Книжный декабрь: итоги года
Топ-книг уходящего года. Немного современных авторов, немного self-made, немного нон-фикшн, немного классики.
С 2016 года я стараюсь читать по одной книге в неделю. Конечно, получается не всегда. Иногда всегда не получается. Но понятные дедлайны, пусть даже книжные, — моя своеобразная зона комфорта, благодаря которой я организовываю свой графике и свое пространство таким образом, чтобы не было повода прокрастинировать. Отмечу, что «делать ничего» и прокрастинация не имеют ничего общего. Делать ничего в свое удовольствие я люблю, а вот прокрастинировать и испытывать за это чувство вины мне не нравится. И, конечно, дело вовсе не в количестве прочитанных книг, а в качестве, именно поэтому выбрать десять самых-самых книг этого года оказалось сложно. Поэтому их получилось одиннадцать. Немножко современных авторов, немножко self-made, немножко нон-фикшн, немножко классики.
Подборка книг от колумнистки Marie Claire Алисы Калюжной, которая занимается промо украинских фильмов и пиаром культурных проектов, читает одну книгу в неделю и пишет о прочитанном в своем Instagram по тегу #чточитаеталиса и одноименном Telegram-канале.
Кэтрин Бэннер, «Дом на краю ночи»
Лучшая книга этого года, и прошлого, и позапрошлого. Не устану ее перечитывать. У книги какое-то очень уютное настроение. Не летнее, скорее для поздней осень или зимы, когда лучи солнца так редки, что хочется ловить их и кутаться в них как в одеяло. И чем ближе к последним страницам книги, тем медленнее и глубже хочется ее читать.
Однажды на всеми забытый маленький остров Кастелламаре приезжает чужак, доктор Амадео Эспозито, с которого и начинается история четырёх поколений семьи и старого дома, где раньше была таверна «Дом на краю ночи» — эпицентр слухов и событий острова.
«На этом острове все знают, что ты сделаешь, еще до того как ты сам это поймешь; здесь старые вдовы осыпают тебя молитвами, воспитывают тебя забулдыги-картежники; здесь рыбаки зовут тебя по имени еще до твоего рождения; на этом острове все еще возможно обладать душой глубокой, как океан, и непроницаемой, как ночная тьма».
Фредрик Бакман, «Мы против вас»
Бакман продолжает историю начатую в книге «Медвежий угол» о жителях маленьких городков Северной Швеции Бьорнстад и Хед. Все их надежды по-прежнему так или иначе связаны с местными хоккейными командами. И в преддверии еще одного главного хоккейного матча происходит череда не менее трагических и решающих событий и решений, которые разделят города на два лагеря, каждый из героев которого имеет свою историю, свою драму, свою причину хотеть победить в этом матче и свою причину остаться в городе.
Сказать, что мне было грустно и трогательно до мурашек всю книгу — не сказать ничего. Были моменты настоящего киношного саспенса. Когда на минутку перестаешь дышать.
«Жизнь — до чертиков странная штука. Мы все свое время тратим на то, чтобы контролировать в ней как можно больше, а нас самих при этом формируют вещи, над которыми мы не властны».
Сомерсет Моэм, «Луна и грош»
Обожаю Моэма. Он был из тех, кого сейчас называют open-minded. Много путешествовал, познавал жизнь в разных ее проявлениях, был бисексуалом и, кажется, сильно опережал своё время тем, как мыслил.
Молодой писатель подружился с очаровательной госпожой Стрикланд, которую спустя некоторое время после семнадцати лет брака без каких-либо объяснений бросил супруг и уехал в Париж. Внезапно она обращается к юноше с просьбой поехать к мужу и сделать все, чтобы уговорить его вернуться в лоно семьи. Но супруг, на первый взгляд простоватый и безликий, оказывается не так прост. Он бросил семью не ради другой женщины, как придумали все вокруг, а просто потому что разлюбил и в сорок лет понял, что больше всего на свете ему хочется рисовать.
Прообразом Чарльза Стрикланда послужил художник Поль Гоген. Оба были брокерами, и бросили эту работу ради искусства, оба были стеснены в средствах, только вот Стрикленд ушёл сам, а Гогена бросила жена.
«Есть люди, которым судьба без сомнения предназначила быть холостыми, но которые в силу случайных обстоятельств не удержались от соблазна начать брачную жизнь. Нет более печального зрелища, чем женатый холостяк».
Мэтт Хейг, «Полночная библиотека»
Я не могу до конца объяснить, чем меня зацепила эта книга. Наверное, взглядом автора на смерть, которая где-то созвучна с моими мыслями о том, а хотела ли бы я прожить свою жизнь по-другому?
Между жизнью и смертью есть библиотека с бесконечными книжными полками. Каждая книга — шанс попробовать другую жизнь, которую человек мог бы прожить. Увидеть, как все обернулось бы, принимай он другие решения. Норе такая возможность выпала — увидеть, как все могло сложиться по-другому. И выбрать себе ту версию жизни, в которой ей захочется остаться, и продолжить ее так, словно Нора там была всегда. Но оказалось, что непрожитые жизни, о которых она сожалела, — это жизни, о которых на самом деле мечтали другие, не она. И если копнуть глубже внутрь себя, попробовать «мыслить шире», — можно обнаружить неочевидные жизни, которые требуют фантазии и воображения, и пробовать отыскать среди них именно ту жизнь, которую точно стоит прожить.
«Когда ты беспокоишься о том, чего не знаешь, например, о будущем, очень хорошо напоминать себе о том, что ты точно знаешь».
Экхарт Толле, «Сила настоящего»
Я не могу сказать, что читала ее вдумчиво, глубоко вникая во все, о чем он пишет, казалось, что автор все время ходит по кругу. Но ближе к завершению книги случился момент, когда вдруг нашлись ответы на вопросы, которые я даже не задумывалась себе задать.
Он напоминает о том, что прошлое изменить нельзя, будущее нельзя ускорить, но если зацикливаться исключительно на них, то можно упустить то самое «сейчас», когда и происходит самое интересное. Происходит действие, которому ты не сопротивляешься и которое не торопишь. Действие, на котором ты фокусируешь все своё внимание, занимаешься только им и не растрачиваешь фокус больше ни на что другое. Мне нравится как автор проводит аналогию с природой. В ней все идёт своим чередом: весна сменяет зиму, пионы — сирень, черешню — персики. И никто не торопится, не перегоняет друг друга, и фокус всегда — на данном конкретном моменте вне зависимости от каких-либо внешних обстоятельств и заморочек.
«Если вы действительно хотите познать свой ум, ваше тело всегда даст вам отражение его подлинного состояния. Обратите внимание на эмоции, ощутите их в своем теле. Если эмоции противоречат мыслям, значит, врут мысли. Эмоции же отражают истину — не конечную истину вашего «я», но относительную истину о состоянии вашего ума в тот или иной момент».
Стефани Цвейг, «Нигде в Африке»
История еврейской семьи из Германии, которым удалось бежать в Африку сразу после «хрустальной ночи», когда стало понятно, что еврейский народ в Европе обречен. Роман во многом автобиографичен: авторка родилась в еврейской семье и в 1930-х годах её семья была вынуждена бежать в Кению, чтобы избежать смерти в нацистской Германии.
Книга тягучая, в хорошем смысле. В ней много деталей, африканской мудрости, и такого глубокого погружения в эту атмосферу и обстоятельства, а ещё мягкого юмора и горькой самоиронии.
«»Кессу» было хорошим словом. Оно значило «завтра», «скоро», «когда-нибудь», «может быть». Люди говорили «кессу», когда их голове, ушам и рту нужен был покой».
Алессандро Барикко, «Мистер Гвин», «Трижды на заре»
Дочитаете текст и поймете, почему книги идут комлектом. «Мистер Грин» не похожа на другие его книги. Вроде все та же комната с сотнями элементов, книг, картин, канцелярских предметов, метафор, но как-будто в ней только что побывала горничная, вытерла пыль, сложила книги стопочками, но, при этом, по указанию хозяина, не нарушала привычный беспорядок вещей.
Джаспер Гвин — известный писатель, которому в определённый момент жизни все надоело и он элегантно завершил свою писательскую деятельность. Но писатель не может не писать. И тогда его посещает идея писать портреты словами. Мастерская, определенное количество дней, который человек должен провести с Джаспером, лампочки, последняя из которых погаснет в последний день, и музыка, которая без пауз играет все это время согласно расписанию рассветов и закатов.
Но на самом деле книга о том, что мы — не просто описание внешности или черт характера. Мы не просто персонажи своей истории, мы и есть сама история. Книга, дочитав которую, случились мурашки.
В книге «Мистер Гвин» есть упоминание произведения «Трижды на заре написанного неким англоиндусом Акаш Нараян. И завершив историю мистера Гвина, Барикко захотелось сделать косвенный и отдаленный сиквел «ради чистого удовольствия следовать за определенной мыслью, зародившейся у меня в голове».
«— Я не говорил, что спокоен. Я только сказал, что время есть. Я собирался впасть в панику через несколько дней.
— Вы, молодые, вечно все откладываете на потом».
Франсишь Ди Понтиш Пиблз, «Воздух, которым ты дышишь»
Книга — словно музыка. Хочется переместиться на террасу слушать фаду или самбу, или просто поставить пластинку в граммофон, любую, просто чтобы улавливать этот слегка потрескивающийся звук. Или закрыть глаза, открыть — и очутиться в районе Лапа в Рио-де-Жанейро на рассвете и слушать затихающие звуки ночной роды, ее охрипшие голоса и медленные грустные мелодии.
История двух подруг, сироты Дориш и господской дочери Грасы, таких разных, но которых кое-что так сильно единило, что все остальные различия были уже не важны, — любовь к музыке. Она же — яблоко раздора, основная причина ревности и разногласий, спасение и вдохновение.
«Я никогда не стала бы звездой, настоящей звездой. Не потому что мне достался талант поскромнее, а потому что мечты мои были скромнее».
Грег МакКеон, «Эссенциализм»
Я могу понять людей, которые мне сказали, что «не могу, отложил, все по кругу». Только теперь с красивым термином. Правда, по кругу. И ты в этом кругу ловишь бесконечные «ой, блин, это ж я» или «кайф, это про меня».
Для меня эссенциализм – про возможность иметь выбор делать выбор. Говорить «нет» призрачным сиюминутным возможностям, не говорить «да» из вежливости, понять свои приоритеты и не уступать им там, где это не важно. Какое бы решение вам ни предстояло принять, просто спросите себя: «Что действительно имеет значение?». И отбросьте остальной шум.
Книга — емкая, прикладная, структурная, с конкретными жизненными примерами, которую я буду перечитывать, просто чтобы время от времени вспоминать о простых вещах.
«»Если ответ не определенно положительный, то он отрицательный». Это емкое описание основного принципа эссенциалиста».
Джордж Самюэль Клейсон, «Самый богатый человек в Вавилоне»
Очень легкая книга, которая в художественном стиле рассказывает о секретах финансового благополучия жителей самого процветающего города древнего мира Вавилона, которые актуальны и поныне. Все просто: заработать деньги, сберечь их и приумножить.
Если интересуетесь финансовой грамотностью, начните изучение вопроса с этой книги.
«Во главе неудач, преследующих нас по жизни, стоят воспоминания о том, что мы могли сделать, но не сделали, — это наши упущенные возможности».
Александр Дюма, «Граф Монте-Кристо»
Эта книга ждала несколько месяцев своего часа, чтобы заполнить мое пространство полностью — не отвлекаясь ни на что.
Мне было так волнительно за главного героя из-за всей той несправедливости, что с ним произошла, как не было уже давно. Дюма так мастерским описывает происходящее, эмоции персонажей, обстановку вокруг, при этом не нагромождая повествования лишними словами, что вообразить все это в голове легче легкого, словно смотришь театральную постановку, где фокус в каждой сцене всегда на чем-то одном.
«В этом мире нет ни счастья, ни несчастья, то и другое постигается лишь в сравнении. Только тот, кто был беспредельно несчастлив, способен испытать беспредельное блаженство».
Фото предоставила автор
Читайте также: #BOOKSHELFY: ГАРИК КОРОГОДСКИЙ, БИЗНЕСМЕН, ПИСАТЕЛЬ, ФРИК