UA
RU

Новое бедное: искусство, мода и троллинг

Редагувати переклад
Продолжаем спецпроект PinchukArtCentre и Marie Claire «Мода в искусстве», в рамках которого эксперты Исследовательской платформы арт-центра готовят серию статей о взаимодействии искусства и моды, о вкладе художников в развитие fashion-индустрии и о месте одежды в произведениях искусства. Сегодня говорим о принтах.
Новое бедное: искусство, мода и троллинг-Фото 1

Новое бедное: искусство, мода и троллинг-Фото 2

Кураторка публичных программ, исследовательница Катерина Яковленко, Исследовательская платформа PinchukArtCentre

Современная культура и моды всегда были взаимосвязаны. Наш образ жизни влиял на то, что и как мы надевали и наоборот. Но часто мир современного искусства использовал моду как поле борьбы, место гласности. Например, в 1980-х художники-активисты в борьбе против замалчивания проблем СПИДа начали создавать принты на тканях со своими лозунгами и призывами обратить внимание на болезнь. Современные политические и социальные лозунги стали все чаще встречаться на одежде, особенно футболках или свитшотах.

Новое бедное: искусство, мода и троллинг-Фото 3

Кит Харринг, фотограф: Jack Mitchel/GettyImages

А вот американский художник Кит Харринг, который работал со стрит-артом, инсталляцией, рисунком, выбрал футболку как самый демократичный медиум. Открыв собственный шоу-рум в Нью-Йорке, он тиражировал принты своих работ на сотнях футболок, таким образом декларировал: искусство должно быть доступно всем.

Новое бедное: искусство, мода и троллинг-Фото 4

О современном украинском художнике Вове Воротневе знают как о человеке, который работает с городской средой, он считывает город посредством знаков и работает с этими знаками. Для него фланерство является одним из главных маркеров его деятельности. Однако, помимо мира современного искусства, Воротнев известен также своими коллаборациями с разными брендами — один из самых известных его совместных проектов — это коллекция для бренда Syndicate, посвященная украинскому авангарду. Кстати, совсем недавно вы могли видеть оформленную Вовой Воротневым витрину киевского ЦУМа. Однако у Воротнева есть еще один интересный кейс — панко-анархо бренд Володя Самопал. Под этим именем Воротнев создает футболки, в которых с одной стороны высмеивает большие модные дома, фешн-индустрию, фетишизацию и консьюмеризм, но с другой — работает со знаками современной культуры, привычками и коммуникацией.

Читайте также: МОДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ

Новое бедное: искусство, мода и троллинг-Фото 5

Вова Воротнев начинал работать как граффити-райтер, позже перешел в другие сферы современного искусства и дизайна. Мода — часть этой истории. Однако здесь можно просмотреть важные взаимосвязи. Володя Самопал — это не зарегистрированный бренд, однако все знают, кто за этим именем стоит. Как и Харринг, Воротнев делает искусство простым и доступным. Одежда — как и городские стены, на которых можно создавать свою систему коммуникации и только тот, кто умеет читать подобные коды, распознает сообщение. Будто сторонний наблюдатель, который фиксирует даже незначительные изменения, приходящие в нашу жизнь.

Новое бедное: искусство, мода и троллинг-Фото 6

facebook.com/kapkanshopkiev

Один из последних известных его принтов — KIEV, который из-за графического оформления считывается как IKEA. Здесь заложен и юмор, и критика. IKEA как одна из больших компаний, которые создают простые и доступные широкому потребителю вещи для дома — мебель и декор, в данном случае превращается в метафору будто бы ненастоящего пластикового мира. За последние годы Киев стал одним из самых растущих городов, новые дома растут как грибы и все это застройщики подают как комфорт, простоту и удобства. Но так ли это на самом деле? Все символы Киева превращаются в один сплошной символ вечного долгостроя с одинаковыми офисными окнами, стеклянными стенами, порой безвкусной архитектурой. Да и жилье в таких домах вовсе не доступно, как декларируется в рекламе риелторов.

Читайте также: УКРАИНСКИЕ 1990-Е И ПРАВО НА ПЛАТЬЕ

Новое бедное: искусство, мода и троллинг-Фото 7

Еще один пример — фраза-слоган Ink in bio — парафраз известной блогерской фразы link in bio. Ink с английского «тушь», «чернило» — неотъемлемый инструмент художника-графика и дизайнера. Вспомните, еще несколько лет назад, ваши друзья в Instagram не использовали подобных фраз. Никто не просил перейти на страницу профиля и перейти по линку, чтобы «узнать больше». Теперь посты в сториз сопровождаются подобной припиской, будто человек уже не может жить без рекламы, а реклама стала важной частью современной коммуникации и рассказов о своей жизни. Это уже не критика бренда или социальных отношений, а критика современной культуры и времени. Способность замечать подобные вещи и отличает художников от обывателей.

Новое бедное: искусство, мода и троллинг-Фото 8

Коллекция Anton Belinskiy

Однако, наверное самым известным примером  работы Воротнева являются футболки с надписью Poor but Cool, которая визуально похожа на логотип Chanel. Свою версию художник придумал в 2011 году. Традиционно свой принт Воротнев разместил у себя в Facebook. Принт сразу же нашел отклик у аудитории. Например, его использовал киевский дизайнер Антон Белинский, который в 2014 году участвовал в конкурсе LVMH с коллекцией своих работ, среди которых был и слоган Poor but Cool. Однако, популярным данный слоган был не только в Украине. Вскоре такой принт использовала московская студия и разместила свои футболки в магазине Capslockshop. После публичных дебатов об авторских правах в соцсетях, московские дизайнеры убрали продукцию с сайта.

Poor but Cool был придуман как своего рода манифест, который объединяет людей по принципу доступности бюджета. Концепция проста как мир: человека красит не его кошелек. Бедность в данном случае связана с простотой, свободой, определенной романтикой, доступностью и настоящими чувствами, которые нельзя купить за деньги. По сути, если просмотреть последние коллекции многих дизайнеров, можно увидеть их ностальгию по 1990-м, по той свободе, которая тогда существовала. Но при этом и бедности — ugly кроссовки, костюмы от Adidas от турецких производителей, которые были доступны на многих рынках, как только открылись границы. Удивительно, как сначала турецкие компании копировали большие бренды, создавая дешевый и доступный продукт, а теперь бренды пытаются скопировать ту культуру потребления. Играя на наших личных воспоминаниях и переживаниях о бедности 1990-х, они создают большие деньги и тиражируют собственный успех.

Работы Вовы Воротнева другого характера. Он не копирует. Он стебет, играет и философствует, создавая новый концепт, соответствующий духу сегодняшнего времени.

Статьи по теме