Боевая подруга: тренд милитари
План наступления нового сезона раскрыт: чтобы попасть в осенний модный призыв, выбираем милитари.
Историю войны и моды можно уместить если не в два увесистых тома, то уж в один точно. Будучи дамой впечатлительной, на протяжении всего ХХ века мода, как могла, выражала сочувствие мировой несправедливости. То доставала тренчи, бушлаты, резиновые сапоги и грубые ткани из солдатских рюкзаков, чтобы обогреть тех, кто ждет их в тылу; то, напротив, командовала девушкам немедленно переодеться в new look, напоминая о том, что красота, по завету классика, все-таки спасет мир. А потом были еще хипповские 1960-е, когда социально активная молодежь США переоделась в камуфляж и принялась ходить в таком виде по городам и весям с единственной целью – показать обитателям комфортных особняков в стиле American dream, каково это, когда рядом с тобой разгуливают люди в форме. Конечно, от этого война во Вьетнаме не закончилась в один миг, но процент тех, кто задумался и присоединился к протестам, явно возрос.
.К этому же приему неравнодушные дизайнеры прибегали и в конце 1990-х, и в начале 2000-х. В ответ на войны в Косово и Конго Миучча Прада устроила в 1999-м пронзительное шоу, на котором модели в нарядах цвета песка и пыли, украшенных болотными кристаллами, медленно шли по подиуму под пение птиц. И тут уже дизайнер-миротворец оставляла каждому поле для размышлений: какие звуки и какие цвета вам нравятся больше? Подталкивал к серьезным мыслям два сезона и одну интифаду спустя и паяц Джон Гальяно: финальным образом его весенне-летнего шоу 2001 года стало платье-камуфляж, сшитое из самой нежной ткани – шелка. Эта философская эклектика стала не только хитом коллекции, но и музейным экспонатом в нью-йоркском Институте модных технологий.
.На фоне нынешних событий из ленты новостей, с беспощадными и труднообъяснимыми военными столкновениями от Сирии до Украины, дизайнерам вновь только и остается, что с надеждой призывать к миру – по мере своих профессиональных возможностей. Военное положение на показах осеннего сезона начали вводить американцы: Александр Вэнг разобрал на цитаты охотничье обмундирование в коллекции именного бренда, а для французского Дома Balenciaga оставил женственный силуэт, помноженный на цвет хаки – не новое, но убедительное сочетание. Дуэт Proenza Schouler, Ральф Лорен и Анна Сью нанесли удар камуфляжем: оказывается, что сплести в настораживающий абстрактный рисунок болотно-землистого цвета можно и цветы, и волны, а заодно напомнить, что мир без войны ярче.
.Поддержали «комендантский час» и европейцы: Prada, Bottega Veneta и Giorgio Armani взялись маскировать камуфляж под секретные чертежи, а Balmain и Isabel Marant выпустили на подиум армии широкоплечих боевых единиц в мундирах и галифе. Закономерно приняли бой и украинские дизайнеры: очки и свитшоты Yulia Yefi mtchuk+ с пацифистскими надписями «Миру – мир!» снискали популярность не только среди киевских хипстеров, но и у жюри фестиваля молодых марок во французском Йере. Свой, гораздо более метафоричный, призыв и у Лилии Пустовит: дизайнер начинала работу над осенней коллекцией в то время, когда над Украиной еще не сгустились грозовые тучи, и задумывала рассказать историю о легкости бытия – лыжных курортах 1950-х. Но ситуация вокруг сделала легкость невыносимой: принты в виде задорных лыжниц окрасились в камуфляжные тона, а над платьями нависли корсеты, в которых даже невооруженным глазом заметна аллюзия на бронежилеты. Правда, на последнем выходе броня модели была белой – нужны ли еще какие-то символы? Попали под влияние военного времени LAKE и Litkovskaya – обилие драматического черного и грубых силуэтов в коллекциях ясно дали понять, что тревожит дизайнеров.
.Отчасти вся эта модная игра в «войнушку» кажется кощунством. Камуфляжные узоры из бисера и меха; портупеи, цена которых равна стоимости суточного продовольствия полка; или ордена и эполеты, надетые без морального на то основания, могут вызывать массу этических вопросов. Но, с другой стороны, наше главное оружие, в том числе и в борьбе со злом, – красота, и другого нам просто не нужно.