UA
RU

Как я строила иглу в Альпах

Редагувати переклад
Арт-директор Marie Claire Юлия Портарескул честно рассказывает о том, как она строила иглу в Бернских Альпах.

Как я строила иглу в Альпах-Фото 1

Я – уверенный пешеход последние лет восемь. До этого мне было известно, что в одном квартале 300 шагов, и это предел дневной прогулки – потому что «каблы, холодно, и вообще». Но постепенно 30 000 шагов в день стали нормой, и я считала, что любой уровень пешей активности мне по плечу. Но Швейцария бросила вызов, открыв новые грани зимних развлечений. Начнем с того, что эта страна считает хайкинг национальным спортом – здесь ходят пешком в горы в любом возрасте и в любое время. Зима – не исключение. Собираясь в путешествие по программе пешего туризма, мне представлялся плавный подъем по протоптанной широкой дороге с периодическими остановками, чтобы сделать видовые фото. А его главной целью – понимание, зачем вообще ходить вверх в горы по снегу.

Первая точка на карте – долина Леченталь протяженностью в 30 км. С древними традициями и талисманами, маленькими деревушками и
отелями в горах, куда добраться можно только на снегоходе, она похожа на суверенное сказочное королевство, соединенное с современностью железной дорогой всего 50 лет назад. Традиционно пик туристической активности приходится на теплое время года, но уже несколько лет зимой количество гостей не убывает. Переночевав в небольшом живописном отеле Fafleralp (www.fafleralp.ch) в деревне Блаттендорф, мы отправились к горнолыжным склонам Лаухернальп.

Как я строила иглу в Альпах-Фото 2

Все, кто в спортзале хоть раз взбирался по степперу, с легкостью освоят снегоступы – шагаешь себе вверх, никуда не спешишь. Последнее очень важно – взяв темп за местными, через 15 минут я готова была прилечь в снег. Еще через 15 – приноровилась и начала получать удовольствие. Время замедляется, вокруг красота, ты дышишь чистым воздухом, и только проносящиеся по соседней трассе лыжники вызывают мимолетную зависть. Резкий поворот вправо – и мы взбираемся по целине. В голове опять звучит вопрос: «Зачем, вот же подъемник, пока не поздно, может сядем в него? А там походим…» Но группа идет, и я иду, и вроде как опять – воздух, красота, и лыжники уже где-то совсем вдали. После 40 минут подъема мы выходим на красивейшее плато на высоте 3100 м – шпили гор окружают его частоколом, солнце заливает светом снег и даже –15 °C
не уменьшают восторг.

«Здесь и будем ночевать – радостно сообщает нам наш гид Кристоф, – в собственноручно построенных иглу!» Конечно, мы заранее знали, что будем спать в ледяном домике, но строить его с нуля?! «Не переживайте, вам помогут профи». К нам присоединились импозантные профи – они построили уже не меньше 250 иглу за свою карьеру и знали, как сделать это красиво. Итак, главное, что надо знать о стройке: это не быстро и не легко. Но если ты построил этот ледяной дворец, любой дедлайн покажется мелочью. Технология проста: копаешь прямоугольное углубление, потом пилой выпиливаешь из стенки снежные блоки и спиралью с легким наклоном внутрь складываешь шарообразный купол. Делается это на предварительно утоптанной площадке (всего часик топтания и десяток удивленных лиц случайных фрирайдеров).

Как я строила иглу в Альпах-Фото 3

Попеременно с напарницей Моникой мы то копали, то таскали, то складывали. Каким-то магическим образом эта конструкция росла, и вот уже вылезти из нее не представлялось возможным. «Вы все делаете правильно! Когда закончите, прокопаете лаз – и дом готов». Ладно, решили мы, подумаем о лазе позже – на улице вечерело, а наше жилище еще даже близко не напоминало купол. Честно –
часов в пять вечера нам пришли на помощь: уложить верхний свод было сверхзадачей, и, отправив меня «засыпать щели», за дело взялся один из профи. Да, это еще один этап постройки – тщательно заделать снаружи все стыки между блоками, превратив конструкцию в термос. Наконец, в свете звезд наш дом был готов – на глубине полутора метров мне предстояло прокопать туннель и освободить Монику. Мы были очень уставшими, но странное дело – одновременно получали удовольствие и веселились от души. Хотя, надо сказать, что за день юмор группы стал колючим, как мороз. Аллилуйя! По уши в снегу мы радостно обнялись в туннеле. Затянув рюкзаки и спальники в иглу,  осмотрелись по сторонам. За время нашей «стройки века» опытные снегостроители возвели «дворец культуры» – иглу на всю нашу честную компанию для посиделок, дом для себя, помогли всем новичкам и начали готовить традиционный швейцарский ужин. Вот это сноровка!

Вечеринка на вершине горы была великолепной. Внутри было тепло и весело, звезды были видны как на ладони. К нам присоединился Андре Анзевуи, человек-легенда, который спускался по северным склонам Маттерхорна под углом 74° на лыжах. В 62 года Деде бодр и заговорщически рассказывает, что «любит завтракать коктейлем». «Если бы я позавтракала коктейлем, то осталась бы внизу и не строила иглу», – шепчет мне Моника. «Надеюсь, я строю его в первый и последний раз», – вторю ей я. Деде – счастливчик, он попадал под лавины несколько раз и выжил и утверждает, что у него есть снежный ангел-хранитель. Сейчас в Швейцарии роль ангела берет на себя инновационная система контроля над лавинами, а риск их схода сведен к минимуму. Утром мы отправимся узнать подробности и посмотреть, как работает служба Easy Searcher, призванная помочь людям, попавшим в затруднительное положение в горах. Ночью на улице мороз больше 20 °C. В иглу температура едва ниже нуля. Сон в тепле спальника приходит мгновенно –всем, кто жалуется на сложность засыпания, рекомендую.

Как я строила иглу в Альпах-Фото 4

На следующее утро подъем в 7 утра – мы спускаемся обратно в долину, с сожалением оставляя наши постройки. Оказалось, что идти вверх удобней, поэтому часть пути проделываем на санках. Эх, красота – с ветерком скатиться по серпантину! Наша новая цель – Эволен в кантоне Вале, где мы встречаемся со специалистами из компании Easy Searcher (www.genswein.com). Опять идем в горы – теперь используя для этого обычные лыжи, на нижнюю часть которых надевается защитная резиноваяоснова, не позволяющая им скользить. Всего час – и мы на подходящей поляне: глубокий снег позволит продемонстрировать возможности поисковой системы. Ее основа – контроль и наблюдение.

Знали ли вы, что бывает около 40 вариантов снежинок? По их рисунку, плотности и цвету проводят эмпирическую диагностику состояния снежного покрова и при необходимости создают искусственные сходы снега. Но что выводит безопасность катания и хождения в горах Швейцарии на новый уровень? Радионавигационная система, которая позволяет найти человека в толще снега. Нам всем раздали маячки, которые берут в горы туристы. Мы радостно расшвыряли их в самые удаленные уголки поляны – и с помощью приборов принялись искать. Немного похоже на спортивное ориентирование с драгоценным призом. Нашли все, даже за самыми дальними сугробами. Вниз мы спускались вдохновленными.

Как я строила иглу в Альпах-Фото 5

Наша ночевка прошла в Аролле – небольшой деревушке с видом на Маттерхорн и каменными образованиями, в народе называемыми пирамидами. Вокруг – множество пеших маршрутов, где гулять менее энергозатратно, но не менее красиво. Утром я набрела на замерзший водопад – хрусталь льда почти звенел под солнцем. Улетая домой, в иллюминаторе самолета я рассматривала горы. Взбираться на них однозначно стоит – ради просветления головы и укрепления духа. Ради спокойствия и чистой, как горный воздух, радости. Горы, я иду к вам!

Узнать больше о Швейцарии в целом и каждом регионе по отдельности можно на официальном сайте www.myswitzerland.com/ru/