Книжный июнь: детские книги для взрослых
Мы не взрослые — мы просто повзрослевшие дети. Мы все также с нетерпением ждём лета, не знаем, кем станем, когда вырастем, и с радостью возвращаемся к книгам, знакомым нам с детства, с каждым разом находя все новые и новые смыслы.
Подборка книг от колумнистки Marie Claire Алисы Калюжной, которая занимается промо украинских фильмов и пиаром культурных проектов, читает одну книгу в неделю и пишет о прочитанном в своем Instagram по тегу #чточитаеталиса и одноименном Telegram-канале.
На эту тему меня вдохновила Ольга Навроцкая, режиссер, фотограф, писательница и книжный гость этого месяца, авторка детской сказки «Свинкоролики або в пошуках Золотої русалоньки» в аудиоформате в исполнении актрисы Ирмы Витовской. Совсем недавно Ольга выпустила книгу «Життя після смерти Маші звичайної», которая и была вдохновлена всеми теми прекрасными историями, которые у взрослых принято считать детскими. История Оли о любви, смерти и смысле жизни для всех поклонников жанра «фэнтези». По-настоящему взрослых поклонников, так как книга содержит censored эпизоды.
Льюис Кэррол, «Алиса в стране чудес»
Доджсон придумал историю про Алису во время лодочных прогулок с дочерьми декана одного из колледжей британского Оксфордского университета — Крайст-Черч, — где Доджсон преподавал математику.
Осознать глубину истории Кэрролла по-настоящему можно только повзрослев. Метафоры, двойный смыслы, аллегории. Есть множество теорий представителей разных поколений о том, что же на самом деле рассказывает история Чарльза Доджсона (настоящее имя Льюиса Кэрролла). Возможно, в этом и есть смысл — то, как понимает эту книгу каждое из поколений, и есть отражение его ценностей?
Но нужен ли этот анализ, если можно просто проследовать за белым кроликом и погрузиться в совершенно другой мир, герои которого осознают, на сколько он безумен, но воспринимают это как нечто совершенно обыденное.
«— А что это за звуки, вон там? — спросила Алиса, кивнув на укромные заросли симпатичной растительности.
— А это чудеса, — равнодушно пояснил Чеширский Кот
— И что же они там делают? — поинтересовалась девочка.
— Как и положено, — Кот зевнул. — Случаются.»
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
Повесть-сказка о Маленьком принце, который путешествует от планеты к планете, и рассуждает о жизни и человеческой природе. О своих путешествиях он рассказывает случайно встреченному пилоту, который вынужден был совершить посадку в пустыне Сахара.
Образ Маленького принца одновременно и автобиографичен, и отстранен от взрослого автора-летчика. Он рождён из тоски Экзюпери по юному Тонио внутри себя, которого в семье называли за его белокурые волосы «Королём-Солнцем», а в колледже — Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо.
«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — написал Антуан де Сент-Экзюпери в посвящении к книге.
«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: “А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?”. Они спрашивают: “Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?”. И после этого воображают, что узнали человека.»
Рэй Брэдбери, «Вино из одуванчиков»
«Вино из одуванчиков» — это всегда для конца августа или начала сентября. Когда ещё есть шанс вдохновиться и постараться не упустить очередное лето. Повесть состоит из вереницы историй трёх летних месяцев, которые происходят в маленьком городке с главными героями, их родственниками, соседями, друзьями, знакомыми.
Книга во многом автобиографична. Главный герой, мальчик по имени Дуглас Сполдинг, аллюзия на самого Брэдбери: Дуглас — это его второе имя, а Сполдинг — девичья фамилия его бабушки по отцу. Действие книги происходит летом 1928 года в вымышленном городе Гринтауне, штат Иллинойс, прототипом которого является родной город Брэдбери — Уокиган.
И, кстати, вино из одуванчиков такое, как описывают — легкое, солнечное и уютное. Пойманное и закупоренное в бутылку лето.
«Надо только хорошенько выспаться, или пореветь минут десять, или съесть целую пинту шоколадного мороженого, а то и все это вместе, – лучшего лекарства не придумаешь».
Джеймс Барри, «Питер Пэн»
История девочки Венди и ее братьев, которых нежелание взрослеть приводит на остров Нетландия, где живет Питер Пэн и его команда. Магия острова в том, что здесь никто не становится старше и никогда не взрослеет. Питер всегда юн — у него все ещё молочные зубы и легкое отношение у жизни. А ещё он умеет летать и учит этому своих новых друзей, ведь все, что для этого нужно — подумать о чем-нибудь хорошем.
Есть версия, что его прототипом был старший брат Барри, Дэвид, который погиб в результате несчастного случая на коньках за день до своего 14-летия, и который в памяти матери и брата так и остался вечным мальчиком.
«— А почему ты теперь не летаешь, мама?
— Потому что я выросла, милая. Взрослые летать не умеют.
— Почему?
— Потому что летать может только тот, кто весел, бесхитростен и бессердечен. А взрослые уже не такие.»
Туве Янссон, «Муми-тролли» (цикл книг)
История беззаботной и предприимчивой семьи муми-троллей, миниатюрных существ, похожих на таинственных зверей, которые живут в муми-доме.
На создание Муми-мира Туве вдохновил дядя, который однажды застал 15-летнюю девочку за вредным ночным перекусом и рассказал ей про живущих за плитой троллей Муми, которые по ночам выходят из укрытия и дуют ледяным воздухом обжорам в затылок. Книгу Янссон начала писать в конце 1939 года, когда в Финляндии с ужасом ждали советской интервенции и все явственнее симпатизировали нацистской Германии. Тревоги и стремление Туве подарить миру добро преобразили мрачных существ, которых она рисовала ранее, в симпатичных бегемотообразных существ, которые объединились в дружную семью и отправились на поиски отца и смытого наводнением дома.
Считается, что эти истории для самых маленьких. Но на самом деле они похожи на шкатулку с секретом: чем чаще открываешь, тем больше обнаруживаешь потайных ящичков. Ну или на Джоуи из «Друзей», который надел на себя всю одежду Чендлера.
«Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно немедленно принимать решение и не ждать, пока это настроение пройдёт.»
Марк Твен, «Приключения Тома Сойера»
Том Сойер — предприимчивый, беспечный, игривый мальчишка, как олицетворение чудесного мира детства середины ХІХ века. История молодой Америки, романтизм которой трогает мальчишек всего мира до сих пор.
Все помнят эпизод, в котором Тому поручили покрасить забор, а он притворился, что это так увлекательно, тем самым спровоцировав местных ребят сражаться за право красить забор вместо Тома. По словам Твена «сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей».
«Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно — чтобы этого было нелегко добиться.»
Плюс одно мнение:
Ольга Навроцкая, режиссер, фотограф, писательница
Александр Волков, «Волшебник Изумрудного города»
«Я рано начала читать самостоятельно и читала много. Поэтому в моей голове тогда перемешалось много историй, и я в ней же создавала свои, объединяя Илью Муромца и Золушкой в одну, добавляя туда «Алису в зазеркалье», «Гарантийных человечков» Успенского и «Легенды и мифы древней Греции», и еще много разных чудесных историй, которые я могу перечислять бесконечно. И все они прекрасно ладили между собой в моем воображении. И анализируя свои собственные истории, которые я пишу, и те, которые я люблю читать или смотреть сейчас, я понимаю, что главное в них это путешествие в другой мир, где ты растешь и трансформируешься благодаря приключениям. Но если говорить о самой любимой книжке раннего детства, то это «Волшебник Изумрудного города». Я не знаю сколько раз я ее перечитывала, сколько раз переживала за Элли и Тотошку и всю эту странную компанию, которая по сути шла к себе по дороге из желтых кирпичей. Потому что у каждого из них было все что нужно для того, что бы принять себя, но каждый должен был пройти испытания, чтобы это понять.
Страшила был мудрым, но считал себя дураком, потому что у него не было мозгов, как ему сказала его знакомая ворона. Это о том, что всегда найдется кто-то кто запутает тебя и собьет с пути. Но ты всегда можешь к себе вернуться.
Дровосек был любящим, но из-за чужих козней лишился сердца в физическом плане и отказался от своей любви. Для меня это о том, что настоящую любовь не остановит даже отсутствие сердца. Ей могут помешать только предрассудки и отсутствие веры.
Лев, который считал себя трусом и шел к Гудвину за смелостью, был смел и отважен, что доказывал на протяжении всего путешествия. Я помню очень любила именно Льва, такого трогательного и доброго.
Элли — маленькая обычная девочка, которая победила зло и спасла всех. Это самый важный триггер моего детства. И он есть и в моем любимом «Властелине колец», когда даже самый маленький человек может изменить мир к лучшему.
Ну и наконец Гудвин, актер из нашего мира, обычный человек, сумел создать такую мощную иллюзию силы и возможностей, в которую поверила вся сказочная страна. Это о том, что может сделать искусство и фантазия. И что власть делает с обычным человеком.
Всю глубину истории я поняла, конечно, позже, но давно осознала, что сказки это идеальное обучение жизни. И, наверное, поэтому я пишу именно в этом жанре, ведь фэнтези — это сказки для взрослых, где ты через аллегории и фантазии можешь донести свое о ней представление. Читайте сказки сами, читайте их детям и старайтесь через них донести смысл жизни, как это делали сотни поколений до нас».
Читайте также: КНИЖНЫЙ МАЙ: ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ФИНАСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ