UA
RU

Культурный код режиссера Германа Ненова

Редагувати переклад
В рубрике «Культурный код» Marie Claire Ukraine узнает у своих героев, что наполняет их как творческих личностей. Сегодня в центре внимания украинский режиссер Герман Ненов. 

 

 

Режиссер Герман Ненов утверждает, что его культурный код заключается в постоянном саморазвитии. Каждый день он уделяет этому минимум двадцать минут. Один день изучает модные тенденции, второй день — художественную литературу, третий — профессиональную, далее — клипы, концертные номера, шоу, развивающие сериалы и так до бесконечности. По его словам, хороший режиссер — это не столько тот, кто знает правила драматургии и законы режиссуры, но и всесторонне развитый человек с широким кругозором и не только творческим, но и аналитическим мышлением.

 

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 1

 

 

Книги

 

 

Я люблю книги, в которых человек стоит перед выбором.

 

 

Люблю, но читаю гораздо реже, чем мог бы. Я смотрю фильмы, клипы, шоу, изучаю работы своих коллег,  мониторю новости политики, экономики и даже спорта, стараюсь максимально быть в курсе того, что происходит в мире. Кто знает, с какой стороны тебя посетит вдохновение? Поэтому книги — лишь одна из сторон моего развития.

С раннего детства я обожал читать, постоянно просил маму, чтобы вместо игрушек мне дарили книги. Но в школе мой интерес был утрачен. Нам задавали очень много книг. А я не люблю что-либо делать быстро, мне важно читать вдумчиво. Так что у меня пропало желание читать, делал это лишь для того, чтобы получить хорошие оценки. В университете меня снова накрыло желание читать. Я влюбился в свою профессию и стал изучать очень много профессиональной литературы, караулил преподавателей под дверью кафедры, просил книги из их личной библиотеки

 

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 2

 

 

Сейчас я читаю несколько книг одновременно — «Триумфальную арку» Ремарка и «Кради как художник» Остина Клеона. Кстати, очень занимательно наблюдать, как мои профессиональные правила интуитивно совпадают с теми правилами, которые рекомендует автор. Также читаю «Композицию кадра в кино и на телевидении» Питера Уорда. Начинал еще в студенчестве, а сейчас вернулся. И книгу «Fashion now. Краткий сборник именитых дизайнеров». О каждом из них там есть отдельная глава, также показаны самые яркие коллекции.

 

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 3

 

 

Я люблю книги, в которых человек стоит перед выбором. Сдаться или подняться? Добро или зло? Отчаяние или сила? Я люблю наблюдать за этим. Любимой книгой могу назвать «Отверженные» Виктора Гюго. Гениальная книга о том, какой силой духа может обладать человек. Как он может бороться против обстоятельств. Всем рекомендую ее прочитать! Эта книга учит никогда не сдаваться, не копить в себе злость, желать людям счастья и любви, делать добро. Вечная классика, в которой каждый найдет что-то свое. Люблю «Преступление и наказание» Достоевского, «Красное и Черное» Стендаля. Часто сам делаю сложный выбор и наблюдаю за выбором других людей.

 

 

Эта литература, которой несколько столетий, будет актуальна всегда. Все шедевры мирового искусства, вся гениальная драматургия строится именно на светлом и темном внутри человека. Из такой литературы я черпаю очень много вдохновения.

 

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 4

 

 

Кстати, недавно открыл для себя украинскую литературу. Мне подарили книгу Юрия Винничука «Танго смерти» о людях, их выборе, их судьбах в период войны. Три параллельные сюжетные линии в трех разных временных отрезках крутятся вокруг одной мелодии. Мне очень нравится символизм в литературе. Первая украинская книга после школьной программы, которая меня удивила.

 

 

Я получаю очень много разной информации, поэтому впечатления от увиденного или прочитанного долго не задерживаются. Завел дневник, куда записываю все свои эмоции, периодически просматриваю его, делаю пометки.

 

 

Музыка

 

 

Все мы напоказ любим модные тренды, но не можем сдержать себя, услышав «красиво ты вошла в мою грешную жизнь».

 

 

 

 

Поскольку моя работа напрямую связана с музыкой, 80% того, что есть в трек-листе — рабочий материал. Для личного плейлиста у меня физически не остается сил. Главная позиция в моем личном чарте — тишина. Часто прошу водителей такси вовсе выключить музыку, для личных потребностей музыку слушаю редко. Каждый раз она другая, в зависимости от моего настроения. Любимых треков у меня нет, есть любимые артисты. Например, Уитни Хьюстон. Восхищаюсь ее творчеством и могу слушать часами. Майкл Джексон, под настроение люблю Земфиру и Адель. Эти артисты создают атмосферу.

 

 

У Уитни люблю «I have nothing». У Джексона — «Billie Jean» и «We are The World», у Земфиры — «Небо Лондона», «Прости меня, моя любовь», «Ромашки». Очень люблю Аллу Пугачеву. Она — эталон артистического профессионализма, каждый ее трек — это спектакль, драма, фарс, трагикомедия, целая палитра эмоций. Я считаю, что самое главное для артиста — это тембр. И, конечно же, индивидуальность и харизма. У всех этих артистов тембр уникальный. Меня очень расслабляет музыка из 90-х — Шер, «Руки Вверх», «Блестящие», «Стрелки», Валерий Меладзе, Рики Мартин. Все мы напоказ любим модные тренды, но не можем сдержать себя, услышав «красиво ты вошла в мою грешную жизнь». Это мое детство, классные эмоции и воспоминания. 

 

 

Музыки, которой никогда не услышать в моем плейлисте, нет. Моя работа связана с музыкой. Никогда не говори «никогда». Я — режиссер, работаю с музыкальным материалом и должен знать все жанры от попсы до метала, от джаза до классики. Но есть масса прекрасных артистов, которые попросту меня не цепляют. Например, я не стану слушать Кристину Агилеру, при том, что у нее шикарные музыкальные произведения, и я никоим образом не обесцениваю ее вклад в музыкальную культуру. 

 

 

Конечно, слежу за творчеством современных музыкантов. С недавнего времени стал еще и креативным продюсером, поэтому слежу за творчеством всех музыкантов, за музыкальными тенденциями. В украинском шоу-бизнесе слежу за всеми. В силу своей деятельности украинский рынок мониторю полностью — и музыку, и визуальную часть, и стратегии продвижения. Так что слушаю практически всех украинских артистов.

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 5

 

 

Режиссеры 

 

 

На некоторых проектах у продюсеров свои планы на бюджет — ну, хочется людям положить себе дорогую итальянскую плитку в дом. Так что они пытаются не совсем рационально распределять бюджеты, а я мешаю им в этом (смеется).

 

 

В свою профессию я влюбился еще на первом курсе. Интуитивно ко мне в голову пришла мысль, что излишне влюбляться в творчество одного режиссера — не очень правильно. Путь к успеху — не в копировании чьего-то стиля, а в аналитике творчества многих, поиске и создании чего-то своего. Да, первые годы после университета я копировал чьи-то приемы и это нормально для молодого режиссера. Но на сегодняшний день, исходя из отзывов и комментариев коллег, артистов, я могу уверенно заявить, что у меня есть свой почерк, который узнается. Но это был долгий путь.

 



Вдохновители у меня были, это был микс кинорежиссеров, режиссеров шоу. Если мы говорим об Украине и о шоу, я был вдохновлен работами Алана Бадоева, Лены Коляденко и Олега Боднарчука. Я анализировал их работы. Отсматривал работы Франка Драгоне для цирка Дю Солей. Анализировал шоу Бейонси, Бритни Спирс, Кэти Перри. Я не всегда знаю, кто ставил те или иные западные шоу, но пересмотрел их все! Если говорить о кино, это Бернардо Бертолуччи, Джо Райт, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Федерико Феллини, Дэнни Бойл.

 

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 6

 

 

Телевидение и концертная индустрия 

 

 

Несмотря на свою не самую «боевую» внешность, я — напористый молодой человек.

 

 

В работе на телевидении есть немало ограничений, с какими вам мириться сложнее всего. Несмотря на свою не самую «боевую» внешность, я — напористый молодой человек. Препятствия для меня не в новинку. Я не работаю с легкими проектами и не работаю с легкими артистами. Всегда отстаиваю свое мнение, веду дискуссию. Свою карьеру я начинал в ивент-индустрии и знаю все об организации мероприятий. Когда я придумываю идею, сразу могу посчитать, сколько она стоит, как ее воплотить и с кем связаться, чтобы ее воплотить, как ее адаптировать при ограниченном бюджете и сделать все максимально качественно. На некоторых проектах у продюсеров свои планы на бюджет — ну, хочется людям положить себе дорогую итальянскую плитку в дом. Так что они пытаются не совсем рационально распределять бюджеты, а я мешаю им в этом (смеется).

 

 

Еще мне сложно идти на компромисс между моим видением и целевой аудиторией. Для меня он достаточно болезненный. Я всегда стараюсь выдержать баланс между понятным и креативным. Зрителя нужно приучать постепенно. Если выдать ему супернеформат, он попросту переключит канал. У тех проектов, с которыми я начинал работать, рейтинги либо росли, либо оставались в рамках средней доли канала, но никогда не падали ниже, зритель от нас не уходил. Я умею идти на этот компромисс, но да, это достаточно неприятно.

 

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 7

 

 

Предсказать будущее у телевидения и концертной индустрии — сложная задача и неблагодарное дело. Нужно быть в творческом тонусе, постоянно развиваться и любить то, чем ты занимаешься. Следить за тенденциями и понимать, что сегодня волнует зрителя. Быть уникальным и индивидуальным. Как Алена Алена или Джамала — резонирует с остальными участниками «Евровидения», поет непонятно на каком языке. И этим она до мурашек довела не только Украину, но и всю Европу. Но главное — быть собой. Если сегодня актуальна Билли Айлиш, нет смысла под нее косить, ведь ты будешь вторичным. Вторая Билли никому не нужна.

 

 

В режиссуре шоу тренды — быстротечная штука. То, что сегодня на гребне моды, завтра уже никому не интересно. Судить концерт надо с точки зрения режиссерской грамотности его создателя. Может, это прозвучит парадоксально, но одним из легендарных концертов, на которых можно учиться, является концерт Аллы Пугачевой «Избранное». Его можно разобрать на частицы и по нему учить студентов режиссерского факультета сценарному мастерству.

 



Шоу, которые меня поразили — шоу Цирка Дю Солей, шоу Бритни Спирс в Лас-Вегасе, некоторые шоу Мадонны, Кэти Перри и Бейонси, музыкальные премии — MTV, Billboard, Brit Awards. Шоу топовых артистов за последние двадцать лет. Умение ловить тренд и предсказать, что будет модно завтра — признак высокого профессионализма.

 

 

Фильмы 

 

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 8

Кадр из фильма «Паразиты»

 

 

Смотреть кино — тоже часть моей профессии. Смотрю я его не как зритель, а как специалист в данной сфере. Это проблема многих режиссеров — вместо просто насладится просмотром ты начинаешь разбирать фильм по частям. Приучил себя смотреть всех победителей и номинантов на «Оскар» и «Каннский кинофестиваль». Для души иногда люблю посмотреть максимально тупую комедию, в которой разбирать нечего. Тогда получается отдохнуть и расслабиться.

 

 

Один из важных элементов в кино для меня — образное переосмысление, образное решение. Один из последних фильмов, который меня поразил, — «Паразиты». Каждая сцена в этом фильме имеет под собой такой пласт посылов, образов и смыслов, что этот фильм нужно посмотреть несколько раз, чтобы прочесть все те идеи, которые зашил режиссер в это кино.

 

 

У меня нет «ТОП 5» любимых фильмов. Их гораздо больше! Какие-то фильмы поражают своей сценарной историей. Другие — как классика кинематографа. Где-то нравится визуальная составляющая. Например, к любимой классике я могу отнести «Восемь с половиной» Федерико Феллини. Это потрясающий фильм о поиске вдохновения одного режиссера. Фильм, в котором сюжетная линия переплетается с сюрреалистичными картинками и воспоминаниями из детства главного героя. Этот фильм — мозаика из, казалось бы, не связанных между собой эпизодов. Когда ты смотришь калейдоскоп различных сцен, что соединяются главной идеей фильма, это и есть стиль Феллини. Его потрясающие фильмы «Сладкая жизнь», «Амаркорд», «Дорога» — это классика кинематографа.

 

 

Иногда просто хочется посмотреть фильм, чтобы насладиться красивой визуальной картинкой. В этом контексте могу назвать потрясающие фильмы Тарсема Сингха «Запределье» и «Клетка». Прекрасный фильм Бертолуччи «Последний император». Марвеловские картины потрясают своей визуальной эстетикой. Не фильмы — полотна красоты.

 

 

Очень люблю фильмы-биографии. Не те, в которых рассказывается банальная история: родился, стал успешным, умер, а те, в которых находится очень красивый сценарный ход для подачи истории жизни человека. Я к таким фильмам могу отнести «Жизнь в розовом цвете», фильм про Эдит Пиаф, фильм про Стива Джобса 2006 года, который получил Оскар за лучший сценарий. Также «Темные времена» об Уинстоне Черчилле. Все собираюсь посмотреть фильм о дизайнере Александре Маккуине, но к своему стыду, до сих пор до него не добрался.

 

 

Я очень люблю фестивальное кино, более коммерческое, как на Оскаре, и более эстетское, как на Каннском кинофестивале. Например, фильм «Любовь» Михаэля Ханеке. Это потрясающее, глубокое кино, в котором минимум действий, минимум событий и потрясающая глубина. Очень люблю фильмы Иньярриту, Джо Райта. Перечислять их все очень долго. Еще один из моих самых любимых режиссеров — человек, создавший фильм «Жизнь Пи» Энг Ли. «Миллионер из трущоб» — один из любимых фильмов Дэнни Бойла. Очень нравится лиричная меланхоличность фильмов Вуди Аллена, его тонкий юмор. Из любимых — «Полночь в Париже»

 

 

Альмодовар еще нравится, «Все о моей матери» — один из моих любимых фильмов. Также вспомню «Пианиста» Романа Полански. Ладно, хватит, а то о кино могу говорить бесконечно. Можно посвятить огромное отдельное интервью аналитике фильмов.

Сериалы 

 

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 9

Кадр из сериала «Годы»

 

 

Фанатом сериалов я стал где-то год назад. Когда сериалы вошли в мою жизнь, они в какой-то степени отодвинули кино. Началась эта любовь с «Years and Years» («Годы»), сериала, который меня захватил и не отпускал. И пусть некоторые сценарные моменты вызывали у меня сомнение, он держал с первой до последней серии. Что мне нравится в этом сериале, так это потрясающий срез английского общества, где каждый член семьи — определенная актуальная проблема для Англии сегодняшней. И возглавляет это все бабушка, носительница истинных английских традиций, и по сути она — глава семьи.

 

 

Сериал «Чернобыль», конечно же, смотрел. На сегодня это самый главный сериал вообще в мире. Мне нравится, потому что в первую очередь он не о катастрофе. Если посмотреть глубже, это сериал о том, что всегда и в любой системе можно остаться человеком. Катастрофа и сам по себе Чернобыль — лишь предлагаемые обстоятельства. И в первую очередь, мне было очень интересно наблюдать за профессором Легасовым, за его внутренними терзаниями, за выбором, который он делал, а не за хронологией тушения пожара.

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 10

Кадр из сериала «Черное зеркало»

 

 

Из культовых еще люблю «Черное зеркало», сильная работа. Смотреть его с восторгом меня заставила уже первая серия первого сезона. Многое для себя в нем почерпнул.

 

 

Недавно закончил смотреть сериал «Как избежать наказание за убийство». Начал его на карантине, посмотрел все шесть сезонов. Потрясающая работа с точки зрения монтажа, использования монтажных приемов, монтажных рифм. Будет полезно посмотреть всем режиссерам. Очень хороший пример, чтобы показать, как владеть саспенсом, как расставлять акценты, чтобы постоянно держать зрителя в напряжении. Несмотря на некоторые драматургические моменты, в которых все уже начинало напоминать Санта Барбару, тебя держат в постоянном напряжении, интерес постоянно подогревают. Это делается с помощью драматургических и монтажных приемов. На вопрос, который тебе задают в самой первой серии первого сезона — Как избежать наказания за убийство? — ты не знаешь ответа до самого конца. И узнаешь его только в последней части последней серии, которая напоминает библейскую историю, где Аннализ Китинг, главная героиня, на обвинительном процессе произносит последнее слово против себя. 

 

 

В конце ее рука очень символично стареет и эта сцена очень красноречиво и образно показывает, что мы идем в течении жизни рука об руку со своими людьми, с разными людьми в разные периоды. Мы проживаем отрезки своей жизни со многими друзьями, любовниками, любимыми людьми, мужьями,  женами, но на свой главный суд мы придем сами. И отвечать за все свои поступки мы будем сами. И избежать наказания за убийство, за предательство, за любой свой грех мы можем только раскаявшись. Эта сцена своим символизмом пробивает просто до дрожи.

 

 

Также мне понравился своими художественными и монтажными приемами, стилем и эстетикой сериал «Почему женщины убивают». Тоже очень рекомендую посмотреть и просто киноманам, и людям из профессии. Неплохая работа — «Почти повсюду тлеют пожары». Тоже актуальная и символичная история о выборе человека.

 

 

Помимо художественных сериалов смотрю образовательные. Недавно закончил смотреть сериал «Абстракция — искусство дизайна». Там рассказываются биографии известных дизайнеров в разных направлениях — архитектуре, обуви, сценографии, автомобильном дизайне. Поэтому можно сказать, что сериалы на сегодняшний день — неотъемлемая часть моей жизни.

 

 

Иногда смотрю «Дикий ангел» и вспоминаю, как в пятом классе от всей души переживал за отношения Иво и Милли. Это отличный способ расслабиться и поностальгировать (смеется).

 

 

Личности

 

 

Культурный код режиссера Германа Ненова-Фото 11

 

 

У меня не было кумиров в детстве.

 

 

У меня не было кумиров в детстве. Для меня, наверное, примером всегда была мама, которая хорошо меня воспитала, научила правильным жизненным принципам. А на экранных кумиров или на кумиров в профессии, в которой сейчас работаю, никогда не равнялся. У меня хорошая семья, которая научила меня правильно расставлять акценты в жизни. Мама, бабушка, папа всегда были моими кумиры. С детства мама учила, что я не должен быть ни на кого похожим, не должен стремиться быть как кто-то. Мама сказала, что я — это личность, я — уникален, я — не стадо и моя жизнь — это моя жизнь. Только мне ее проживать. Я всегда знал, чего хочу именно я, и я очень стараюсь следовать этим принципам, не смотря на определенные сложности работы в шоу бизнесе. Бывают некоторые моменты, когда приходится поступать не по этим принципам, но я стараюсь их минимизировать.

 

 

Мои классные руководители — Людмила Штин и  Людмила Друм. Ирина Клинкова, Алена Назарук — педагоги кружков, в которых я занимался. Они влюбили меня в профессию, которой я захотел заниматься, связать с ней жизнь. Это мои университетские педагоги — Валерий Павлович Зайцев, руководитель моего курса. Я долго не мог никуда поступить и поступил на контракт, потом у моей семьи закончились деньги, чтобы оплачивать учебу. И Валерий Павлович добился от ректора, чтобы меня перевели на бюджет. Это Татьяна Александровна Таран, которая научила меня многим правильным вещам в профессии, в первую очередь этике. А Валерий Павлович научил меня правильному режиссерскому стержню, умению пробивать стены, если даже они не пробиваются. Это Олег Боднарчук, которому я обязан характером своего мышления, он научил меня правильно работать со своим мозгом и развернул его на 360 градусов. Денис Сало. Эти люди дали правильный фундамент на старте моей жизни. Как в человеческом плане, так и в профессиональном.

Статьи по теме