UA
RU

Почему нужно обязательно посмотреть на большом экране «Плохие дороги»

«Плохие дороги» - это не только новый шаг в истории украинского кинематографа, но и кино, которое должен увидеть каждый зритель, который относит себя к категории мыслящих, чувствующих, неравнодушных людей.  А их в нашей стране немало. Рассуждает колумнистка Marie Claire Полина Толмачева.

Полина Толмачева

Немного истории. Пьеса, которая стала  основой сценария фильма,  была впервые поставлена в Лондоне, в 2017 году. Украинская премьера состоялась осенью 2018-го.  А сегодня  спектакль можно увидеть на сцене Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Пьеса состоит из шести историй, и каждая из них рассказывает о войне на Донбассе. И о женщинах, которые оказались в эту войну вовлечены.

Именно вовлечены, потому что война – это мужское  изобретение. Простите за сексизм.

Погані дороги 2 

Я видела спектакль и была потрясена.  Простите  за  банальность, но иначе не  скажешь. И  поэтому на фильм шла с некоторой опаской: театральные  принципы  сложно перенести на большой экран, это кино —  дебют Натальи Ворожбит в качестве  режиссера. Да, я  боялась разочарования.  Но  напрасно. Из кино я вышла в потрясении и радости.

Впервые в нашем кино так мощно звучит текст. Живые, совершенные диалоги, из которых не выбросить ни слова. Автор блестяще владеет всеми четырьмя языками, которые звучат в фильме: украинский, суржик, русский и матерный. Фестивальный  успех фильма свидетельствует о том, что текст и  смыслы, заложенные в нем, поддаются переводу, но в этой четырехголосной полифонии заложено столько смыслов, что я сама себе завидовала.

Погані дороги

Читайте также: КІНО КИЇВ: РЕЖИСЕРКА ІРИНА ЦІЛИК ПРО КІНОТЕАТР «ЛІРА»

В начале фильма я ещё думала о том, что вот же она —  театральная эстетика и театральные принципы. И что это не совсем кино, а как бы киноспектакль. И такое американцы любили в 80-е,  и  очень преуспели. И что   в 21 веке этот приём выглядит вполне ок, триумф фильма Флориана Зеллера “Отец”, поставленного  драматургом по собственной  пьесе,  тому свидетельство.  Но все же это не совсем кино… 

Но к середине фильма я уже ничего такого не думала, сопереживая героям, хотя отлично все помнила, и знала, что с кем случится.  А последняя новелла — это уже самое настоящее кино, с его заполненность кадра, магией монтажа и что там ещё к аудио-визуальному произведению прилагается, что нельзя рассмотреть на маленьком экране, а работает только в сакральной темноте кинозала.

Погані дороги 23

Работает, и заставляет думать. Думать о том, что цивилизации на нас — тонкий налёт. И он в любых экстремальных обстоятельствах исчезает, оставляя нас наедине с инстинктами, жаждой жизни, страхом смерти. И где грань между человеком и животным – неясно.

Впрочем, что плохого в животных? Собаки моей любимой дворянской породы ошиваются  возле пропускного пункта, ждут подачки у магазина, охраняют двор — и выглядят намного безопаснее, чем люди. И намного понятнее. 

Зато собаки не способны к притчам и метафорам, а люди — способны. Возможно, это лучшее, что в нас есть.

И фильм этот получился намного больше, чем размышления о роли женщины на  войне, чем боль и страх от того, что все это происходит в нашей стране прямо сейчас. И неизвестно, когда закончится. 

Этот фильм — огромная, трудная, очень болезненная, но очень нужная нам всем история. 

И я считаю, что ее должен увидеть каждый мыслящий и чувствующий человек в нашей стране. 

По моим данным,  нас не меньше  миллиона. Может получиться неплохая касса! 

Увидимся в кино!

Читайте также: ЕСЛИ ОНИ НАПАДУТ С АВТОМАТАМИ, А У НАС ЕСТЬ ТОЛЬКО ПИСТОЛЕТЫ, ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ? – СТРЕЛЯЙТЕ ИЗ НИХ И НАДЕЙТЕСЬ НА HAPPY END.

Статьи по теме