История успеха: обувь Crocs
Во времена, когда стартапы витают в воздухе, очень важно не только сгенерировать идею, но и дать ей достойное воплощение. У трех друзей из американского штата Колорадо Скотта Симанса, Линдона Хэнсона и Джорджа Бодекера мл. это получилось, причем еще до того, как такие товарищеские бизнесы стали мейнстримом. На заре «нулевых» они были очень увлечены парусным спортом и в определенный момент поняли, что единственное, что мешает их абсолютной радости от выхода в море, это отсутствие правильной обуви. Топсайдеры, конечно, хороши, но вот от влаги не спасают, да и оставляют следы на палубе. Поразмыслив между своими выходами к большой воде, они решили придумать такую обувь сами. Начали с материала: друзья нашли канадскую компанию, которая производила уникальный полимер на основе вспененной смолы. Он был удивительно прочным и в то же время податливым и легким, поэтому, не раздумывая слишком долго, парни приобрели права на этот материал и начали тестовое производство обуви. Первая пара, созданная Бодекером мл. и компанией в 2002 году, в профиль очень походила на мордочку крокодила, поэтому компанию было решено назвать Crocs, а запатентованный материал – Croslite.
Первая партия «кроксов» (модель Beach) состояла всего из 200 пар и была представлена на специализированной лодочной выставке. Распробовав все прелести тапочек, которые не скользят и не доставляют ногам никакого дискомфорта, посетители выставки разобрали новинку буквально за несколько часов, а трое друзей-изобретателей поняли, что спрос рождает предложение, и решили не мешкать. Уже в 2004 году Crocs купили канадскую компанию, которая производила тот самый материал, и начали активно позиционировать эти сабо как повседневную обувь для всей семьи.
Успех не заставил себя долго ждать: «сарафанное радио» и грамотный маркетинг работали на отлично, и люди стали покупать «кроксы» для прогулок или даже для работы. Будучи компанией с американского континента, Crocs довольно быстро завоевали Европу: уже в 2005 году они вышли на этот рынок и открыли в Роттердаме огромный терминал, который обеспечивает удобной обувью десятки европейских стран. Уже после этого Crocs вполне могли бы остановиться и почивать на лаврах. Но ведь не зря эта обувь была рождена на палубе яхты – ее создателям постоянно нужно открывать новые горизонты. Потому сегодня марка Crocs производит около 5 миллионов пар обуви в год. Причем это не только всем известные сабо, но и балетки, сапоги, ботинки, а в придачу еще и очки, часы, чемоданы и jibbitz – небольшие фигурки, которыми можно декорировать свои «кроксы».
И если в ортопедических свойствах этой обуви ни у кого не осталось сомнений, то по поводу их внешнего вида споры не прекращались довольно долго. Тем не менее создатели Crocs проявили стойкость характера и не стали менять свою первую культовую модель в угоду интернет-шутникам. Вместо этого они расширили линейку моделей и начали более тесно сотрудничать с представителями фэшн-индустрии. Первопроходцем в этом деле выступил британский бренд Christopher Kane. Многообещающий дизайнер Кейн в своей коллекции весна-лето 2017 представил на подиуме коллаборацию с Crocs, проработав те самые сабо в своем фирменном стиле и автоматически заведя их в wish-листы заядлых модников всего мира.