Книжный февраль: литература для ума, сердца и вдохновения
Последний зимний месяц, говорят, всегда самый психологически тяжелый месяц в году. Но его украшает День святого Валентина, к которому можно относиться по-разному, но он все равно остается праздником и отличным поводом себя порадовать. Например, провести пару вечеров с классной книгой, но обязательно о любви – грустной, вдохновляющей, романтической, разной.
Подборка книг от Алисы Калюжной, которая занимается промо и пиаром в киноиндустрии, читает одну книгу в неделю и пишет о прочитанном в своем Instagram по тегу #чточитаеталиса.
«Сентябрьские розы», Андре Моруа
История о мужской слабости и женской мудрости. Знаменитый писатель Гийом Фонтен, чьими книгами зачитывается вся Франция, переживает кризис и страстно ищет любви, сначала в родном Париже, затем и в Латинской Америке, в то время как его супруга, мудрая и любящая Полина, налаживает быт и создает комфортные условия жизни. Гийом терзает себя сомнениями и угрызениями совести, но продолжает поддаваться искушениям судьбы, принимая неожиданные решения и находя себе бесконечные оправдания.
События разворачиваются в начале ХХ века, и есть ощущение, что тогда не было взвешенных решений, осознанного подхода, баланса между работой и жизнью. Страсть, переживания, чувственность, которым герой отдается без остатка, и только лишь немного здравого смысла.
«Как говорил Талейран: «Госпожа де Дино приняла решение хорошо себя чувствовать и выздороветь». А госпожа Фонтен приняла решение плохо себя чувствовать и болеть. Когда женщинам нужно, они заболевают «по-настоящему», как сказал бы Гийом. Они даже способны умереть из гордости».
«Шёлк», Алессандро Барикко
У Алессандро Баррико есть удивительная способность рассказывать о простых вещах так, словно листаешь живописный альбом с фотографиями и плывешь по течению повествования.
Эту историю можно прочесть однажды вечером за парой бокалов вина. В ней нет конфликта и характеры персонажей описаны всколько. Но есть изящный эротизм, сладкая нежность, Франция XIX века и таинственная Япония, поиски настоящего счастья, которое мерцает вдалеке и манит за собой. Молодой француз Эрве Жонкур отправляется в Японию за шелковичными червями и очаровывается гейшей европейского происхождения. Он возвращался к ней снова и снова, но она с каждым разом ускользает все дальше и дальше. А дома ждет жена, прекрасная Елена.
И эта история вовсе не про любовный треугольник, как может показаться. Она о том, что мы часто гонимся за тем, что нам недоступно, хотя то, что нам по-настоящему нужно — совсем рядом. После прочтения остается щемящее чувство легкой грусти в районе солнечного сплетения.
«Он ни о чем не думал. Он слушал. Его больно кольнуло, когда под конец Эрве Жонкур тихо сказал:
– Я даже ни разу не слышал ее голоса.
И, чуть помедлив:
– Какая-то странная боль. Тихо. Так умирают от тоски по тому, чего не испытают никогда».
«Три версии нас», Лора Барнетт
А что, если? А что, если Ева вовремя заметила бы собаку и велосипедной аварии не случилось, а Джим так и остался бы просто мимо проходящим парнем?
А что, если Ева и Джим не пошли бы выпить в паб после велосипедной аварии Евы, пропустив свои важные университетские встречи с кураторами?
А что, если Ева рассказала бы все Джиму и позволила бы ему принять решение, как поступить в сложившейся ситуации?
История любви одной пары длиною в несколько десятилетий и в трех разных вариациях. В каждой из предложенных вариантов жизней есть события, которые повторяются — и автору удалось каждое из них описывать так, что они не повторяются, а словно дополняют друг друга, составляя полную картину.
Это история о том, что каждое событие в жизни имеет значение и может изменить все в один момент невероятным образом. О том, что есть вещи, которые обязательно должны произойти — и мы можем идти к ними долгими окольными путями, а можем — прийти сразу, но мы никогда не узнаем разницу, и поэтому важно просто быть здесь и сейчас. О том, что мы можем проживать такие разные свои жизни одновременно в нескольких параллельных вселенных, но очевидно одно — ни в одной из них легко не будет. И не надо.
«Счастье мимолетно, к нему не надо стремиться и цепляться за него не стоит, нужно только осознать, что оно пришло, и длить миг сколько удастся».
«Апельсиновая девушка», Юстейн Гордер
Однажды Георг находит в старом компьютере историю, которую написал его умерший отец много лет назад. Историю знакомства с таинственной «апельсиновой девушкой», которую он встретил однажды в трамвае, упустил и месяцами искал на улицах Осло.
Эта книга известного норвежского писателя – как уютное одеялко, в котором так хорошо прохладными вечерами. Трогательная, ироничная, романтическая. Посмеяться, поплакать. И погрустить, но не слишком. Фильм, кстати, тоже есть — «Апельсиновая девушка» / Appelsinpiken (2009). Но начать лучше с книги.
«Но если два человека только и делают, что ищут друг друга, нет ничего удивительного, что они время от времени встречаются».
Читайте также: ПРО ЩО МОВЧИТЬ ЖІНКА: ЛАРИСА ДЕНИСЕНКО, ПИСЬМЕННИЦЯ
«Однажды вечером в Париже», Николя Барро
Ален — владелец старого кинотеатра «Синема парадиз» в Париже, ценитель кино и неисправимый романтик. В один момент с ним начинают происходить события, которые делят его жизнь на «до» и «после». Кинотеатр становится локацией для съемок фильма, а Ален влюбляется в постоянную гостью кинотеатра Мелани, которая после одного чудесного долгожданного свидания, вдруг начинает его не просто избегать, а убегать, случайно встретив. И история, героем которой он становится, все больше напоминает то, что обычно происходит в кино или с другими.
Книга очень кинематографичная и атмосферная. Тут и прогулки улицами Парижа, и рассуждения о любви, и отсылки к множеству классических и современных фильмов. Истории Алена и других героев книги умиротворяют и вызывают улыбку смешанную с легкой грустью. И в Париж сразу, конечно, тоже хочется.
«Престон Стёрджес, объяснил мне дядя, однажды сформулировал золотые правила кинокомедии: погоня — лучше, чем диалог; спальня — лучше, чем гостиная; приезд — лучше, чем отъезд».
«Фиалки в марте», Сара Джио
У главной героини Эмили Уилсон, самой удачливой девушки Нью-Йорка, было все хорошо. Но в какой-то момент в ее жизни наступила темная полоса: творческий кризис, измена супруга, прохладные отношения с родными. Эмили решает уехать на остров Бейнбридж к двоюродной бабушки Би, в дом, где растут дикие фиалки. На острове она знакомится с очаровательным соседом Джеком, чему совершенно не рада Би. Как оказалось, с молодым человеком Эмили связывает давняя-давняя история.
Классическая отпускная история на один-два вечера, которая иногда нам всем так необходима. Там и любовь, и семейные тайны, и тихий остров. Остров, кстати, если загуглить – очаровательный.
«Большая любовь выдерживает испытание временем, расстоянием и страданиями. Даже когда кажется, что все потеряно, настоящая любовь продолжает жить».
«Куда приводят мечты», Ричард Мэтесон
Вы точно знаете одноименный фильм режиссера Винсента Ворда с Робином Уильямсом 1998 года, лауреата премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, в основу которого лег этот роман. После публикации книга сразу стала бестселлером и спровоцировала оживленные дискуссии не только среди литераторов, но и в кругу ученых.
Главный герой Крис Нельсон, замечательный муж и отец, трагически погибает в автокатастрофе по дороге домой. Но оказалось, что жизнь продолжается и после смерти. Крис попадает в прекрасное место, где его окружают красочные пейзажи и старые друзья. Ему больно видеть страдания Энн и не иметь возможности отправить ей весточку, но он предвкушает, как спустя много лет они с его возлюбленной супругой Энн воссоединятся здесь и будут жить в счастье и гармонии вечность. Но Энн не смогла пережить разлуку и покончила жизнь самоубийством. В месте, в котором оказалась она после смерта, разруха и тоска. Энн закрылась в клетке своего разума и только чудо способно вернуть ее назад. Крис отправляется в опасное путешествие по неизведанным мирам и вселенным, чтобы отыскать и спасти любой ценой любовь всей жизни. Можно воспринимать эту книгу, как историю, что показывает одну из версий того, что происходит с человеком после смерти, а можно – как проникновенную и трогательную историю любви, которая сильнее смерти.
Рэй Брэдбери считал Мэтисона «одним из наиболее значительных писателей XX века», а Стивен Кинг называл его «автором, который повлиял на меня больше всего, как на писателя». К слову, более десятка фильмов было снято по мотивам книг Мэтисона – «Последний человек на Земле» (1964), «Я – легенда» (2007), «Посылка» (2009) и другие.
Читайте также: #BOOKSHELFY: АЛЕКСАНДР ФОЗЗИ СИДОРЕНКО, ТНМК
Плюс одно мнение: Сергей Чеботаренко, режиссер
«Клятва», Ким и Крикит Карпентер
Невероятная история любви и надежды. Экранизированная в 2012 году с такими потрясающими актерами как Рэйчел Макадамс и Ченнинг Татум. Которые уже до этого играли в культовых фильмах этого жанра — Notebook (2004) и Dear John (2010). Это история про счастливую пару которые были безумно влюбленны друг в друга и только женились. Но спустя два месяца совестной жизни, после свадьбы, они попали в автомобильную аварию, из-за которой девушка оказалась в коме. Спустя три недели она приходит в себя и не помнит лишь одно — своего мужа. Это история про моменты которые меняют нашу жизнь. История про то как спустя время она снова начала влюбляться в своего парня, как в первый раз. Книга написана героями истории, и я бы советовал как посмотреть фильм так и прочитать книгу.
Лично мне эта история попала под руку в один из самых сложных периодов моей семейной жизни, примерно 8 лет назад когда мы расстались с моей будущей женой. Эта история разожгла в моем сердце то самое чувство влюбленности, благодаря которому мы снова вместе. Уверен что каждый найдет в ней что-то нужное для себя.
Фото: предоставлено автором, использованы фотографии обложек книг