Что смотреть: новый сериал “Винил”
Мартин Скорсезе и Мик Джаггер взялись рассказать нам в красках о музыкальной индустрии 70-х. Что из этого вышло, рапортует наш старший редактор.
Если бы существовал поезд в 70-е, я бы кинула в свой потерый чемодан пару винтажных платьев и солнцезащитные очки, помахала всем ручкой и отправилась бы туда, не раздумывая. Романтизация этого десятилетия – занятие легкое, ведь почва у него более чем плодородная. Наперегонки с модными дизайнерами, которые в последнее время успели вспахать эту ниву вдоль и поперек, снимают и кино: например, три года назад вышли сразу две атмосферных драмы о той эпохе из разряда must see – “Афера по-американски” и “Гонка”.
Мартин Скорсезе забился в такт Мику Джаггеру еще в 2006 году, снимая для “роллингов” концертную документалку “The Rolling Stones. Да будет свет”. Поэтому совместное продюсирование сериала о музиндустрии выглядит вполне логичным развитием их отношений. К тому же Мику удалось пристроить в “Винил” своего сына Джеймса – конечно же, в роли юнца, играющего бездарную музыку, но питающего надежды на скорый статус рок-звезды. Еще одно, что может скомпрометировать Джаггера в отношении данного предприятия, это его собственные слова, оброненные когда-то. Мика спрашивали о съемках фильма “Представление” (1970), где он разыгрывал привычные карты – секс, наркотики, рок-н-ролл. Так вот музыкант ответил, что не может вспомнить не только подробностей съемочного процесса, но и все десятилетие помнит с трудом. Упс, Мик!
Почерк Скорсезе угадывается безошибочно – без любимой итальянской мафии и тут не обошлось, к тому же главную роль – владельца лейбла American Century Ричи Финестру играет Бобби Каннавале из “Подпольной империи”. Сцены, когда Ричи замирает с отсутствующим взглядом и картинно отставленной рукой c дымящейся сигаретой, можно преподавать для студентов в школе драмы. Черная комедия, драма, детектив, приправленный кровью и сюрреализмом – “Винил” зрелище не то чтобы не для слабонервных. Однако некоторым зрителям может показаться чересчур жестким. Впрочем, от Скорсезе другого и не стоило ожидать.
Отдельно хочется поговорить о женских ролях – они в “Виниле” на заглядение хороши. Оливию Уайлд мы уже имели удовольствие наблюдать в похожей роли в “Гонке” – ей чрезвычайно идут платья в стиле хиппи-шик, очки от солнца с пастельными стеклами, закрывающие поллица и подчеркивающий ее волшебные голубые глаза макияж. Тут ей досталась двойственная роль – все понимающей женщины, на которой держится семья Финестры, и рок-н-ролльной натуры, когда-то проводившей большую часть своего времени на концертах, фабрике Уорхола и тусовках. Вторая знаковая девушка “Винила” – бойкая секретарша Джейми, в чьей рабочей тумбочке имеется годовой запас психотропных веществ, а в кудрявой головке – серьезные амбиции стать первооткрывательницей талантов. Ее играет 26-летняя британская актриса Джуно Темпл, которую объявили восходящей звездой еще три года назад. С одной стороны, она копирует персонажей танцевальных фильмов (из серии ложкомойка выбилась в принцессы), с другой – в ее игре есть какой-то драйв, нерв, так что не хочется отвлекаться от созерцания ее размалеванного лица ни на секунду.
“Винил” вполне может показаться некоторым зрителям утомительным, и я понимаю почему. На тебя вываливают тонны музыкальных ссылок, которые по ходу просмотра даже не успеваешь гуглить: “Эту я знаю точно, тут знакомый припев, а вот эту не слышала никогда”. Рай для меломана, мучение для хейтеров музыки – по этой же причине многим мог показаться скучным, например, роман Ника Хорнби “Hi-Fi”. Но если отогнать от себя демонов предубеждения и погрузиться в атмосферу “Винила” с головой, вы получите глубокое моральное удовлетворение – и резкость и неожиданность юмора, и блестящие способы Финестры выкрутиться, и цветастые костюмы, и резонирующий в такт биению сердца саундтрек – все это говорит “за” и “да-да-да”.