Почему балет ассоциируется с пачкой?
В своей новой колонке Полина Булат объясняет, откуда взялась стойкая ассоциация "классический балет - белая пачка". А уже 26 июля прочтет лекцию о том, каким бывает балет в 21 веке.
Полина Булат — основательница онлайн-журнала о балете и танце Balletristic.com и Radioballet.me — сайта с лекциями, курсами и услугами по культурному туризму.
«Фото в пачке всегда собирает больше лайков», — говорит мне знакомая балерина. Мы смеемся, но закономерность оправдана: уже почти 200 лет белая пачка считается униформой классических танцовщиц.
Так было не всегда: сценический костюм соответствовал моде своей эпохи и только детали указывали на персонажа. Первая пачка или, как ее еще называют, тюник, тоже была в духе своего времени: похожие светлые платья с открытыми плечами и пышной юбкой носили в эпоху бидермайера. Но балет целиком присвоил их себе.
Читайте также: КОЛУМНИСТ MARIE CLAIRE ПОЛИНА БУЛАТ О ТОМ, КАК ВЛЮБИТЬСЯ В БАЛЕТ
Балет стремится к предельной эстетизации тела, жеста, чувства. Возвышенно до неприступности — приблизиться можно лишь в фантазиях, снах или потустороннем мире.
Мы любуемся замирающей на пальцах танцовщицей в белом и нам кажется, что для этой сверхдевушки нет костюма уместнее. Иначе и быть не могло. Перед нами не персонаж, но художественный образ балета, где каждый элемент, в том числе и костюм, работает на создание убедительного целого.
Не зря изначально в белых тюниках на сцене появлялись «привидения» и «духи»: умершие монахини в опере «Роберт-дьявол», духи воздуха в «Сильфиде», призраки невест в «Жизели». Их красота имперсональна, как красота самого классического танца. Одетые в нейтральный белый костюм, танцовщицы показывают мир, очищенный от мелочности быта и несовершенств реальности. А уставшие от повседневности зрители до сих пор идут на балет ради этой иллюзии.
Читайте также: ПУАНТЫ, КЕДЫ И ТЕХНО: 5 СОВРЕМЕННЫХ БАЛЕТОВ, КОТОРЫЕ ВАС УДИВЯТ