Знаковые моменты из жизни Карла Лагерфельда
Конец эпохи.
Карл Лагерфельд был едва ли не последним оплотом истинной красоты и честности в современной fashion-системе. Более полувека он неустанно работал, открывал новые грани себя, делал суперзвездами других, первым задавал главные тренды и всегда твердо стоял на своих принципах. 19 февраля в возрасте 85 лет он ушел из жизни, и мир моды до сих пор не может оправиться от этой утраты. Мы решили вспомнить самые знаковые моменты жизни Дизайнера с большой буквы.
Звезды среди нас
Именно Карл Лагерфельд стал первым дизайнером люксовых товаров, который решился на коллаборацию с масс-маркет-гигантом H&M. Это сегодня такие коллекции – привычное дело, ставшее для шведского бренда доброй и прибыльной традицией. Но в 2004 году, когда о демократизации моды даже думать боялись, решение Лагерфельда создать футболки за $20 было той еще авантюрой.
Коллекцию раскупили за считанные часы (и это с учетом того, что тогда еще не был развит Интернет, а Instagram и в помине не было), а представители H&M сказали, что не видели ничего подобного за все 60 лет в бизнесе. Но и в эту бочку сладкого успеха непримиримый Карл умудрился добавить ложку дегтя: в СМИ просочилась информация о том, что Лагерфельд запретил отшивать свою коллекцию в больших размерах, так как «задумывал эту одежду для худых». Но, человек сам за год похудевший на 30 кг, наверное, вполне мог себе позволить такие заявления.
Высокого полета
В fashion-коммьюнити Лагерфельда называли «Кайзер» – как немецких монархов, чьи титулы соответствовали «Императору». Появилось это приятное прозвище вовсе не из-за созвучности с именем. В 1950-е годы немец Лагерфельд приехал в Париж из Гамбурга. При всей «продвинутости» местного населения, воспоминания о страшных военных событиях были еще слишком свежи и к людям с германской пропиской относились, мягко говоря, не очень хорошо.
Но Карл смог силой своего таланта заставить забыть о геополитике: сначала он работал ассистентом Пьера Бальмана, в 1965 году вернул к жизни итальянский Дом Fendi, в это же время работал над айдентикой Chloe, которой там придерживаются до сих пор, в 1980-х возродил из пепла Chanel, а затем еще запустил личный бренд Karl Lagerfeld. Внушительная империя, не правда ли? И это еще не считая десятков «владений» вроде парфюмов, книжного магазина, издательства, написанных книг, нарисованных карикатур и коллабораций (от создания игрушек и мотоциклетных шлемов до проектирования города в Дубаи). Более трудоспособного и продуктивного дизайнера мир не знал никогда.
Читайте также: Жизнь Карла Лагерфельда в цитатах
Узнаешь из тысячи
Карл Лагерфельд всегда мыслил категориями целого образа. Именно поэтому total look Chanel никогда не считался моветоном. По такому же принципу он формировал и свой собственный стиль, сделав его поистине культовым. Началось все в 1980-х. Тогда Карл стал появляться на людях преимущественно в черных костюмах-тройках, дополняя образ эксцентричным веером.
Сам он утверждал, что таким образом защищался от сигаретного дыма и вспышек папарацци. Потом он, видимо, смирился с неизбежным и от веера отказался. Но заменил его на другие атрибуты, которые теперь навсегда будут ассоциироваться только с ним: митенки, воротник-стойку, серебряные медальоны и неизменно узкие джинсы.
Пигмалион
Во время своей 36-летней работы в Доме Chanel Карл вывел в люди десятки талантов. В первую очередь это, конечно, касалось моделей. Он разглядел потенциал в Иннес де ля Фрессанж, Линде Евангелисте, Наоми Кемпбелл и Клаудии Шиффер. Последняя в своем прощальном посте так и написала «Ты сделал из обычной застенчивой немецкой девушки супермодель».
Прокладывал дорогу в светлое будущее он и современным инженю. Своей славой Карлу обязаны Лили Роуз-Депп, Клеманс Поэзи и все супермодели нового поколения. Именно Лагерфельд первым отдал топовые позиции в своих шоу и места в рекламных кампаниях Каре Делевинь, Кендалл Дженнер, Джиджи и Белле Хадид и Кайе Гербер.
Все равны
Это сегодня все в едином порыве выступают за отсутствие любых предрассудков и порой демонстративно выпускают на подиумы людей любых возрастов и занятий. Но начал это не Демна Гвасалия, Вирджил Абло и даже не Рик Оуэнс. В 1993 году новую коллекцию Fendi демонстрировали не профессиональные модели, а стриптизерши и порноактрисы. Ошарашенная Анна Винтур тогда выбежала из зала, так и не досмотрев шоу. А спустя четверть века поставила на обложку своего издания Ким Кардашьян.
Читайте также: 5 сказочных творений Карла Лагерфельда
Мультитаскер
Гений Лагерфельда не мог ограничиться лишь созданием одежды, пусть и таким плодотворным. Он спал по 7 часов в сутки, а все остальное время посвящал работе, причем сразу над несколькими проектами. Все, за что он брался, до самого последнего дня своей жизни контролировал сам. Карл не просто раздавал указания подчиненным – он сам создавал все эскизы, следил за работой ателье, выбирал моделей, лично снимал рекламные кампании и, конечно же, продумывал концепции шоу. Это благодаря его неуемной фантазии парижский Гранд-Пале превращался и в революционную площадь, и в космодром, и в супермаркет, и в таинственный лес, и в ледник, и даже в пляж с настоящими песком и волнами.
Сила слова
Прославился Карл Лагерфельд не только своими дизайнерскими талантами, но и неповторимым сарказмом. Появился даже термин «карлизмы» – едкие и честные высказывания, которые обязательно кого-то оскорбят, но их автору, в общем-то, все равно (по принципу «на правду не обижаются»). Из-за своей излишней прямоты Лагерфельд нередко попадал в эпицентр скандалов.
Жертвами его острого языка становились, кажется, все – от людей с лишним весом и коллег-дизайнеров до Ангелы Меркель и активисток движения #metoo. Так, например, именно ему принадлежит высказывание: «Спортивные штаны — признак поражения. Если вы приобрели их, значит, вы окончательно потеряли контроль над собственной жизнью». Его же авторства и такое изречение: «Толстые мамаши, сидящие с пачкой чипсов у телевизора и говорящие, что модели отвратительно худые, звучат неубедительно».
При этом, люди, которые близко знали Лагерфельда, в один голос говорят, что он был добрым, внимательным и сопереживающим. Просто, вдобавок к этому, еще и справедливым.