Феномен: YouTube-каналы вместо телевизора
О феноменальной популярности YouTube-каналов размышляет Елена Заяц.
В советском мультфильме «Простоквашино» кот Матроскин с чувством пел: «Телевизор мне природу заменил». Так случилось и в реальной жизни: несколько поколений людей выросли с твердой установкой: все, что транслирует телевизор, – авторитетно, этому можно без оглядки верить. Интернет разрушил эту связь до основания, а новым поколениям пришлось искать свои ориентиры. И если поколение Х оказалось в этом смысле переходным, то «“миллениалы», родившиеся после 1981 года, остались с Сетью один на один. И случился бум YouTube.
Урок математики
Согласно исследованиям Acumen Report, которые включали двухнедельный онлайн-форум, онлайн- и офлайн-интервью молодых людей в возрасте от 13 до 24 лет, проживающих в США, 88% из них проводят в Сети в среднем 6,2 часа в неделю. 67% опрошенных не представляют своей жизни без YouTube, а 48% – без социальных сетей. И только треть указала источником развлечения телевизор. Зачем поколению Y смотреть видео? 77% делают это, чтобы справиться со скукой, а 57% – чтобы поднять себе настроение. На сайт YouTube каждую минуту загружается 300 часов видео – математика сразу станет занимательной, если умножить эту цифру на день, месяц, год.
Если вы вдруг подумаете, причем тут мы (это же у американцев), – не спешите с выводами. Потому что Украина входит в первую десятку стран, жители которых больше других смотрят ролики на YouTube. Например, в позапрошлом году украинцы тратили более пяти миллионов часов на просмотр видео на этой платформе. Впечатляет? И эта цифра имеет тенденцию к росту. Более того, к «миллениалам» подключаются дети – следующее поколение Z. Как-то в ресторане за соседним столиком я наблюдала картину, которая становится весьма привычной: пришла большая компания родителей с пятью девочками от 4 до 6 лет. Детей посадили за отдельный столик и каждой вручили по гаджету с видео – там была распаковка игрушек, мультсериалы про пони и так далее. Весь час, что мы сидели рядом, девочки практически между собой не общались.
Одна из теорий феноменальной привлекательности YouTube – бунт нового поколения. Видео – это просто-напросто код, при помощи которого молодые люди общаются между собой, в то время как взрослые выпадают из этого культурного контекста. Это их территория, их рок-н-ролл.
Близкие миры
Когда мои коллеги вернулись с Недели моды в Милане, то рассказали любопытный эпизод. Перед одним из показов собралась огромная толпа молодежи, которая прорывалась через импровизированный кордон охраны, выкрикивая чье-то имя. «Кэмерон Диаз? – удивилась одна из идущих впереди редакторов моды, подумав, что это должна быть американская звезда кино. Но нет, девочки кричали «Кэмерон Даллас». А это уже другая история, из разряда битломании. Они хотели увидеть симпатичного парня, прославившегося видео, которыми он делился на ресурсе Vine, подшучивая над друзьями и родственниками. Приложение Vine, кстати, в октябре 2016 года решили закрыть, но Кэмерону есть где самовыражаться: например, у него 9,29 млн фоловеров в Twitter. Кроме того, его популярность позволила ему сняться в кино и запеть. А 27 декабря Netflix выпускает сериал Chasing Cameron («В погоне за Кэмероном»), посвященный популярному блогеру.
Таких авторитетов для нового поколения, как Даллас, немало. В октябре 2015 года видеотрекинговая компания Tubular Labs обнародовала любопытную статистику: существует 17 тысяч YouTube-каналов с более чем 100 тысячами подписчиков, и почти 1500 каналов, у которых подписчиков более миллиона. И пока печатные издания тихо плачут в сторонке, пытаясь переориентировать свой бизнес, YouTube-блогеры (или влогеры, так тоже можно их называть) взбираются на гребень цифровой волны.
Для аудитории они являются более честными, безапелляционными, живыми и близкими чем, скажем, голливудские звезды. Аудитория для блогеров – не обезличенная, восторженно ревущая толпа под сценой. Это люди, перед которыми они чувствуют ответственность. Интерес аудитории – материя, подверженная разброду и шатаниям, и если не подогревать его систематически, люди в один клик найдут другой источник развлечений. Близость с аудиторией достигается не только за счет простоты идеи (все, что тебе нужно, это веб-камера и Интернет), но и за счет общения в реальном времени – почти все популярные блогеры снимают видео, в которых отвечают на вопросы аудитории. А двусторонний диалог с обычными звездами возможен лишь для избранных.
Детки в порядке
Условно видео можно поделить на категории. Среди них – челленджи (это как «Разрушители легенд», но на крайне примитивном уровне), «что в моей сумке?», летсплеи (прохождение игр с комментариями), бьюти-уроки, юмористические каналы и так далее. Одни из самых популярных – каналы по распаковке, интерес к которым вырос на 57% по сравнению с прошлым годом. Чтобы посмотреть все видео под этим тэгом, опубликованные в Сети за год, вам понадобится более семи лет.
Все без исключения украинские родители знакомы с каналами Miss Katy и Mister Max. Оба были зарегистрированы супругами Андреем и Оксаной в 2014 году и рассказывают о жизни детей – пятилетнего Макса и трехлетней Кати. И если ваша племянница говорит, что хочет поехать в Дубай и покататься на розовом лимузине, знайте, это ее не подружка по садику научила, а YouTube-персонаж. У обоих каналов более 2,7 млн подписчиков, а общее число просмотров их видео перевалило за 6 млрд.
Из молодых людей, которые ведут каналы сами, в Украине также есть свой рекордсмен. Это EeOneGuy – канал видеоблогера Ивана Рудского, который во всемирном рейтинге по количеству подписчиков занял 74-е место. Несколько лет назад Иван жил в селе Анновка Днепропетровской области, а сейчас публикует видео, например, из Лос-Анджелеса. Так что теперь его, скорее, можно считать гражданином мира. Ивангай – типичный представитель поколения «миллениалов» на YouTube: у него смонтированные в кислотных цветах ролики, своеобразный юмор, истеричная манера разговаривать и милая улыбка. А еще чистое желание дотянуться до топовых звезд YouTube во главе со шведом PewDiePie, у которого около 49 млн подписчиков и который два года назад заработал $7,4 млн.
Сейчас популярных блогеров модно называть digital influencers. YouTube-мания перевернула сознание не только подписчиков онлайн-контента, но и стала настоящей потребительской революцией для брендов. Одной из первых на новый запрос отреагировала бьюти-индустрия – когда отснятые блогерами видео тут же повышают объем продаж по конкретной ссылке, с цифрами спорить не будешь.
Прошлым летом в Киеве прошел первый в Украине фестиваль для YouTube-блогеров «ВидеоЖара». Несмотря на реальную жару в июле, за два дня здание выставочного центра на Левом берегу посетило более 6000 тысяч человек, а за автографами некоторых блогеров стояли длинные очереди. Наверное, это тот поворотный пункт, когда стоило бы признать, что у новых поколений есть свои ориентиры и собственный способ коммуникации с миром. И его можно понять.