На балет: как выбрать спектакль, который вам понравится?
Колумнист Marie Claire Полина Булат уже рассказывала нам о своей любви к балету. В новой колонке она поведает о том, как проникнуться этим искусством, выбрав "свой" спектакль.
Полина Булат — основатель онлайн-журнала о балете и танце Balletristic.com и Radioballet.me — сайта с лекциями, курсами и услугами по культурному туризму.
«Мы сходили с подругой на балет, и это было как-то… странно». «Балет? Иногда можно. Платье надеть, шампанского выпить». «Нет, на балет я больше не пойду. Лучше в филармонию».
Не я придумала эти фразы. Так неоднократно говорили мои друзья и знакомые, в разных формулировках, но с одним и тем же посылом — «балет не для меня». Сложно убедить человека в обратном, когда не можешь предложить альтернативу: зрелищная классика, например, в Киеве уже лет 20 как не зрелищная, то, что называют «современным» морально устарело примерно тогда же, за актуальным лучше ехать за границу.
Читайте также: ВЫШЕ ВСЕХ: КАК ПУАНТЫ СДЕЛАЛИ БАЛЕРИНУ НЕПОБЕДИМОЙ?
Но я пишу эту колонку не чтобы пожаловаться, наоборот. В период тотального онлайна можно раз и почти навсегда прояснить отношения с балетом. А когда театры и границы откроются, выбирать «свои» спектакли и не обманываться в ожиданиях.
Для начала подумайте, что вам нравится в принципе. Минимализм или гламур? Классическая музыка или электронная? Интереснее следить за развитием сюжета или композиции? Быть в контексте или фантазировать? Грубо говоря, если вы любите живопись Хокни, «Лебединое озеро» — не лучший старт.
Что тогда? Попробуйте «Glass Pieces» Джерома Роббинса. Этот балет на музыку Филипа Гласса — отражение мегаполиса начала 80-х в хореографии. Только структура и ритм, непрерывно пульсирующие в течение 25 минут. «Glass pieces» is stunning» напечатано в The New York Times в рецензии на премьеру. Больше добавить нечего, надо смотреть.
Абстрактные балеты Ханса ван Манена, «Мондриана от хореографии», по-голландски элегантны и сдержанны. 10-минутный балет на музыку Эрика Сати называется «Squares». Никакой суеты — вдумчивая работа с пространством, плавные па и линии, длящиеся вместе с музыкой.
За абстрактным, динамичным, но торжественным — к Джорджу Баланчину, создавшему американский балет на каркасе петербургского. Его «Драгоценности» состоят из 3 частей: «Изумрудов», «Рубинов» и «Бриллиантов». Любят говорить, что каждая навеяна впечатлениями хореографа о городе, где он работал — Париже, Нью-Йорке и Петербурге. Можно смотреть все части вместе или по отдельности.
За нарративом, экспрессией и, при этом, малой формой можно вернуться к Джерому Роббинсу. Его 15-минутная «Клетка» на музыку Стравинского — стремительная история о победе инстинкта над сознанием. Новорожденная из племени хищных насекомых осознает свою агрессивную природу и начинает убивать. Мужчин. «Клетка» может стать не самым приятным, но точно захватывающим опытом. Хотя бы потому, что с помощью классического танца и жеста Роббинсу удалось точно передать нечеловеческую сущность своих героев.
Шекспир. Конечно, балет без него не обошелся. Но если «Ромео и Джульетту» ставят повсеместно, то «Укрощение строптивой» на балетной сцене — не такой уж частый сюжет. Жан-Кристоф Майо подправил ситуацию в 2014 году: комедий в балете давно не хватало, а остроумный, хлесткий, классно оформленный спектакль французского хореографа здорово освежает.
Акт 1:
Акт 2:
Закончим список нарядной классикой — балетом «Баядерка». Вначале он ослепит экзотической пестротой и блеском, потом взволнует драмой о любви, предательстве и смерти, а следом заворожит идеальным ансамблем из 32 танцовщиц в белых пачках. В «Баядерке» есть все и сразу, ее находками будет пользоваться весь 20 век. Не отказывайте себе в этой роскоши.
Акт 1:
Акт 2:
Акт 3:
Интересные балеты (и это мы еще не ступали на территорию современного танца) можно перечислять бесконечно, но, к сожалению в свободном доступе и достойном качестве онлайн присутствуют единицы. Ряд сервисов дает доступ к хорошим записям по платной подписке: marquee.tv, mezzo.tv, medici.tv, arte.tv. Театры в период карантина открывают архивы — главное следить за расписанием.
Но если вы не готовы заходить так далеко, дождитесь следующей колонки. В ней будут фрагменты покороче, но временами поярче — для более объемной картины.