Спецпроекты now:

Культурный код танцора балета Дениса МатвиенкоКультурный код танцора балета Дениса МатвиенкоКультурный код танцора балета Дениса МатвиенкоКультурный код танцора балета Дениса МатвиенкоКультурный код танцора балета Дениса Матвиенко
Культурный код танцора балета Дениса Матвиенко
Стиль Жизни

Культурный код танцора балета Дениса Матвиенко

 

 

В рубрике «Культурный код» Marie Claire Ukraine узнает у своих героев о том, что наполняет их как творческих личностей. В преддверии юбилея спектакля «The Great Gatsby ballet» мы поговорили с его главной звездой, Заслуженным артистом Украины, который танцевал в оперных театрах Ла Скала и Grand Opera, Денисом Матвиенко. Танцор рассказал о любимых книгах, фильмах, культовых личностях, которые на него повлияли, детстве, школе и, конечно, балете. 

 

 

 

 

Книги

 

 

Я очень люблю читать, но, честно говоря, на это нет времени. Я открываю книгу, читаю одну страницу и засыпаю (смеется). Поэтому книг в последнее время в моей жизни, к сожалению, очень мало, но я стараюсь больше черпать информацию через альтернативные источники и общение с людьми. 

 

 

«Оскар и Розовая Дама», Эрик-Эммануэль Шмитт

 

 

Последней прочитал книгу «Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эммануэля Шмитта. Это потрясающий рассказ про 10-летнего мальчика, который неизлечимо болен и лежит в больнице. Старенькая медсестра посоветовала ему вести дневник, в который мальчик записывал рассказ о каждом дне. Он общался с Богом, доживал последние часы, но сам рассказ при этом не лишен доли юмора. 

 

Я по жизни часто импровизирую. 

 

В 10 лет меня отдали хореографическое училище, которое я сейчас сравниваю в армией. Там все было построено на дисциплине. Ты встаешь в 7 утра, едешь в училище,а  возвращаешься, когда уже темно. Этот период моей жизни пришелся на 80-90-ые, когда были забастовки троллейбусов. В транспорт меня буквально вносила толпа людей, поэтому почитать было невозможно.

 

 

В школе очень любил историю, хоть и не могу сказать, что учился хорошо. Мне было достаточно на переменке прочитать параграф или выучить стих и сразу рассказать. Я по жизни часто импровизирую. 

 

Поскольку мне приходится учить балет, память у меня хорошая. Иногда выучиваю свои партии за два дня. 

 

 

Недавно по телевизору показывали «Криминальное чтиво» Тарантино. Впервые я увидел его году в 1996 и с тех пор не пересматривал. Но, к моему удивлению и удивлению жены, с легкостью цитировал Траволту, помнил мельчайшие детали фильма спустя годы. А бывает, не могу вспомнить, что происходило вчера (смеется). 

 

 

Кратковременная память у нас настолько перегружена, что просто отключается. Я не жалуюсь, но часто бывают курьезные случаи. Как-то в Нью-Йорке был гала-концерт и мне навстречу шла балерина. Она мне улыбается, я ей в ответ тоже, здороваюсь, говорю свое имя. А она мне: «Ты чего?! Мы же два месяца назад вместе танцевали в Мюнхене». Я ее просто не запомнил, честно! 

 

 

 

Дети и любовь к чтению

 

 

Приучать к хорошему нужно с детства.

 

В следующем году моя старшая дочка Лиза пойдет в школу. В шесть с половиной лет она прекрасно читает, пишет, умеет умножать. Что касается моего детства, не помню, умели ли я читать, когда шел в школу. В то время никто не занимался детьми так, как мы сейчас. 

 

Сейчас моя дочь занимается шахматами и участвует в турнирах, ходит на балет, английский и в музыкальную школу.

 

 

Она ребенок, поэтому ее вкусы постоянно меняются, но сейчас Лиза обожает книгу «Пеппи Длинныйчулок», раньше любила «Гарри Поттера». Ее развитие и любовь к книгам можно объяснить просто: у нас в семье запрещены гаджеты для детей. Недавно я подарил ей свой старый iPad только для того, чтобы она слушала музыку. Она подключает его к колонкам и слушает Баха, Бетховена, Луи Армстронга.

 

То, чего не было у меня в детстве, я хочу дать своим детям. 

 

Приучать к хорошему нужно с детства, что я и делаю со своими детьми. Когда Лизе было полтора года, вышел мультфильм «Холодное сердце». Он очень музыкальный, красочный. Но есть одно «но»: мультфильмы мы смотрим только по выходным. Мне кажется, это развивает фантазию, поэтому полностью запрещать их просмотр не нужно.  

 

 

Лиза любит не только современные мультфильмы, но и старые: «Бременских музыкантов», «Чебурашку», «Маугли», «Короля Льва». То, чего не было у меня в детстве, я хочу дать своим детям. 

 

 

С дочкой я никогда не разговариваю как с маленьким ребенком. Всегда стараюсь объяснить все максимально доходчиво. Недавно рассказывал ей историю про Юнону и Авося. Она даже расплакалась! Секрет воспитания детей простой: с ними нужно общаться. Приучать к чтению нужно с детства, уделять внимание и заниматься вместе. 

 

 

 

 

«Ромео и Джульетта» и «Великий Гэтсби»

 

 

Когда в 18 лет я готовился к балету «Ромео и Джульетта», в первую очередь перечитал первоисточник. То же было и с «Великим Гэтсби», когда мы решили его ставить. Я и книгу перечитал, и посмотрел два фильма: старый с Робертом Ретфордом и новый с Леонардо Ди Каприо. Можно всегда что-то позаимствовать у первоисточника, даже если история, как в случае с «Ромео и Джульеттой», известна всем и каждому. 

 

«Великий Гэтсби» — тот случай, когда экранизация лучше книги. То же впечатление у меня осталось от фильма «99 франков». Книга — скучнейшая, а экранизация получилась отличной.

 

 

 

 

Личности

 

 

В начале своего творческого пути читал много биографий культовых личностей из мира балета, потому что фанатично относился к работе.

 

 

У меня не было кумиров, но я очень ценил талант многих танцовщиков. Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Александр Годунов были теми личностями, которыми я восхищаюсь по сей день. Одно время мне были интересны автобиографии танцовщиков, хотелось понять, чем люди дышали. 

 

 

Кино

 

 

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», реж. Ксавье Долан

 

 

 

 

Поскольку я часто летаю, одним из последних посмотрел новый фильм Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована». Я не хочу сравнивать главного героя с собой, у нас есть какие-то похожие параллели. Конечно, я не представляю жизнь мировых знаменитостей, звезд кино. Нужно постоянно поддерживать имидж, а иногда, как герой фильма, скрывать что-то от публики. 

 

 

На сцене зритель видит красивого человека с красивой фигурой, но им не нужно знать другую сторону медали. Все имеет свою цену, известность в том числе. Я до сих пор не решил для себя, нужно ли обычным людям знать настоящую жизнь артистов балета. Или пускай они так и существуют с мыслью, что мы — небожители? 

 

 

Я очень люблю смотреть фильмы Marvel и DC. Во-первых, это сделано очень красочно и качественно. Во-вторых, при их просмотре мне не нужно думать. В последние годы не могу смотреть серьезные драмы, не хочу задумываться, проводить параллели со своей жизнью, копатсья в мыслях, вспоминать обиды 

 

 

К 40 годам я понял одну вещь: людей нужно оценивать не за их ошибки, потому что они есть у всех, это неизбежно, а за их достоинства. Я никогда не критикую никого, не осуждаю за их проступки, у самого их было много. 

 

 

«Экстаз», реж. Гаспар Ноэ

 

 

 

 

Что касается фильмов-разочарований, на ум приходит «Экстаз» Гаспара Ноэ. Мне посоветовал его знакомый с уточнением, что я обязательно должен его посмотреть. 

 

Фильм рассказывает о танцорах, выпускниках академии. На прощальной вечеринке они придаются экстазу и весь хронометраж посвящен их различным сексуальным опытам. Я смотрел и не мог понять: а в чем шедевр этого фильма?! В этом не было эротической красоты. Я, как человек искусства, этот фильм не понял. 

 

 

 

 

«После тебя», реж. Анна Матисон

 

 

 

 

Три года назад я был дублером у Сергея Безрукова в фильме «После тебя». Он, в отличие от многих картин про балет, очень близок к реальной жизни. История рассказывает о танцовщике, который в прошлом был звездой, но после травмы на нем все поставили крест. Когда фильм вышел, я боялся его смотреть, чтобы не разочароваться, но ошибался, все получилось отлично. 

 

 

Балет

 

 

В балете нет плохих танцовщиков, на каждого найдется свой зритель. Это касается всего, что относится к искусству: музыка, живопись. За свою жизнь я раз пять был в Лувре и впритык всматривался в картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза», потому что не мог понять, в чем ее гениальность, а многим нравится. Все, что касается искусства, — относительно.

 

 

 

 

Фильмы про балет ненавижу, в них все абсолютно не так, как в жизни. Когда вышел «Черный лебедь» с Натали Портман, именно с него началась популяризация балета в кино. Хотя достоверного в нем мало, все-таки это балетный блокбастер. 

 

 

Молодежи, которая не очень интересуется балетом, советую начать знакомство с ним с какой-то современной постановки, чтобы было интересно и увлекательно. Например, с «Radio and Juliet. Quatro» или «The Great Gatsby ballet», который будет показан в Украине уже 2 ноября. Билеты можно купить по ссылке.