UA
    RU

    Авторское право: где заканчиваются модные тренды и начинается плагиат?

    Редагувати переклад
    Размышляем вместе с инсайдерами рынка.

    Проблема fake и контрафактных товаров в модной индустрии, которая была предметом обсуждения последние десять лет, отступает перед новой «угрозой». Новые бренды и нишевые лейблы столкнулись с вопросом об авторских правах на свои идеи, будь то принты, вышиванки, пижамы для улицы или купальники из неопрена.


    Читайте также: CHANEL ВЫИГРАЛ СУД У ПРОДАВЦОВ ПОДДЕЛОК НА AMAZON

    [metaslider id=50189]


    Модный бизнес – это комбинация творчества и коммерции, а идеи в нем являются стартовым капиталом. Но в наше время, когда уже «все было», очень сложно создавать трендовые и в то же время уникальные коллекции. В свое время Джорджио Армани произнес свою знаменитую фразу:

    Я считаю, что подделка моего бренда – это не плохо. Если есть подделки, значит, мы делаем действительно интересные вещи, которые хотят копировать.

    Читайте также: GUCCI ОБВИНИЛ FOREVER 21 В ПЛАГИАТЕ


    [metaslider id=50192]

    Но вот как быть с коллекциями вещей с практически одинаковыми моделями или дизайном? Ведь их нельзя считать подделками. Демократичные бренды, такие как Zara или H&M, стремясь угнаться за модными тенденциями с подиума, не только ускоряют производственные процессы, но и пользуются специальной аналитикой, чтобы воссоздавать самые успешные модели сезона в кратчайшие сроки.

    Другая сторона медали – нишевые лейблы, которые зачастую специализируются на одном типе товара (к примеру, богемные туники, платья-вышиванки или пижамы для улицы). Очевидно, что дизайн этих вещей не идентичен, но очень схож. Пресса и основатели таких брендов акцентируют на этом внимание, разбираясь, кто же первым выпустил трендовую вещь, а кто стал лишь последователем. А клиенты недоумевают, зачастую выбирая саму вещь в подходящей ценовой категории.



    Читайте также: VICTOR &ROLF ОБВИНЯЮТ В ПЛАГИАТЕ

    [metaslider id=50195]


    Дарья Шаповалова, основатель и креативный директор Mercedes-Benz Kiev Fashion Days:

    Dasha
    Я дружу с дочерью Эмилио Пуччи Лаудомией, с которой мы много говорили на тему уникальности идей в моде. По ее словам, 50 % успеха дизайнера − это правильно зарегистрированные права на марку и логотип. От копирования себя не может защититься даже Emilio Pucci.

    Лаудомия говорит, что они не в состоянии запатентовать все свои принты, поэтому на их тканях вы кое-где заметите роспись Emilio, которая стоит там как раз с целью предохранения от подделок.


    Тем не менее в моде постоянно происходят случаи «заимствования идей». Я к этому отношусь с долей иронии: копируют, значит успешно. Вся Одесса ходила в футболках с надписью Relax, как у Кости Омели, в Zara я видела подделки на знаменитые футболки Anna K, весь Instagram пестрит снимками девушек в платьях «под Anna October».

    Я бы хотела, чтоб эти дизайнеры получили не только моральное удовлетворение, но и материальную компенсацию, хотя и понимаю, что это невозможно. Если другой бренд немного изменил дизайн, шрифт, цвет, то вещь уже не считается подделкой. Единственное, что я не понимаю в этом вопросе, − когда дизайнеры поднимают бурю негодования в соцсетях. Я считаю это делом низким и непрофессиональным. Ну пошутите на эту тему, но зачем обвинять весь мир в том, что вашу идею подделали?..

    Безусловно, в мире моды между дизайнерами существует понятие этики. Но в рамках отношений mass market − fashion designers оно в большинстве случаев отсутствует. Со времен основания Zara идеи дизайнеров используются в масс-маркете, и никого это уже не удивляет. Сейчас конкуренция состоит не в продукте, а в стратегиях продвижения. Я не говорю, что продукт не должен быть инновационным, но важна также его подача и PR. В комбинации все это должно быть уникальным.

    Валерия Гузема, основатель бренда Guzema Jewelry, телеведущая:

    Guzema
    Плагиат – дело двусмысленное. С одной стороны, дизайнер, создавший супер-тренд, должен гордиться собой: вот какой он молодец! С другой стороны, его, конечно же, задевает, что на этой идее может зарабатывать кто-то еще.

    Когда бренды масс-маркета еще не были так широко представлены, я придерживалась мнения, что вдохновляться чужими идеями или, что еще хуже, копировать их, играя в «найди 5 отличий», очень нехорошо. Но стоит мне задуматься, что бы я сейчас делала без Zara, я понимаю, что всегда должна быть альтернатива вещам с заоблачными ценами, которые не все могут себе позволить.

    А, к примеру, вышиванки – это элемент украинской культуры, поэтому говорить, что плагиатом занимаются те, кто развивает его в своих идеях, бессмысленно. Его могут использовать игроки любого сегмента рынка, и это прекрасно, потому что предложение одного дизайнера не может покрыть весь рынок. Плюс, здоровая конкуренция − это всегда залог хорошего качества.

    Статьи по теме