Спецпроекты now:

Культурный код танцора балета Дениса Матвиенко - 184x88 Культурный код танцора балета Дениса Матвиенко - 162x46 Культурный код танцора балета Дениса Матвиенко - 166x44
Культурный код танцора балета Дениса Матвиенко
Стиль Жизни

Культурный код танцора балета Дениса Матвиенко

 

 

В рубрике «Культурный код» Marie Claire Ukraine узнает у своих героев о том, что наполняет их как творческих личностей. В преддверии юбилея спектакля «The Great Gatsby ballet» мы поговорили с его главной звездой, Заслуженным артистом Украины, который танцевал в оперных театрах Ла Скала и Grand Opera, Денисом Матвиенко. Танцор рассказал о любимых книгах, фильмах, культовых личностях, которые на него повлияли, детстве, школе и, конечно, балете. 

 

 

 

 

Книги

 

 

Я очень люблю читать, но, честно говоря, на это нет времени. Я открываю книгу, читаю одну страницу и засыпаю (смеется). Поэтому книг в последнее время в моей жизни, к сожалению, очень мало, но я стараюсь больше черпать информацию через альтернативные источники и общение с людьми. 

 

 

«Оскар и Розовая Дама», Эрик-Эммануэль Шмитт

 

 

Последней прочитал книгу «Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эммануэля Шмитта. Это потрясающий рассказ про 10-летнего мальчика, который неизлечимо болен и лежит в больнице. Старенькая медсестра посоветовала ему вести дневник, в который мальчик записывал рассказ о каждом дне. Он общался с Богом, доживал последние часы, но сам рассказ при этом не лишен доли юмора. 

 

Я по жизни часто импровизирую. 

 

В 10 лет меня отдали хореографическое училище, которое я сейчас сравниваю в армией. Там все было построено на дисциплине. Ты встаешь в 7 утра, едешь в училище,а  возвращаешься, когда уже темно. Этот период моей жизни пришелся на 80-90-ые, когда были забастовки троллейбусов. В транспорт меня буквально вносила толпа людей, поэтому почитать было невозможно.

 

 

В школе очень любил историю, хоть и не могу сказать, что учился хорошо. Мне было достаточно на переменке прочитать параграф или выучить стих и сразу рассказать. Я по жизни часто импровизирую. 

 

Поскольку мне приходится учить балет, память у меня хорошая. Иногда выучиваю свои партии за два дня. 

 

 

Недавно по телевизору показывали «Криминальное чтиво» Тарантино. Впервые я увидел его году в 1996 и с тех пор не пересматривал. Но, к моему удивлению и удивлению жены, с легкостью цитировал Траволту, помнил мельчайшие детали фильма спустя годы. А бывает, не могу вспомнить, что происходило вчера (смеется). 

 

 

Кратковременная память у нас настолько перегружена, что просто отключается. Я не жалуюсь, но часто бывают курьезные случаи. Как-то в Нью-Йорке был гала-концерт и мне навстречу шла балерина. Она мне улыбается, я ей в ответ тоже, здороваюсь, говорю свое имя. А она мне: «Ты чего?! Мы же два месяца назад вместе танцевали в Мюнхене». Я ее просто не запомнил, честно! 

 

 

 

Дети и любовь к чтению

 

 

Приучать к хорошему нужно с детства.

 

В следующем году моя старшая дочка Лиза пойдет в школу. В шесть с половиной лет она прекрасно читает, пишет, умеет умножать. Что касается моего детства, не помню, умели ли я читать, когда шел в школу. В то время никто не занимался детьми так, как мы сейчас. 

 

Сейчас моя дочь занимается шахматами и участвует в турнирах, ходит на балет, английский и в музыкальную школу.

 

 

Она ребенок, поэтому ее вкусы постоянно меняются, но сейчас Лиза обожает книгу «Пеппи Длинныйчулок», раньше любила «Гарри Поттера». Ее развитие и любовь к книгам можно объяснить просто: у нас в семье запрещены гаджеты для детей. Недавно я подарил ей свой старый iPad только для того, чтобы она слушала музыку. Она подключает его к колонкам и слушает Баха, Бетховена, Луи Армстронга.

 

То, чего не было у меня в детстве, я хочу дать своим детям. 

 

Приучать к хорошему нужно с детства, что я и делаю со своими детьми. Когда Лизе было полтора года, вышел мультфильм «Холодное сердце». Он очень музыкальный, красочный. Но есть одно «но»: мультфильмы мы смотрим только по выходным. Мне кажется, это развивает фантазию, поэтому полностью запрещать их просмотр не нужно.  

 

 

Лиза любит не только современные мультфильмы, но и старые: «Бременских музыкантов», «Чебурашку», «Маугли», «Короля Льва». То, чего не было у меня в детстве, я хочу дать своим детям. 

 

 

С дочкой я никогда не разговариваю как с маленьким ребенком. Всегда стараюсь объяснить все максимально доходчиво. Недавно рассказывал ей историю про Юнону и Авося. Она даже расплакалась! Секрет воспитания детей простой: с ними нужно общаться. Приучать к чтению нужно с детства, уделять внимание и заниматься вместе. 

 

 

 

 

«Ромео и Джульетта» и «Великий Гэтсби»

 

 

Когда в 18 лет я готовился к балету «Ромео и Джульетта», в первую очередь перечитал первоисточник. То же было и с «Великим Гэтсби», когда мы решили его ставить. Я и книгу перечитал, и посмотрел два фильма: старый с Робертом Ретфордом и новый с Леонардо Ди Каприо. Можно всегда что-то позаимствовать у первоисточника, даже если история, как в случае с «Ромео и Джульеттой», известна всем и каждому. 

 

«Великий Гэтсби» — тот случай, когда экранизация лучше книги. То же впечатление у меня осталось от фильма «99 франков». Книга — скучнейшая, а экранизация получилась отличной.

 

 

 

 

Личности

 

 

В начале своего творческого пути читал много биографий культовых личностей из мира балета, потому что фанатично относился к работе.

 

 

У меня не было кумиров, но я очень ценил талант многих танцовщиков. Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Александр Годунов были теми личностями, которыми я восхищаюсь по сей день. Одно время мне были интересны автобиографии танцовщиков, хотелось понять, чем люди дышали. 

 

 

Кино

 

 

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», реж. Ксавье Долан

 

 

 

 

Поскольку я часто летаю, одним из последних посмотрел новый фильм Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована». Я не хочу сравнивать главного героя с собой, у нас есть какие-то похожие параллели. Конечно, я не представляю жизнь мировых знаменитостей, звезд кино. Нужно постоянно поддерживать имидж, а иногда, как герой фильма, скрывать что-то от публики. 

 

 

На сцене зритель видит красивого человека с красивой фигурой, но им не нужно знать другую сторону медали. Все имеет свою цену, известность в том числе. Я до сих пор не решил для себя, нужно ли обычным людям знать настоящую жизнь артистов балета. Или пускай они так и существуют с мыслью, что мы — небожители? 

 

 

Я очень люблю смотреть фильмы Marvel и DC. Во-первых, это сделано очень красочно и качественно. Во-вторых, при их просмотре мне не нужно думать. В последние годы не могу смотреть серьезные драмы, не хочу задумываться, проводить параллели со своей жизнью, копатсья в мыслях, вспоминать обиды 

 

 

К 40 годам я понял одну вещь: людей нужно оценивать не за их ошибки, потому что они есть у всех, это неизбежно, а за их достоинства. Я никогда не критикую никого, не осуждаю за их проступки, у самого их было много. 

 

 

«Экстаз», реж. Гаспар Ноэ

 

 

 

 

Что касается фильмов-разочарований, на ум приходит «Экстаз» Гаспара Ноэ. Мне посоветовал его знакомый с уточнением, что я обязательно должен его посмотреть. 

 

Фильм рассказывает о танцорах, выпускниках академии. На прощальной вечеринке они придаются экстазу и весь хронометраж посвящен их различным сексуальным опытам. Я смотрел и не мог понять: а в чем шедевр этого фильма?! В этом не было эротической красоты. Я, как человек искусства, этот фильм не понял. 

 

 

 

 

«После тебя», реж. Анна Матисон

 

 

 

 

Три года назад я был дублером у Сергея Безрукова в фильме «После тебя». Он, в отличие от многих картин про балет, очень близок к реальной жизни. История рассказывает о танцовщике, который в прошлом был звездой, но после травмы на нем все поставили крест. Когда фильм вышел, я боялся его смотреть, чтобы не разочароваться, но ошибался, все получилось отлично. 

 

 

Балет

 

 

В балете нет плохих танцовщиков, на каждого найдется свой зритель. Это касается всего, что относится к искусству: музыка, живопись. За свою жизнь я раз пять был в Лувре и впритык всматривался в картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза», потому что не мог понять, в чем ее гениальность, а многим нравится. Все, что касается искусства, — относительно.

 

 

 

 

Фильмы про балет ненавижу, в них все абсолютно не так, как в жизни. Когда вышел «Черный лебедь» с Натали Портман, именно с него началась популяризация балета в кино. Хотя достоверного в нем мало, все-таки это балетный блокбастер. 

 

 

Молодежи, которая не очень интересуется балетом, советую начать знакомство с ним с какой-то современной постановки, чтобы было интересно и увлекательно. Например, с «Radio and Juliet. Quatro» или «The Great Gatsby ballet», который будет показан в Украине уже 2 ноября. Билеты можно купить по ссылке.