Диджитализация арт-рынка: как карантин ускорил процессы и спровоцировал новые форматы
Как повлиял на ситуацию карантин, Marie Claire рассказывает искусствовед, член Tate North American Acquisition Committee, Анна Коршун.
Видеть произведение искусства на фото/видео и видеть его же воочию – это два разных процесса восприятия. Именно поэтому многочисленные копии и принты шедевров мирового культурного наследия никогда не снижали поток посетителей в музеи, где экспонируются оригиналы. Более того, онлайн-экскурсии по музеям и презентации работ в интернете в значительной мере способствуют тому, что арт-туристы посещают музей или галерею офлайн.
Смена парадигм
Долгое время сеть музеев Tate оставалась законодателем, трендсеттером в части презентации искусства интернет-сообществу. Создав одним из первых информационный сайт в 1998 г, команда музея постоянно усовершенствовала его функционал, и сегодня это крупная мультимедийная платформа, которая дает доступ ко всем произведениям искусства коллекции Tate (более 70,000 наименований), архиву, специализированной библиотеке, обширной базе интервью, подкастам, видео-визитам в мастерские художников, интерактивным учебным курсам, прямым трансляциям с выставок и обучающе-развлекательным материалам для детей. Интернет-платформа музея была признана лучшей в своей категории, стала примером, который изучают в Гарвардской бизнес школе, подходы Tate применяют наиболее прогрессивные музеи и галереи мира.
Читайте также: ПЯТЬ АСПЕКТОВ АМЕРИКАНСКОЙ АРТ-ИНДУСТРИИ
В то же время, даже самые «оцифрованные» участники арт-индустрии не рассматривали вариант оперативного перехода полностью в онлайн и отказа от очных экспозиций. Введение карантина побудило лидеров рынка оперативно искать и внедрять новые подходы, которые могли бы обеспечить текущую работу арт-институций, а в некоторых случаях и защитить от крупных финансовых потерь, неизбежных из-за невозможности выполнить ранее взятые обязательства.
Так, например, один из лидеров арт-рынка, дилер Дэвид Цвирнер (David Zwirner Gallery в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Гонг-Конге) начал активно дорабатывать свою интернет-площадку, внедряя новые форматы презентаций и коллабораций. Интересно то, что он создал виртуальный «шоурум» в 2017 одним из первым, а изоляция и новая реальность спровоцировала необходимость в стремительном развитии этого виртуального пространства, и на сегодняшний день его платформа стала примером для других. В течении первого месяца карантина в Нью-Йорке он запустил несколько инициатив по онлайн-продажам, одна из которых повлекла за собой существенный изменения принципах и подходах к арт-бизнесу. На данный момент его подход к онлайн-пространству признан успешным, и многие конкуренты стали внедрять подобные инициативы в свой бизнес. Более того, Цвирнер прогнозирует уменьшение потребности в художественных ярмарках в классическом формате.
Инновационный подход Цвирнера к онлайн-пространству заключается в том, что он одновременно усовершенствовал собственную площадку, акцентируя внимания на художниках, с которыми он тесно сотрудничает напрямую, а также предоставил свою онлайн-площадку для молодых галерей и галерей среднего уровня, таким образом стирая грань конкуренции и переводя эти отношения в рамки сотрудничества.
Таким образом, проект «Studio», в котором рассказывают о практике художников-современников, как бы у них «в студии», стартовал с презентации снимка немецкого фотографа Вольфганга Тиллманса, созданного специально под эту инициативу. А программа «Exceptional Works» предназначена для показа одной крупной работы со вторичного рынка за раз, и дебютировала с картины из серии «Посвящение площади» 1959 года немецкого и американского художника Джозефа Альберса.
«Studio» будет доступна каждому, кто оставит свой адрес электронной почты, а «Exceptional Works» — лишь для клиентов галереи по приглашению, а цены предоставят по запросу. В интервью Artnet News Дэвид Цвирнер объяснил, что видит это, как момент для того, чтобы изменить мнение об искусстве в онлайн-пространстве.
Читайте также: ПЯТЬ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ, РАБОТЫ КОТОРЫХ ВПЕЧАТЛЯЮТ СВОЕЙ СМЕЛОСТЬЮ
Но возможно одним из самых главных новшеств введенным Цвирнером является инициатива под названием «Платформа». Запуск программы произошел в апреле, и она моментально была признана успешной. Суть этой платформы заключается в том, чтобы оказать поддержку и помощь молодым галереям и галереям среднего уровня в момент кризиса. «Платформа» представляет собой виртуальный шоурум на базе онлайн-платформы галереи Цвирнера в котором молодые прогрессивные галереи представят одного художника из своего списка. Кроме прогрессивности взглядов, галереи объединяет город, в котором они находятся и то, что они являются «соседями, друзьями и соратниками» галереи Дэвида Цвирнера.
3 апреля Нью-Йорк стал первым городом, и к этому проекту присоединились такие небольшие галереи, как 47 Canal, Company, David Lewis, Essex Street, Queer Thoughts и другие. После успешного запуска, Цвирнер решил расширить этот проект, и каждый месяц виртуально открывать шоурумы в других городах-лидерах арт-рынка, и на сегодняшний день «Платформа» активна в Лондоне, Лос-Анджелесе и 22 мая запускается объединенная платформа для Парижа и Брюсселя.
Спустя время, два других мега-дилера — Лари Гагосян и Джефри Дайтч — решили объединиться еще с 60 галеристами и арт-дилерами и запустили единую GalleryPlatform.LA, которая представляет собой единое пространство, где можно приобрести работы из разных галерей Лос-Анджелеса.
Любопытно то, что подобные онлайн-пространства привели к большей прозрачности арт-рынка в плане цены. Если раньше, для того что узнать стоимость работы в галерее, нужно было обратиться к сотруднику, побеседовать с ним и, возможно, узнать стоимость, если они посчитают нужным ее сообщить. Как правило, интрига сохранялась довольно часто, и стоимость работ раскрывалась только клиентам — существующим или потенциальным. На данный момент на подобных платформах цены стали общедоступными.
Читайте также: НА БАЛЕТ: КАК ВЫБРАТЬ СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ ВАМ ПОНРАВИТСЯ?
Мировые арт-ярмарки
Арт-ярмарки (art fairs), одни из главных коммерческих событий в арт-мире, тоже столкнулись с новыми трудностями из-за короновируса, в силу отсутствия возможности проводить их в традиционном формате. Первым ушел в сеть Art Basel Гонг Конг, который должен был проходить в марте: как раз когда был пик заболеваний в регионе. Изначально организаторы отменили мероприятие полностью, но оценив все возникшие риски для бизнеса, решили-таки создать онлайн-платформу и проводить ярмарку дистанционно. Эту ярмарку сложно назвать успешной, так как было очень много недочетов как с технической стороны, так и со стороны коммуникации компании. Всеобщее замешательство в обществе из-за неопределенности будущего также сказалось на продажах: покупательская активность была низкой.
Тем не менее, организаторы Frieze Art Fair в Нью-Йорке все же последовали примеру коллег, учли их ошибки и приняли решение не отменять мероприятие, провести его онлайн. В силу того, что у них было гораздо больше времени на разработку платформы, привлечение клиентов и постепенно начали стабилизироваться настроения в обществе – мероприятие прошло успешно как по оцен — кам участников, так и по результатам продаж.
В силу специфической локации ярмарки Frieze на острове Рэндалл, куда нужно было добираться с Манхеттена на пароме, некоторые коллекционеры шутили, что наконец-то Фриз нашел более удобную локацию в виде экрана смартфонов и компьютеров. Коллекционеры получили доступ к подборкам работ от 200 галерей со всего мира. Картины, работы на бумаге можно было видеть в так называемой виртуальной «комнате для просмотра», а скульптуры и объемные работы — на фото. Онлайн-версия ярмарки проходила дольше, чем в обычном формате (два VIP-превью-дня и неделя для общего доступа). В какой-то степени, онлайн-версия ярмарки вернулась к истокам и превратилась в трейд-шоу, где нет большого разнообразия сопутствующих событий: ужинов, вечеринок, тематических встреч. Организаторы Frieze Art Fair предложили галереям-участникам полностью возместить затраты, связанные с участием в ярмарке, и бесплатное участие на онлайн-платформе.
Читайте также: #CORONAVIRUSART: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО О НОВОМ ВИРУСЕ
Сюжеты и сделки первой онлайн — Frieze Art Fair
Как и в предыдущие годы, крупные галереи сообщили об успешных продажах в первые часы VIP-превью. Так, команда Gagosian Gallery сообщила о продаже всех представленных работ Катарины Гроссе, а Hauser & Wirth — 16 работ, созданных художниками по теме пандемии (самая дорогая из них — Джорджа Кондо — продана за 2 миллиона долларов). Небольшие галереи сообщили также об успешных продажах. Например, в Maria Bernhaim (Цюрих) сообщил о полной продаже работ восходящей звезды Сары Слаппей в ценовой категории $2,500 — $10,000.
D целом, ТОП-5 самых дорогих работ выглядит так:
1. «Дистанциирующиеся фигуры» Джоржа Кондо (Distanced Figures 3, George Condo), 2020, продана за 2 миллиона долларов галереей Hauser & Wirth;
2. Зарисовка на работу П. Рубенса «Минерва, защищающая Мир от Марса» художника Леона Коссоффа (Leon Kossoff Study from «Minerva Protects Pax from Mars» by Rubens), 1981, была продана за $1.8 миллионов галереей Piano Nobile;
3. «Метаc III» художника Эль Анатсуи (El Anatsui’s Metas III), 2014, продана за $1.5 миллионов Acquavella Galleries;
4. «Тревожные мужчины» Рашида Джонсона (Rashid Johnson, Untitled Anxious Men), 2014, продана за $650 000 галереей Hauser & Wirth;
5. «Вероника» художницы Элис Нил (Alice Neel, Veronica), 1980, продана за $550 000 галереей Дэвид Цвернер.
«Звездный час» IT и технологий дополненной реальности
На сегодняшний день Art Basel, который должен был проходить в июне бы перенесен предположительно на 14-20 сентября с VIP-превью 14-17 сентября и общим доступом 18-20 сентября, будет проходить онлайн 19-26 июня, и участие также бесплатно для галерей, которые планировали участие и сделали все соответствующие взносы для этого, а также для посетителей. Конечно, онлайн-опыт не сравнится с арт-ярмарками оффлайн, встрече старых друзей со всего мира и новыми знакомствами, путешествиями в разные точки мира от Лос-Анджелеса до Базеля и Гонг-Конга. Но в ситуации тотальной изоляции онлайн-ярмарки и выставки стали достойной альтернативой, «лучшей чем ничего».
Интересно то, что менее масштабные художественные ярмарки пытаются внедрить технологии компьютерных игр и предоставить посетителям «передвигаться» в виртуальном пространстве, нежели просто просматривать изображения картин. Но учитывая, насколько сложно это сделать на общедоступном уровне, вряд ли подобные новшества будут восприняты позитивно в ближайшем будущем.
Творчество не терпит границ и пустоты, поэтому новый опыт презентации работ неизменно повлияет на арт-рынок в дальнейшем, даже если восстановятся прежние условия.
Показательно, что не только крупные игроки арт-рынка оперативно адаптируются к новым реалиям. Активности некоторых отдельных художников свидетельствуют о том, что современное искусство уже находится в тесной связи с миром технологий, авторы работ учитывают и переосмысливают те методы восприятия контента, которые стали естественными для современного человека.
Например, скандинавский художник Олафур Элиасон (Olafur Eliasson) применил возможности технологии дополненной реальности (AR) в своих работах «Wunderkammer». Пользователи, скачав в AppStore приложение Acute Art, могут увидеть созданные художником северное сияние, радугу или исландскую птицу тупик, которые, по задумке автора, стремятся максимально взаимодействовать со зрителем через плоский экран монитора или смартфона.
Таким образом арт активно уходит в Сеть, и развивается там. Виртуальные визиты в художественные мастерские, многочисленный вебинары, онлайн открытия выставок, развитие онлайн-платформ и онлайн-пространств, и прогрессивные технологии как материал для творчества — это все становится новой нормой нашей реальности.
Анна Коршун (Christie’s Education New York, член Tate North American Acquisition Commitee), экспертно-коммуникационная группа «Импульс» и команда Marie Claire Ukraine готовят для читателей специальную серию публикаций о современном искусстве.