Гости из будущего: кто предсказывает модные тренды?
С каждым новым сезоном ставки в моде растут, равно как и темп: дизайнерам и ведущим Домам моды приходится выпускать десятки коллекций в год и объявлять неожиданные коллаборации, только чтобы привлечь внимание и продать свой «скоропортящийся» товар, быстро теряющий актуальность.
Эксперты уже назвали это явление «модной каруселью»: при таком непрерывном производстве наивно было бы полагать, что стопроцентным попаданием в топовые тенденции бренды обязаны исключительно интуиции дизайнеров. Влияние кулхантеров, аналитических бюро, уличной моды и знаменитостей теперь просто нельзя недооценивать, ведь во многом именно от них зависит, что мы увидим на подиумах Нью-Йорка, Милана, Парижа или Лондона.
Ажиотаж вокруг Рианны, Ким Кардашьян и других известных девушек, которые первыми появляются в смелых нарядах на публике, говорит о том, что селебрити для модных брендов являются важным индикатором, определяющим эффект от будущих коллекций.
Читайте также: КАК НОСИТЬ ПУХОВИК ЭТОЙ ЗИМОЙ И ВЫГЛЯДЕТЬ СТИЛЬНО
За звездами по пятам следуют яркие представители street style fashion, демонстрирующие лояльность к брендам под прицелом фотокамер на неделях моды. Конечно, львиная доля внимания достается модникам, работающим с дизайнерами в связке – редакторам журналов, стилистам, байерам, однако street style хорош тем, что в нем выразить свою индивидуальность может кто угодно. Ведь интерес к этому явлению возник из абсолютно естественной реакции общества, которому стало неинтересно наблюдать за рафинированными жертвами моды вроде Дафны Гиннесс. Первая волна модных блогеров, таких как Сьюзи Лау, Скотт Шуман, Тави Гевинсон и Алекс Бэнкорт, показала, насколько сильно влияние обычных людей на модный бизнес.
«Я словно стреляю взглядом дизайнера, но не из оружия, а из фотокамеры», – говорил создатель The Sartorialist Скотт Шуман. Его книги с коллекциями street style-фотографий со всего мира издаются большими тиражами и становятся настольными для многих дизайнеров. Реальные люди в реальной жизни могут выглядеть очень модно, они первыми надевают сникерсы с формальной одеждой, а дизайнерам остается только быстро реагировать на неимоверную популярность этих образов. Конечно, многое из чудаковатых и пестрых нарядов так и останется на улице, но настоящие хиты быстро появляются на подиумах, а затем и в магазинах масс-маркета.
ЗАДОЛГО ДО ПОЯВЛЕНИЯ УЛИЧНОЙ МОДЫ, В 1960-Х, СТИЛИСТЫ И ЭКСПЕРТЫ НАЧАЛИ ЗАДУМЫВАТЬСЯ О ТОМ, КАК МОЖНО ПРЕДВИДЕТЬ СПРОС СРЕДИ КЛИЕНТОК МОДНЫХ АТЕЛЬЕ НА ТОТ ИЛИ ИНОЙ ФАСОН.
Читайте также: СТИЛЬНО И ТЕПЛО: ЗИМНИЕ ОБРАЗЫ ОТ INSTAGRAM-БЛОГЕРОВ
Именно в этот период появились первые бюро, которые занимались прогнозированием тенденций. Мэм Арнодан и Дениз Файоль открыли агентство Mafi a, а Франсуаза Венсан запустила проект Promostyl по разработке актуальных цветовых гамм для текстильных фабрик. «Для нас эти книги были просто способом проиллюстрировать свою точку зрения, я и не думала, что они станут чем-то вроде Библии», – призналась потом Франсуаза. Очень быстро у этих компаний появились сильные конкуренты. Нелли Роди в рамках собственного бюро начала выпускать подробные «подсказки» для модельеров, заявляя в интервью, что именно тренды как двигатель индустрии стимулируют дизайнеров на новые идеи, а не наоборот.
О ТОМ, ЧТО МОДНЫЕ ПРОГНОЗЫ ИМЕЮТ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС, СТАЛО ЯСНО, КОГДА ЖУРНАЛ TIME ВКЛЮЧИЛ В СПИСОК САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ СОЗДАТЕЛЬНИЦУ АГЕНТСТВА TREND UNION ЛИ ЭДЕЛЬКОРТ.
Она безошибочно указывала на вещи и коллекции, которые клиенты захотят купить через несколько сезонов. Пресса назвала Ли «трендсеттером №1», а предсказание тенденций стало серьезной профессией.
Как ни странно, ни одно бюро не скрывает методы работы над поиском будущего тренда. Команда кулхантеров собирает информацию всеми возможными способами: расспрашивает прохожих, делает снимки на улице, ходит на выставки в музеи, общается с рэперами из Бронкса или японскими модниками из Харадзюку. Например, легендарный колледж Central Saint Martins в Лондоне обучает будущих акул кулхантинга искать и прогнозировать авангардные тенденции. Их цель – отыскать что-то необычное, после чего создать своеобразные тетради с записями своих находок. После чего кулхантеры собираются на «мозговой штурм» с многочисленной командой аналитиков, которые следят за показами и трейд-шоу. К примеру, компания WGSN, главный офис которой находится в Лондоне, насчитывает более 150 штатных сотрудников и имеет представительства во всех модных столицах мира. «Мы встречаемся и сверяем наши заметки, чтобы убедиться в том, что находимся на правильном пути», – рассказывает Джейн Бибби, отвественный редактор аналитики WGSN.
В УКРАИНЕ БЛАГОДАРЯ ПОЯВЛЕНИЮ МОЛОДЫХ ДИЗАЙНЕРОВ И РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА «ОХОТНИКИ ЗА ТРЕНДАМИ» ТАКЖЕ СТАЛИ НЕОБХОДИМОСТЬЮ.
Команда агентства Fashion Advisors со штаб-квартирой в Киеве уже начала выпускать трендбуки на следующие сезоны. «Модная индустрия стала слишком коммерческой, чтобы оставаться искусством. Такие мастера, как Аззедин Алайя, которые не слушают ничьих советов, теперь случаи единичные, остальные активно пользуются услугами агентств, чтобы попасть в яблочко», – рассказывают аналитики этого агентства. Именно в офисах таких компаний задолго до подиумных премьер рождаются яркие тренды.