I Smell You On My Skin: В чем феномен Хельмута Ланга

Редактор моды Marie Claire Украина Сергей Новиков — о наследии легендарного дизайнера Хельмута Ланга. 

Рекламная кампания Helmut Lang весна-лето — 2004

Рекламная кампания Helmut Lang весна-лето — 2004

Австрийский дизайнер и художник Хельмут Ланг называет себя «случайным модельером». У него нет профильного образования, но он сильно повлиял на формирование минималистичной эстетики 1990-х. Изысканный, точный и сексуальный мир, созданный Лангом, стал снова актуальным сегодня, когда стирается все лишнее. 

Хельмут Ланг родился в Вене. Выучившись на банкира, он нашел себя в дизайне одежды. В 1977 г. Хельмут открыл студию, где занимался созданием вещей на заказ, а в 1986-м в Центре Жоржа Помпиду в Париже представил первую коллекцию своего одноименного бренда. 

Дизайнер, наряду с Джил Сандер, Йоджи Ямамото и Мартином Маржелой, стал олицетворением минималистичной моды. Его коллекции во многом были андрогинными, провокационно-эротичными и отличались артистичностью. Он часто привлекал к сотрудничеству различных художников, а впоследствии и сам занялся искусством. С помощью языка своего дизайна Ланг сделал желанными обычные джинсовые куртки, тонкие полупрозрачные водолазки и трикотажные майки, ставшие «униформой» Helmut Lang.

Хельмут Ланг

Хельмут Ланг

Цифровое будущее

Сегодня онлайн-показы — обычное дело. Дизайнеры всячески стараются привлечь внимание байеров, редакторов и клиентов к своим коллекциям посредством различных диджитал-презентаций. Одни записывают атмосферные фильмы, транслируя свои идеи, а другие — снимают лукбуки, которые представляют через инстаграм-истории в аккаунтах брендов.

Первым дизайнером, освоившим цифровой формат презентации вещей стал Хельмут Ланг, тем самым опередив свое время и предсказав будущее индустрии. В начале 1998-го в Нью-Йорке он провел шоу коллекции осень-зима—1998 в бетонном помещении, куда совсем недавно была перенесена штаб-квартира бренда из Парижа. Это была первая презентация марки в главном модном городе США. Гостей на показе не было. Модели (среди которых — Татьяна Патиц, Кирстен Оуэн и другие) дефилировали в лимонных куртках, свитерах и полупрозрачных топах и позировали фотографу. В результате более 80 снимков сохранили на компакт-дисках золотистого цвета и разослали главным фешн-инсайдерам. Коллекцию также можно было увидеть в Иинтернете, на официальном сайте Helmut Lang, или в студии лейбла. Этот ход произвел одновременно шок и настоящий фурор, а также показал новые перспективы в развитии моды.

Helmut Lang осень-зима—1998

Helmut Lang осень-зима—1998

Изначально у Ланга не было в планах сделать цифровую революцию в индустрии, все произошло случайно. В своих интервью Хельмут признавался, что причиной проведения онлайн-шоу стала невозможность найти подходящее место для физического показа, которое полностью удовлетворяло бы его. Решение об отмене модного шоу с гостями было принято в «последнюю минуту». Почувствовав влияние и стремительную эволюцию Иинтернета, дизайнер подумал, что это подходящий момент, чтобы бросить вызов устоявшейся системе и перевернуть ее с ног на голову. Для бренда данная история оказалась чем-то гораздо большим, чем просто презентация осенней линии. Эстетика Helmut Lang гармонично вписалась в диджитал-пространство.

Этот дебют стал логичным продолжением ориентированной на технологии философии бренда и сделал и коллекцию, и бренд в целом более демократичными и доступными. Чего еще можно было ожидать от дизайнера, создающего одежду в рабочем стиле из технологических тканей. 

Провокационный шик

Рекламные кампании конца 1990-х – начала 2000-х вполне можно выделить в отдельный вид искусства. Сексуальные, минималистичные, провокационные, одновременно вызывающие отвращение и восторг — бренды интуитивно развивали эротично-чувственную эстетику героинового шика. Самыми яркими представителями данного направления стали дизайнер Том Форд, делавший остроскандальные кампании Gucci в стилистическом партнерстве с Карин Ротфельд, Кельвин Кляйн, снимавший обнаженную британскую модель Кейт Мосс и поместивший рекламу нижнего белья на бигборды и в модные журналы, и Хельмут Ланг, который, в отличие от других, во многом акцентировал внимание на арт-составляющую кампейнов. Реклама бренда не столько демонтировала коллекции, сколько отображала дух и архитектурный стиль Helmut Lang.

Яркий пример — сотрудничество австрийского дизайнера с немецким фотографом и  еще одним сторонником минимализма, Юргеном Теллером. Отличительной чертой кампаний, снятых Теллером для бренда, стала, характерная для фотографа, эстетика Lo-Fi. В ее рамках кадры намеренно делают с шумами. Это создает впечатление низкокачественных фотографий. С таким эффектом был снят кампейн коллекции Helmut Lang весна-лето —  2004, который окончательно закрепил за брендом дерзкий эротичный образ. На снимках вы не увидите лиц ни одной из моделей, только их части тела. Юрген запечатлел девушек по пояс, показав обнаженные животы манекенщиц, а парней снял в деконструированных трикотажных майках с асимметричной спиной и вырезами на груди, через которые видны соски. С тех пор майка стала узнаваемой чертой бренда. Helmut Lang из сезона в сезон выпускают разные ее вариации.

Рекламная кампания Helmut Lang весна-лето — 2004

Рекламная кампания Helmut Lang весна-лето — 2004

Удачным было сотрудничество Ланга с легендарным британским фотографом Марио Тестино. Рекламная кампания весенне-летней линейки 2001 г. — еще один намек, говорящий о любви дизайнера к выражению сексуальности. В кадре парень снимает топ, демонстрируя свой торс.

I Smell You On My Skin («Я чувствую тебя на своей коже») — одна из фраз, украшающая рекламу первого аромата Helmut Lang, представленного в 2000 г. Белый лист с надписями, отображающими запах, который остается после свидания с любовниками, — кампания стала самой нетипичной рекламой духов. Идея была создана в коллаборации с американской художницей Дженни Хольцер, работающей в направлении неоконцептуализма. 

Реклама первого аромата Helmut Lang 2000 г.

Реклама Helmut Lang Parfums 2000 г.

Прощание с модой 

Завершение Хельмутом Лангом своей дизайнерской карьеры стало неожиданностью не только для всех причастных к модной индустрии, но и, возможно, для него самого. Последней его работой для бренда стала коллекция сезона весна-лето — 2005. В ней не было ни намека на прощание. Скорее, даже наоборот: линейка получилась абсолютно непохожей на предыдущие. В одежде присутствуют морские мотивы. В коллекции встречаются расслабленные костюмы в тонкую полоску, топы, созданные в технике кроше, и короткие куртки, по форме напоминающие пиджаки мичманов. Морскую тематику отчетливо отображают узлы, представленные в виде браслетов. Ими дизайнер также декорировал платья, майки и рубашки.

Весенняя линейка больше кричит о начале чего-то совершенно нового, нежели о завершении эпохи Ланга в моде. Дизайнер привносит свежие, нехарактерные ранее для бренда элементы, среди которых — пестрые принты, из цветов, веточек и различных растений, нарисованные фломастером или карандашом от руки. Он смело играет с формами и оттенками в одежды. Вместо откровенной элегантности, простоты и сексуальности — романтичность и летняя легкость. Ланг молча покинул бренд, не сказав ни слова. После ухода, он ни разу не проявил желания вернуться к работе в моде. 

Эпоха Возрождения  

Искусство всегда имело особое место в творчестве Хельмута Ланга. Неудивительно, что после периода моды он с головой окунулся в арт-мир. Возможно, причиной ухода из бренда стало желание посвятить себя искусству, ведь сам дизайнер в своих интервью говорил, что, оглядываясь на пройденный путь, он чувствует, что сделал большой вклад не просто в индустрию моды, а в современную культуру в целом. Эстетику Helmut Lang отличала некая артистичность. Дизайнер всегда окружали деятели искусства. Помимо Дженни Хольцер, он сотрудничал со скульптором Луизой Буржуа и архитектором и дизайнером Ричардом Глюкманом, который долгое время был его партнером. Буржуа и Глюкман разрабатывали интерьеры пространств для магазинов бренда. В этом Хельмут тоже стал первопроходцем. Он первым стал привлекать художников и скульпторов для создания бутиков. После долгой и тесной работы с представителями искусства, Хельмут сам начал создавать арт-объекты.

Свою первую персональную выставку скульптур показал в 2008 г. в художественной галерее Kestnergesellschaft в Ганновере (Германия). Его выставки проходили также в Нью-Йорке, Вене, Москве и других городах. Как и в дизайне одежды, в искусстве он делает акцент на четкие линии и монохром. Лангу небезразлична идея экологичности. Свои объекты он создает из вторичных материалов, часто используя резину, смолу, гипс, металлические ткани и архивные коллекции Helmut Lang.

Одна из последних работ бывшего дизайнера — коллаборация с Saint Laurent. Креативный директор модного Дома Энтони Ваккарелло хотел создать с ним капсульную коллекцию денима, но Хельмут отказался от этой идеи. Вместо этого, в сентябре 2020-го он сделал инсталляцию из скульптур Helmut Lang x Anthony Vaccarello for Saint Laurent Rive Droite. Материалом для их создания послужили непроданные единицы одежды и аксессуаров Saint Laurent, которые скульптор залил пигментированной смолой. Текстура скульптур напоминает металл. По словам дизайнеров, инсталляция отображает значимость прошлого и обнадеживающее будущее. 

Инсталляция Helmut Lang x Anthony Vaccarello for Saint Laurent Rive Droite

Инсталляция Helmut Lang x Anthony Vaccarello for Saint Laurent Rive Droite

Читайте также: Ирина Шейк путешествует на кабриолете с компанией друзей и собакой в рекламе Versace

Понравилась статья? Оцените:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Статьи по теме
Читайте также