Бьет — значит любит: 7 примеров абьюзивных отношений из кино
Сценарии, которые раз за разом, повторяются - и на экране, и в реальной жизни.
Сложно поверить в то, что даже современные миллениалы много раз, взрослея, слышали фразы о том, что если мужчина бьет, то он определенно любит свою женщину. Как и если ревнует ее. Когда решает за нее, даже самые мелкие бытовые моменты, то точно не контролирует, а лишь показывает, как будет лучше. Когда один из партнеров не готов к таким серьезным решениям, как например рождение ребенка, то “неугодный” просто не понимает “смысла жизни”.
Терпеть, подстраиваться, изворачиваться, улавливать малейшее изменение настроения и всегда и во всем потакать, соглашаться и принимать роль “жертвы” — в 2021 году подобное поведение не норма, но в некоторых случаях — жестокая реальность.
Несколько дней назад под стенами Офиса президента собралась несколько сотен женщин, которые выступали за ратификацию Стамбульской конвенции, обещанной нам еще год назад. “Хочется простого женского — не умереть от насилия” — так ли много нам нужно для счастья?
Сегодня мы собрали для вас 7 современных кино- и телеисторий, в которых абьюзерами (ментальными, экономическими или физическими) порой выступают не только мужчины, а жертвы незаметно или вполне осознанно вдруг начинают вести себя как тираны.
“Исчезнувшая”
Пожалуй, это один из самых интересных фильмов из нашей подборки с точки зрения того, как “ненадежный рассказчик” может извратить историю до неузнаваемости. Режиссер хочет нас заставить поверить в то, что Эми в исполнении Розамунд Пайк — жертва, а ее насильник (в ментальном и порой физическом плане) Николас — тиран. Впрочем, все оказывается не так просто, как выглядит на первый взгляд, а сюжет лишь доказывает, что женщины могут оказаться самыми ярыми абьюзерами, если поставят перед собой соответствующую цель.
“Большие глаза”
История двух художников — пример психологического абьюза, где контроль переходит во все аспекты жизни, не позволяя жертве не только дышать на полную грудь, но и делать хоть что-нибудь так, как ей самой хочется. Для 1950-х подобный сценарий во многом был нормой, но и спустя 70 лет “присваивание” заслуг других и запреты работать — распространенный маневр для контроля.
Читай также: Билли Айлиш показала тату через год, как она поклялась никогда их не демонстрировать
“Тоня против всех”
Блистательная Марго Робби в успешном байопике про фигуристку Тоню Хардинг раскрывается в образе девушки, которая не знает иной нормы, как контролирующие отношения. Эта история должна стать “звоночком” для всех родителей, которые уж слишком опекают своих детей. Во взрослом возрасте ребенок, привыкший к подчинению и унижению, подсознательно будет искать похожих отношений, но уже со своим сексуальным партнером.
“Большая маленькая ложь”
Герои Николь Кидман и Александра Скарсгарда демонстрируют, как абьюз может перерасти в нечто нездоровое, но принимаемое за норму обоими партнерами, если им близка философия “темной сексуальности”. Игры в постели — выбор каждого взрослого человека, но все, что происходит вне пределов спальни, должно четко регулироваться здоровыми отношениями.
“Человек-невидимка”
Свежий фильм с чудесной Элизабет Мосс в главной роли рассказывает историю о самом ужасном типе абьюзивных отношений. Страх и жестокость, в которых приходится жить жертве, иногда не заканчиваются вместе с разводом, ограничительными мерами или даже смертью. Насильник получает истинное удовольствие от “погони”, унижения. Он готов на все, чтобы жертва ощущала, что у нее нет другого выбора, как только подчиниться.
“Девушка в поезде”
Главная героиня истории — алкоголичка Рейчел, которая потеряла саму себя в прошлых отношениях. Мы верим тому, что рассказывает персонаж Эмили Блант, но в конечном итоге понимаем, что абьюзер может не только сделать жизнь жертвы невыносимой, но и перекроить ее естество наново. Угнетенная личность забывает о том, какой она была до встречи с тираном, и уже не видит возможности вернуться “домой” — к себе настоящей.
“Жестокое лето”
Мало кто слышал об этом подростковом сериале в Украине, но он попал в поле нашего зрения именно благодаря пронизывающе точному описанию того, как проходят все стадии абьюза. Милый мужчина хочет уберечь женщину от всех бед, держит ее дома, запрещает встречаться с друзьями, иметь собственные границы, и, наконец, “приручает” невинную жертву. В следующий раз, когда ваш партнер скажет вам о неподобающем наряде, вспомните, что абьюз начинается не с рукоприкладства, а с “красных флажков” ограничения, которые нужно уметь улавливать.