Виставка «Кожны дзень. Мистецтво. Солідарність. Спротив» почала свою роботу в онлайні і буде відкрита для відвідувачів з 9 квітня – після послаблення карантинних обмежень. Cпівкураторка експозіції Антаніна Стєбур розповіла докладніше про захід для Marie Claire.
Почему стоит посетить этот выставочный проект?
Мне кажется, что эта выставка важна не только потому что это самая большая выставка белорусского искусства, но еще и потому, что она будет резонировать и с интернациональным, и с украинским контекстом. Действия по эмансипации, борьба за свои свободы — это то что мы совершаем каждый день во время своей истории. Ковид и пост-ковидный период явно проявил то, что общество пришло в некую турбулентность и многие институты, которые должны были обеспечивать стабильность, поддержку, заботу граждан, оказались неспособны это сделать. И поэтому мы также видим протесты по всему миру. И в заключение: это жест солидарности с теми событиями, которые сейчас происходят в Беларуси. За это огромное спасибо Арсеналу, это очень важно для нас.
Три работы из пространства выставки «Кожны дзень. Искусство. Солидарность. Сопротивление» на которые следует прежде всего обратить внимание?
Куратору всегда сложно отвечать на такие вопросы. Нелегко выделять определенные, отдельные работы. Мы делали выставку и конструировали это пространство продумывая его целостно. Ушли от линейного способа повествования, тем самым дали зрителю/зрительнице возможность ходить тут свободно. И при этом не хаотично, ведь человеку все равно нужны определенные ориентиры.
Обратить внимание хочется на работы связанные с феминистским контекстом. Это работы Марины Напрушкиной, это не самые заметные экспонаты в пространстве (по размеру), но они очень важны и будут интересны независимо от того из какой ты страны и какой у тебя бэкграунд. Например, работа «Я хочу женщину в президентки». Марина тут отталкивалась от знаменитого текста Зои Леонард, 1994-го года «I want a president…», в котором Зои говорит о президенте как о том, кто репрезентирует всех граждан. Это не кто-то привилегированный.
Марина Напрушкина размышляет о том же. Она говорит, что хочет видеть президенткой женщину, так как власть не должна быть привилегией. Власть — это забота, а не экономика. Этот текст Марины — это большое полотно, возможность помыслить другое государство: более инклюзивное, более сбалансированное, более справедливое. Еще одна работа в этом контексте, которая не находится в пространстве выставки физически, она находится на нашей станции. Запись обращений художниц и активисток в ответ на насилие против протестующих: “Мы. Президент Республики Беларусь”. Они прочли текст инаугурации президента, таким образом приватизируя, присваивая его себе. Это своеобразная реакция на заявление Лукашенко о том, что президентом страны не может быть женщина. Это важная работа, она заставляет задуматься. Какое будущее мы хотим, какую жизнь? И какое настоящее мы практикуем сегодня.
Еще одна важная работа — работа Жанны Гладко «Inciting Force». В течении многих уже лет Жанна в этом проекте прорабатывает отношения с патерналистской фигурой своего отца. Жанна как художник, как человек учится сопротивляться. Она исследует границы между приватным и публичным. Снимает на видео, как отец разбирает ее пианино и накладывает этот визуал на видео колонны протестующих, которая движется по проспекту. Очень интересная параллель. Сегодня мы очень условно можем разграничить приватное от публичного. И в этом контексте: политическое насилие и домашнее. На выставке есть плакаты (их каждый может взять с собой) с актуальной статистикой по домашнему насилию, которая накладывается на статистику по политическому насилию. Прямая связь: политическое и домашнее насилие. И именно домашнее насилие является тем первым кирпичиком с которого все начинается. А прививка против насилия должны происходить на всех уровнях общества.
С творчеством каких белорусских авторов стоит в первую очередь познакомиться украинцам?
Интересно то, что много проектов совместных, коммуникация между украинскими и белорусскими художниками действительно активная. Общий проект А.З.Ш. и Оли Сосновской для масштабного проекта Мыколи Ридного, по его приглашению. Многие украинские художники поддержали проект «Кожны дзень. Искусство. Солидарность. Сопротивление». На самом деле, у нас есть много общих болей, общих эмоций. Да, контексты у нас разные. Но я считаю, что современное белорусское искусство понятно и интересно украинскому зрителю.
Какие темы в искусстве должны быть давно затронуты и раскрыты, но пока этого не произошло?
Основная задача художника/художницы быть неудобным и не бояться этого. Задаваться вопросом: «Почему это так устроено», «Что с этим не так», «А как может быть по-другому»?
У искусства есть возможность провоцировать воображение. А значит — порождать новые миры. Новые модели будущего крайне важны, даже если они не реализуемы. Ведь именно они дают осмысление: какой мир мы хотим прямо сегодня.
Мы говорим о современном искусстве. Рядовой посетитель часто жалуется, что оно “непонятное”. Чтобы вы посоветовали – книги, лекции, фильмы, чтобы подготовиться к встрече с контемпорари артом?
На самом деле, есть некий миф: классическое искусство более понятно, чем современное. Это не так. Я всегда привожу в пример работу Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». Мы видим красиво нарисованную маслом картину, портрет двух бородатых мужчин. Все. Нам кажется, что если мы видим то, что видим, то все уже ясно. Это иллюзия. Мы не видим смыслов на этом полотне, они утеряны для нас. Современное искусство более понятно зрителю, чем классическое. Мы связаны с контекстом, мы живем тут и сейчас. Единственное, что я действительно могу порекомендовать — сместить опцию, не смотреть на современное как на классическое. И задавать себе вопросы. Пусть они кажутся вам наивными, пусть даже детскими. Почему он это говорит? Что он/она хочет сказать? Потому что, на самом деле, самые важные вопросы могут сформулировать даже дети. Попытайтесь войти в диалог с произведением, нужно просто чуть чуть открыться. Конечно, читать и смотреть — это здорово, это всегда так или иначе поможет. Но если вы оказались не подготовленными перед современным искусством, главное не бояться и, задавая вопросы, вступить в диалог.
Всі фото зроблені під час монтажу виставки і надані Мистецьким арсеналом.
Автор фото Олександр Попенко.
Читайте також: SMALL TALK: НІКІТА КАДАН, ХУДОЖНИК