Анна Завальская о жизни творческих людей в посткарантинных реалиях
Карантин еще официально не закончился, но люди, как и театральная индустрия и шоу-бизнес, понемногу выходят из вынужденной спячки посреди весны и лета. Как живется в этом постапокалиптическом мире, рассуждает колумнист Marie Claire, певица и PR-руководитель театра «Мизантроп» Анна Завальская.
![Анна Завальская о жизни творческих людей в посткарантинных реалиях-Фото 1](https://marieclaire.ua/wp-content/uploads/2020/07/1286_oooo.plus_.png)
Когда любимый мною Marie Claire предложил написать о том, как украинская театральная сфера и шоу-бизнес переживают карантин и как индустрия будет выходить из кризиса, — я откровенно растерялась. Признаться, я была не готова компетентно рассуждать на эту тему.
Во-первых, потому что с момента изоляции я отключила в себе профессиональный навык быть в курсе всех новостей и надежно спряталась в лично-созданном уютном коконе информационной тишины. А во-вторых, нам еще не скоро предстоит полноценно осмыслить и беспристрастно проанализировать настоящее «Времетрясение».
Как только мир оправится от пандемии, будут написаны тысячи культурологических работ о том, как карантин и коронавирус изменили искусство!
![Анна Завальская о жизни творческих людей в посткарантинных реалиях-Фото 2](https://marieclaire.ua/wp-content/uploads/2020/07/DT9A0479-2.jpg)
На повестке дня стоит очевидный вопрос: Как культура в принципе будет развиваться в цифровом будущем?
А давайте честно?! Это было неизбежно! Наши рецепторы восприятия последние лет десять напрочь утратили свою чувствительность. Все мысли, идеи, формы и форматы уже давно превратились в штампы и тупики. Нам приелись все смыслы, все придуманное и сказанное давно потеряло свою новизну, стало вторичным, «троичным», «десятеричным» и т.д…
Мы, сами того не замечая, как дрессированные пони, безропотно ходим кругами, соглашаясь, что все новое, — это хорошо забытое старое. Мы множим и тиражируем контент, не особо беспокоясь о его качестве. Все эти онлайн-активности и zoom-мероприятия, — те же, простите, яйца! Тот же фаст-фуд, которым безлимитно продолжают кормить потребителя!
![Анна Завальская о жизни творческих людей в посткарантинных реалиях-Фото 3](https://marieclaire.ua/wp-content/uploads/2020/07/DT9A0650-1.jpg)
В бесконечном хаосе информационного мусора мы действуем по инерции, без попытки все реструктуризировать. Мироздание это сделало за нас: одним махом обрушило все привычные устои и убрало ограничивающие рамки.
И мне почему-то кажется, что этот жесткий upgrade постепенно выявил в каждом из нас те зияющие дыры, те пустоты, которые нужно было заполнить чем-то подлинным, весомым. И каждый сознательный человек искал личную панацею, свой способ справиться и приспособиться к иной реальности.
Мы стали свидетелями того, как многие представители творческих профессий внезапно оказались выброшенными за борт некогда комфортного круизного лайнера без спасательных шлюпок и надувных жилетов. Мы все вместе отчаянно гребем к берегу, очертаний которого еще не видно!
Бесспорно, идет естественный отбор: мир теперь поделится на тех, кто сможет адаптироваться и перестроиться на новый лад и тех, кто попытается сохранять иллюзию о том, что все рано или поздно вернется на круги своя.
Нам уже пришлось признать: эпоха массовых мероприятий окончена. Начинается новая веха, в которой наше взаимодействие с окружающей действительностью будет происходить по совершенно иным законам и правилам. Что уж говорить, если даже легендарный Cirque Du Soleil объявил себя банкротом. Хотя, разве мы уже не задумывались о том, что этот жанр неизбежно стал анахронизмом?! Как, впрочем, и многое в сфере театра и шоу-бизнеса?!
![Анна Завальская о жизни творческих людей в посткарантинных реалиях-Фото 4](https://marieclaire.ua/wp-content/uploads/2020/07/DT9A0144.jpg)
Недавно на Фейсбуке прочла интересный пост-размышление о том, как всех нас «насильно» замедлил карантинный режим, последствием которого стал глобальный «энергетический кризис». В одном из комментариев под ним было следующее наблюдение: «Спад энергии очень ощущается, факт! Особенно сейчас густо косит творческую касту, которая бодрилась во время карантина».
Творческие люди — это личности тонко чувствующие и остро рефлексирующие на любые изменения в пространстве.
Даже как человек, причастный к сфере культуры, я бы не рискнула так обобщать, поскольку в наше уникальное пост-изоляционное время в атмосфере улавливаются самые разные настроения и диапазон их большой: от криков отчаянья и каминг-аутов о том, что нет сил терпеть ломку в отсутствие концертной или сценической деятельности и что жизнь не мила без дорог, отелей, заправок, саундчеков, репетиций до полного дзена от погружения в себя и качественного детокса от публичной жизни.
Факт только в том, что все творческие люди, — это личности тонко чувствующие и остро рефлексирующие на любые изменения в пространстве, поэтому эмоционально «мы» действительно тяжело проходим все стадии принятия неизбежного.
Но, может быть, нам всем был необходим этот жесткий RESET, чтобы избавиться от рудиментов и пережитков прошлого? Все то, что было «до», — останется разделом в учебнике по истории искусств, но все «после» должно функционировать и задавать новые векторы. Самые умные Творцы пока настроили свои чуткие «эхолокаторы» и готовы подождать, чтобы в будущем родилось что-то живое и пластичное, — то, что уже понемногу вырисовывается прямо на глазах у наших современников.
![Анна Завальская о жизни творческих людей в посткарантинных реалиях-Фото 5](https://marieclaire.ua/wp-content/uploads/2020/07/fb_misanthrope.jpg)
Театральная сфера и карантин
Как PR-руководитель театра «Мизантроп» незадолго до тотальной изоляции, я была полностью согласна с интуитивным решением команды создателей полностью «очистить» карму, закрыть в декабре прошлого года все существующие в репертуаре спектакли.
Ребята пророчески почувствовали, как пространство перестало откликаться на все запросы общества. И вслед за роковым вопросом Альфреда Жарри в «Короле Убю»: «Что с нами будет? Что с нами будет?», — пришло ощущение вакуума, в котором было необходимо прислушаться к себе, а не поддерживать видимость деятельности. А вместе с изоляцией случилась реинкарнация театра в сети. Режиссер Илья Мощицкий предложил зрителю формат онлайн-спектакля «Игрушки Люшера», имитирующий сеанс психоанализа.
![Анна Завальская о жизни творческих людей в посткарантинных реалиях-Фото 6](https://marieclaire.ua/wp-content/uploads/2020/07/DT9A0318.jpg)
Похожие эксперименты и поиски в мире, где уже трудно себе представить, что ты идешь в театральную кассу, покупаешь билет, занимаешь свое место в партере и в антракте идешь в буфет, — единственная надежда, что «будущее у театра все же есть, пусть и не такое, каким мы привыкли его знать».
Потому что все мы сейчас должны не побояться отказаться от стремления создавать готовый и завершенный продукт. Нам необходимо прекратить погоню за совершенством и результатом, а попытаться раствориться в процессе метаморфоз, в пространстве, позволить ему пересобрать нас как пазл. Нам необходимо быть в потоке, не пытаясь на него влиять.
И в моем понимании сейчас это единственная зацепка, единственный спасательный круг для всех, кто занимается именно перформативным искусством.
![Анна Завальская о жизни творческих людей в посткарантинных реалиях-Фото 7](https://marieclaire.ua/wp-content/uploads/2020/07/DT9A0640.jpg)
Что же касается лично меня, то только благодаря карантину, как творческая натура, как женщина, как артист, как обычный человек, я наконец-то научилась жить «здесь и сейчас» вопреки страхам об отсутствии финансовой стабильности.
У меня почти получилось не воспринимать жизнь как соревнование и бесконечную беговую дорожку.
Я более-менее упорядочила внешний и внутренний хаос. Оказалось, что можно по-настоящему кайфонуть и во время остановки, когда в тишине точнее раскрываются интеллектуальные контексты и откуда-то из глубины понемногу выныривают отдельные голоса, а не массовое хоровое пение.
![Анна Завальская о жизни творческих людей в посткарантинных реалиях-Фото 8](https://marieclaire.ua/wp-content/uploads/2020/07/DT9A0454.jpg)
Но, пожалуй, этот рецепт подошел не всем. Кому-то сейчас действительно необходимо дружеское плечо и поддержка соплеменников. Например, совсем недавно мы с мужем откликнулись на приглашение одного из киевских баров и заглянули на закрытый квартирник актеров театра и кино. Мы увидели, как нуждались все эти молодые ребята, поющие и транслирующие себя перед микрофоном, друг в друге, в зрителях, в единомышленниках, в этом мгновении общности и консолидации. Они были живым воплощением племени или касты, если хотит.
Мы вдруг подумали, что они точно «выгребут». Мы просто еще не знаем, как именно и на какую Terra Incognita ступят их ноги. Ведь в этом их единении было много настоящей, пульсирующей, «непричесанной» энергии и энтузиазма. И когда мы вышли на улицы города, окунувшись в зной летней ночи, мы молча шли и вдыхали этот шлейф из надежд, ожиданий, пьянящих вибраций того, что останется и еще повторится для всех последующих поколений, не смотря ни на что… Во веки веков, Аминь.
Фото: Lena Groza