Надписи на косметике: что они значат и как в них ориентироваться?
Бренды используют кучу маркетинговых уловок, чтобы заставить нас купить свою косметику. Но что стоит за этими хитростями? Рассказываем, как ориентироваться в надписях на упаковках.
«Органический»
Обычно этот термин предполагает наличие у бренда сертификата одной или нескольких организаций, оценивающих степень органичности косметики. Таких организаций немало и, конечно, требования к косметике и ее составу могут различаться. В целом это означает, что от 90 до 100 % ингредиентов в средстве отвечают требованиям каждой организации по отдельности.
Как выглядят эти требования? Обычно они касаются экологических условий, в которых выращивают сырье, и составов средств. Например, некоторые запрещают использовать в косметике синтетические ароматизаторы и красители, минеральное масло, пестициды и ГМО. Одним из условий является то, что само производство не должно вредить природе.
Читайте также: УХОД СО СМЫСЛОМ: КЛЕТОЧНАЯ КОСМЕТИКА В БОРЬБЕ ЗА МОЛОДОСТЬ КОЖИ
«Натуральный»
Сейчас нет четких правил, по которым можно назвать один продукт натуральным, а другой — нет. Критериев натуральности не существует, поэтому производитель может назвать натуральным вообще любое средство. Мы привыкли, что таковой называют косметику, в которой растительных компонентов больше, чем синтетических. Но сырье никогда не добавляют прямо с грядки, каждое растение проходит через множество технологических процессов, прежде чем попадет в ваше средство. И в процессе компоненты могут обрабатывать не только механически, но и химически.
Вопреки распространенному убеждению, происхождение косметики не гарантирует эффективность и безопасность. Даже наоборот: натуральная косметика более аллергенная, чаще раздражает кожу и хуже хранится.
«Одобрено или протестировано дерматологами»
Надпись, которая вводит вас в заблуждение больше всего. На самом деле, она может означать, что средство протестировано и одобрено ровно одним дерматологом. Проблема с «одобрением дерматологами» в том, что у разных врачей разные методы оценки эффективности и безопасности косметики. Конкретных критериев эффективности того или иного средства нет.
Ситуация с одобрением медицинскими организациями другая. Если таковую надпись вы заметили на своем средстве, то проверить все исследования можно на официальном сайте бренда, который сориентирует вас на какие конкретно критерии сделан упор.
«Клинически протестировано»
Это значит, что готовый продукт проверяли на людях. Подобное тестирование средств бывает двух типов: потребительские и клинические. В первом случае людям выдают средство, и в конце исследования они делятся впечатлениями. При этом может не учитываться возраст и состояние кожи тестирующих; результаты таких исследований редко несут практическую пользу, а значит, что в случае такого тестирования теряется конкретика и даже упускаются некоторые свойства продукта для того или иного случая.
В клинических тестах тестирующие пользуются средством по определенному дерматологическому протоколу. Состояние их кожи исследователи оценивают до, во время и после использования средства с помощью специальных методов и критериев, а не на глаз. В таком случае можно более конкретно сформулировать для чего это средство, как оно работает и когда наиболее эффективно.
А вот более сложное, но и самое точное — это двойное слепое тестирование с плацебо. В нем людей делят на две группы: одним дают определенный крем с активными ингредиентами, а другим — без. И никто, даже исследователи, не знают, кому что попалось. В конце сравнивают результаты и делают вывод, действительно ли средство работает. К сожалению, такое тестирование проводят редко, потому что оно достаточно затратное и трудоемкое. Чаще просто выдают крем и регистрируют изменение показателей увлажненности, выраженности морщин и тому подобное. Покупая что-то с надписью «клинически протестировано» не стоит быть уверенной на 100 %, что это помогает всем и от всего. Возможно, конкретно на вашей коже этот продукт вовсе не будет работать.
Читайте также: УХОД ЗА КОЖЕЙ В ЦИТАТАХ МОДЕЛЕЙ
«Не тестируется на животных» или «crueltyfree»
Это косметика, которая, как и ее компоненты, не тестируется на животных. Стоит упомянуть, что сейчас мало какая косметика тестируется на животных. В Европе тестирование на животных запрещено. Вместо этого используют лабораторные клетки, искусственную кожу, компьютерные модели, куриные яйца, или любые другие побочные продукты животноводства.
Но так происходит не всегда, и не всегда получается быть толерантными к братьям нашим меньшим. Всегда тестируют на животных косметику, которую импортируют в Китай, так как этого требуют местные законы. Причем тесты проводят не сами компании, а китайские правительственные организации. Сама же косметика, производимая в Китае, на животных не тестируется.
Организаций, дающих значки «cruelty free», много. Но печатают их на упаковках далеко не во всех случаях. Например, выдают значок при условии, что отдельные ингредиенты косметики и финальное средство не тестировалось на животных ни самой компанией, ни поставщиками ингредиентов, ни правительственными организациями. А в процессе производства косметики не должно быть жестокого обращения с животными. От значка «vegan» этот отличается тем, что в некоторых случаях в косметике могут содержаться вещества животного происхождения (например, пчелиный воск).
Если на банке нет значка «cruelty free» – не паникуйте, это не значит, что косметика обязательно тестируется на животных. Чтобы получить такой значок, нужно заплатить организации, которая значки «раздает», это может себе позволить далеко не каждая компания. Поэтому пометка есть не у тех компаний, которые не тестируют, а у тех, которые не тестируют и платят за то, чтобы вас об этом проинформировать.
«Гипоаллергенный»
Названное так средство не должно вызывать аллергию и раздражение. К сожалению, это нерегулируемый термин, то есть нет четких критериев, по которым можно назвать средство гипоаллергенным. Обычно в косметику с таким лейблом не добавляют самые распространенные аллергены, в Европе таких 26. Но кроме этих 26 ингредиентов есть сотни и тысячи таких, которые реже, но все же вызывают реакции. Американские исследователи выяснили, что в 83 % популярных кремов с лейблом «гипоаллергенный» содержится хотя бы один известный потенциальный аллерген (это значит, что зафиксированы случаи, когда вещество вызвало аллергию).
Если ваша кожа склонна к реакциям и раздражениям, лучше действительно выбирать косметику с этой отметкой. Но помните, что «гипоаллергенный» — это не «не вызывающий аллергию», а «скорее всего, не вызывающий аллергию». И что абсолютно неаллергенных веществ не существует.
«Не содержит парабенов и (или) сульфатов, без минерального масла»
В последние десятилетия косметика так плотно вошла в нашу жизнь, что мы стали уделять больше внимания ее компонентам. В интернете написано множество статей о том, что какие-то компоненты косметики вызывают рак и токсичны, но в абсолютном большинстве случаев это неправда.
Вся косметика, если она сертифицирована, безопасна для человека. Конечно, требования к косметике отличаются в разных странах. Поэтому составы одного и того же средства для этих регионов будут отличаться. Каких-то компонентов будет меньше, каких-то больше, какие-то заменят на аналогичные.
Многие думают, что:
- парабены вызывают онкологические заболевания, но это ничем не доказано;
- сульфаты агрессивны, но это справедливо далеко не для всех сульфатов;
- минеральное масло не дает коже «дышать», но кожа вообще-то и не дышит.
«Без консервантов»
Слово консерванты почему-то обрело какое-то негативное значение, и наличие их в нашей косметике пугает. На самом деле консерванты оберегают косметику от развития в ней грибков и бактерий. И отсутствие их в косметике — это не очень хорошо. Если в составе нет консервантов, в продукте очень быстро заведутся грибки и бактерии. И даже если он будет герметично закрыт.
Другое дело, что консерванты бывают разные, и необходимо хорошо в этом разбираться. Некоторые производители стараются избегать тех консервантов, которые считаются «опасными» или аллергенными. Большинство производителей в данном вопросе ориентируются, к сожалению, не на исследования, а на то, что больше пугает потребителя и на его непосредственное мнение. Например, многие производители убирают из косметики парабены и заменяют их другими консервантами (которые более аллергенны, чем парабены).
Стоит обратить внимание на остальной состав продукта, например, сложные системы консервантов необязательны там, где нет воды (пудры, масла), но во всех остальных средствах они должны быть. Другое дело, что это могут быть витамин Е или лимонная кислота, которые являются более простыми. К сожалению, они менее эффективны и у средств с ними обычно маленький срок хранения.
И если вы видите средство, в котором есть вода и надпись «без консервантов», его лучше обойти стороной.
Читайте также: УХОД ЗА КОЖЕЙ ПОСЛЕ 40: С ЧЕГО НАЧАТЬ
«Аптечная косметика»
Очевидно, что это будет косметика, которая продается в аптеках. Еще несколько лет назад такую косметику можно было купить исключительно в аптеках, но сейчас она продается практически в каждом косметическом магазине.
Главное различие аптечной косметики, как правило, в том, что она учитывает состояние кожи. В ней можно найти средства, которые помогут и при акне, и при атопическом дерматите. Такая косметика способна решить проблемы, с которыми обычный уход вряд ли справится.
В аптечной косметике используют доказанные активные ингредиенты в более эффективных, чем в другой косметике, концентрациях. И в них не добавляют лишних компонентов вроде красителей. Вот почему именно аптечные бренды дерматологи рекомендуют чаще всего.