представила показ мод, который трудно назвать обычным. Здесь не было ни выкроек, ни швейных машин: весь показ был создан искусственным интеллектом — от начала до конца.
Хотя каждый силуэт изначально был нарисован вручную, все эскизы затем доработали с помощью Midjourney, а также художников, работающих с ИИ, в частности Стефани Арки, которая отвечала за промпты, текстуры, свет и финальный рендер.
«Мы будем учить студентов создавать более комплексные проекты, учитывающие потребности модной индустрии», — пояснил директор по учебной работе Жак Юг Деспуант в комментарии BFM Business.
Он считает такое сочетание технологии и дизайна является источником точности, скорости и гибкости.
От масс-маркета до люкса: волна ИИ-перемен
И бренды массового сегмента, и престижные модные дома все активнее ищут специалистов, которые сочетают художественное видение с технологическими навыками. В последнее время модные бренды все чаще экспериментируют на грани реального и виртуального.
В сентябре 2024 года бренд Jules представил капсульную коллекцию из 11 вещей, созданных на основе архивов, переосмысленных генеративным ИИ в сотрудничестве со стартапом IMKI. В то же время The Kooples презентовал собственную AI-powered Capsule Collection на выставке CES 2024 в Лас-Вегасе — футуристическое переосмысление кожаных курток и фирменных платьев.
Годом ранее Tommy Hilfiger предложил клиентам создать собственные цифровые образы во время Metaverse Fashion Week 2023, совместно с Fashion Innovation Agency. А в следующем году Moncler объединился со студией Maison Meta, чтобы создать Verone AI Jacket — сочетание алгоритмического дизайна и инновационного текстиля, направленное на максимальную функциональность.

Verone AI Jacket от Moncler Х Maison Meta. Фото: Instagram @moncler
Кульминацией этой тенденции стал кейс e-commerce-платформы Revolve, которая выставила на продажу модели с AI Fashion Week New York по цене от 250 до 1 600 долларов.
Новая эпоха для дизайнеров
К движению приобщаются и независимые бренды. Легендарный нью-йоркский дизайнер Норма Камали обучила собственную модель ИИ на архиве, охватывающем 57 лет ее творчества. В результате она получила новые эскизы, футуристические вариации и, по ее словам, «свежий толчок для бренда».
«Даже «галлюцинации» ИИ — те самые ошибки, которые система генерирует, — стали для меня источником вдохновения», — рассказала Камали в интервью MIT.

Коллекция Нормы Камали, созданная с помощью ИИ. Фото: ww.fashionnetwork.com
Подобный подход выбрала и Гиллари Таймор, креативный директор Collina Strada. Она загрузила свои архивы в генеративную систему, неделями оттачивала результаты, а затем превратила их в реальную коллекцию весна-лето 2024.

Collina Strada SS 2024. Фото: www.collinastrada.com
Кроме сугубо дизайнерских возможностей, искусственный интеллект способен сделать индустрию более доступной для нетрадиционных специалистов.
«Такие инструменты открывают двери людям из разных сфер», — объясняет Мэттью Дринквотер, директор Innovation Agency при London College of Fashion. Ведь большинство модных учебных программ остаются элитарными и чрезвычайно дорогими.
В то же время в крупных домах роскоши реальное применение ИИ в творческих процессах до сих пор не поддается количественной оценке — тема остается довольно табуированной, ведь для этих институций «создание» до сих пор неотделимо от наследия и ручного мастерства.
Усиленная креативность — оптимизированная производительность
Быстрее визуализировать, точнее подгонять крои, тестировать фактуры, прогнозировать тренды… Причины, побуждающие дизайнеров к использованию ИИ, очевидны и привлекательны.
«ИИ — это отличная возможность для креативной студии», — отмечает Анн-Лор Купле, генеральный директор The Kooples. «Он расширяет поле воображения, генерирует сотни идей в разных направлениях и позволяет нашим командам сосредоточиться на деталях и примерках. Это настоящий источник вдохновения и экономия времени!»
Этот эффект подтверждают и академические исследования — в частности, отчет Национального института науки и технологий Ульсана (Южная Корея). Ученые установили, что «генеративные ИИ-инструменты значительно обогащают начальные этапы создания моды, обеспечивая быстрые и разнообразные визуальные стимулы».
Дизайнеры, как отмечается в исследовании (июнь 2024), взаимодействуют с системами через текстовые запросы, совершенствуя эскизы вручную или в цифровой форме — это «стимулирует их воображение и облегчает принятие решений».
Для брендов prêt-à-porter, которые сейчас переживают кризис, возможность создавать десятки дизайнов за считанные минуты — настоящий подарок производительности.
«Мы подписались на Midjourney, чтобы создавать изображения трендов, на которые могли бы ориентироваться наши поставщики«, — рассказала Линдси Ватрело, руководитель отдела дизайна Kiabi, во время конференции L’IA prompte la mode, организованной Федерацией prêt-à-porter в Париже в апреле.
По данным Fashion Network, бренд также тестирует IMKI для генерации более точных дизайнов и упрощения коммуникации с производителями. Результат — меньше согласований, больше автономии и скорости. Но в то же время — риск еще большей сжатости творческого процесса, который, собственно, и требует времени.

Совместная коллекция Revolve Х Maison Meta, созданная с помощью искусственного интеллекта. Фото: Revolve
Темная сторона технологической революции
Этот взрыв креативности имеет и обратную сторону: угрозу стандартизации моды. Если системы ИИ обучаются на ограниченных или предвзятых данных, они могут воспроизводить однообразную эстетику — не инновационную, а унифицированную, в пользу господствующих культурных шаблонов.
Еще одна проблема — экологическая и юридическая. Хоть ИИ и обещает уменьшение отходов в производстве, влияние дата-центров, облачных расчетов и тренировки моделей пока слабо изучено. К тому же не существует четких законов, которые бы регулировали авторские права на произведения, созданные с использованием промптов.
Следовательно, может случиться, что один и тот же ИИ-дизайн появится у конкурента — и юридически это нельзя будет оспорить.
«Загружая свои работы в открытые модели, бренды фактически обогащают базу данных своих конкурентов. Надо быть осторожными», — предостерегает юрист Александра Бенсамун во время той же конференции L’IA prompte la mode.
Выход — создавать собственные или закрытые решения для защиты данных. Ведь ИИ может усилить производительность, но он должен оставаться лишь инструментом — на службе у человека, его потребностей, видения и, прежде всего, его творчества.
Фото: Norma Kamali
Адаптировала: Евгения Власенко
Больше от
- Celebrate Yourself: развиваем лимитированную коллекцию POELLE x the COAT
- A$AP Rocky стал новым амбассадором CHANEL
- Наследие в дизайне: почему Ralph Lauren сотрудничает с брендом TÓPA, основанным коренными народами Америки
- Loewe сделали ставку на Азию: Сон Кан стал амбассадором модного дома
- Met Gala 2026: объявлена тема весенней выставки Института костюма