В активном поиске: история модного Дома Givenchy
Над нарядами с заветной биркой Givenchy в свое время работали Джон Гальяно, Александр Маккуин и Рикардо Тиши. Сегодня бренд и вовсе отдали во власть креатива streetwear-дизайнера Мэтью Уильямса. А начиналось все более полувека назад – когда французский аристократ Юбер де Живанши понял, что его призвание в том, чтобы нести в мир чистую красоту.
Красивое начало
Юбер де Живанши основал свой именной модный Дом в возрасте 25-ти лет, в 1952 году. Он стал самым молодым кутюрье в тогдашней истории. Но основа для творчества у него была завидная – будучи правнуком французского живописца Пьера-Адольфа Бадена и потомственным аристократом, он вырос в окружении искусства, эстетики в каждой детали и изысканных манер.
Кроме того, Юбер к тому моменту уже успел получить диплом парижской Школы изящных искусств и побыть ассистентом таких легендарных модельеров, как Эльза Скиапарелли, Жак Фат и Люсьен Лелонг.
Первая же коллекция Юбера де Живанши имела огромный успех. New York Times тогда выдали восторженный заголовок «Родилась звезда», а Time посвятили молодому кутюрье целых четыре страницы, что было невиданной редакционной щедростью.
Особенно критикам и клиентам запомнилась блуза Bettina. Ее Юбер де Живанши посвятил самой известной модели своего времени Беттине Грациани, и она же и согласилась показать эту вещь на подиуме. Теперь белоснежная блуза с воланами – признанный музейный экспонат.
Спустя год дизайнер познакомился с Одри Хепберн и это стало началом долгой и крепкой дружбы. В нарядах Givenchy актриса блистала на приемах, фестивалях и в фильмах «Завтрак у Тиффани», «Забавная мордашка», «Шарада», «Как украсть миллион», «Сабрина» (последний, кстати, был удостоен «Оскара» за лучшие костюмы).
Список знаменитых поклонниц творчества Юбера де Живанши постоянно увеличивался. Клиентками Дома были Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Грейс Келли, Уоллис Симпсон, Жаклин Кеннеди. Кутюрье подходил к каждой из них индивидуально и создал канонические образы, которые до сих пор вызывают восторг и трепет.
Юбер де Живанши самостоятельно управлял своим именным брендом до 1988 года. Затем – капитализм взял верх над чистым искусством и Givenchy приобрел конгломерат LVMH. Но кутюрье не отошел от дел и самостоятельно продолжал заниматься коллекциями вплоть до 1995 года.
После этого легендарный кутюрье принял решение оставить модную индустрию и остаток жизни провел в любимом Париже. Юбера де Живанши не стало в марте 2018 года, ему был 91 год.
Короткое отступление
В 1995 году на смену Юберу де Живанши в Дом Dior пришел Джон Гальяно. Глава LVMH Бернар Арно заметил модного бунтаря, который уже тогда пользовался протекцией Анны Винтур, и предложил ему попробовать свои силы в бренде с историей.
К тому моменту Гальяно уже прославился своими безумными платьями с кринолинами, дипломной коллекцией по мотивам Французской Революции и театрализованными показами. Поэтому с его приходом Дом Givenchy претерпел первые серьезные изменения. На смену выверенным женственным платьям и аристократичным шляпкам пришли драматические вуали, обилие темных цветов и атмосфера декаданса.
Публика тогда с восторгом воспринимала то, что делает Гальяно. Но сумасбродный творец не стал надолго задерживаться в Givenchy и уже через год принял предложение от другого французского Дома — Christian Dior.
Творческие поиски
После ухода Джона Гальяно руководство LVMH обратило внимание на другого талантливого хулигана –Александра Маккуина. Британец тогда был не обременен контрактами и работал на свое имя, представляя безумные и новаторские коллекции на Лондонской Неделе моды.
С его приходом на пост креативного директора Givenchy облик марки стал еще больше меняться. Маккуин превращал подиум в мифическое пространство, по которому проплывали модели с невообразимыми головными уборами, в нарядах современных нимф, а то и вообще со светящимися микросхемами вместо одежды.
Критики старой закалки были в легком шоке от таких экспериментов с наследием Дома. Но было много и тех, кто отмечал, что именно Маккуин дал Givenchy новое дыхание и адаптировал бренд под современные реалии.
Тем не менее, на «второй срок» Александр Маккуин в Givenchy не пошел. В 2001 году LVMH отдали контракт Джулиену Макдональду. Правда, уроженец Уэльса продержался в Доме всего лишь три года. Макдональд слишком увлекся гламуром «нулевых» и его творения имели меньше всего общего с ДНК Givenchy.
Выбор курса
На смену Джулиену Макдональду пришел итальянец Рикардо Тиши. И это пока что самая длинная глава в новейшей истории марки. Тиши придумал свежий и абсолютно узнаваемый образ героини Givenchy. Создаваемые им модели обладали роковым и дерзким характером и представляли собой смесь готики, гранжа и французского шика.
Цепи, перья, глянцевую кожу и другие атрибуты рок-н-ролльной принцессы Рикардо Тиши нанизывал на силуэты, найденные в архивах Дома 1950-1960-х годов. Эта смелость и последовательность вывели Givenchy в топ мировых брендов по продажам, а селебрити вроде Мадонны и Ким Кардашьян не упускали возможности показать на себе новые творения Рикардо Тиши.
12-летнее плодотворное сотрудничество закончилось в 2017 году – Тиши неожиданно для многих решил прекратить свою работу в Givenchy и сообщил, что хочет сосредоточиться на своих интересах.
Новая попытка
После ухода из Дома Рикардо Тиши руководство конгломерата впервые пригласило на пост креативного директора женщину – Клэр Уэйт Кэллер, которая до этого отлично зарекомендовала себя в Chloe.
Дизайнер заметно «успокоила» коллекции Givenchy, добавила им большей графичности, одела в платья своего авторства Шарлиз Терон, Руни Мару и Меган Маркл (и не куда-нибудь, а на свадьбу).
Но что-то снова пошло не так и спустя три года LVMH не продлили с ней контракт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: GIVENCHY ОСТАЛИСЬ БЕЗ КРЕАТИВНОГО ДИРЕКТОРА – КЛЭР УЭЙТ КЕЛЛЕР ПОКИНУЛА ЭТОТ ПОСТ
В духе времени
Теперь руководство Дома, похоже, решило идти ва-банк. Новым креативным директором стал дизайнер-самоучка Мэтью Уильямс, известный в модной среде благодаря своему бренду 1017 Alyx 9SM. В рамках этой марки Уильямс умело балансирует между урбанистическим стилем и вневременной элегантностью (это касается, прежде всего, женских коллекций), экспериментирует с материалами и активно поддерживает мировую повестку, связанную с идеями инклюзивности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: МЭТЬЮ УИЛЬЯМС СТАЛ КРЕАТИВНЫМ ДИРЕКТОРОМ GIVENCHY
В своем приветственном слове на новой должности Уильямс пообещал нести «месседж надежды». Каким именно его видит дизайнер – узнаем уже в октябре, во время представления его дебютной коллекции для Givenchy.