Уникальные музыкальные жанры из Франции
Уникальные жанры, возникшие во Франции, а затем покорившие планету, вспоминает наш музыкальный обозреватель Владимир Сиваш.
Джаз-мануш
Мануши, ветвь западноевропейских цыган, всегда были хороши в музыке. Сто лет назад парижские мануши смешали специфическую технику исполнения и мелодико-гармонические ходы с вальс-мюзетом, а чуть позже – и со свингом. По-другому джаз-мануш именуется «джипси-свингом», или «цыганским джазом». Ведущий инструмент – гитара. Или даже несколько гитар. Скрипки, аккордеон также в деле. Свобода джаза, экспрессия цыган и чувственность французов – все в одном флаконе захватывающего жанра. Его взрыв пришелся на 20-30-е годы прошлого столетия, когда фундамент жанра закладывали виртуозы Джанго Рейнхардт и братья Ферре. Позже мануш развивался как в рамках джаза (вспомним скрипача Стефана Граппелли и гитариста Бирели Лагрена), так и в пределах текущего фолк-попа.
Всеми любимая ZAZ весьма неравнодушна к стилю джаз-мануш.
Вальс-мюзет
Изначально мюзет – это старинный инструмент наподобие волынки. Он дал название одноименному танцу, в XVIIIXIX веке ставшему основным на общественных балах в Париже. К концу XIX столетия развлечение перекочевало в бары и кафе: бал-мюзет обернулся вольным музыкальным олицетворением пестрых улиц, смешавшись с другими европейскими жанрами, в частности венским вальсом. Примерно в тот же период мюзет-волынку заменил аккордеон, и в первом десятилетии XX века сформировался вальс-мюзет. Кружение, романтичное настроение, мягкие аккордеонные всхлипы воссоздают в звуках шарм Парижа. Самый простой и яркий современный пример – вальсы Яна Тьерсена, включая саундтрек к фильму «Амели».
Ян Тьерсен востребован как автор саундтреков. Самые известные – к «Гуд бай, Ленин!», «Амели».
Musique concrete
В середине 40-х инженер-акустик Пьер Шеффер получил доступ к тогда редким магнитофонным проигрывателям, в основном немецким трофейным. На пленку он фиксировал звуки из окружающей среды, затем замедлял-убыстрял записи, пускал в обратном направлении, резал-клеил. Из получившихся фрагментов он создавал аудиоколлажи различной интенсивности и окраски. Свои опыты Пьер нарек «Конкретной музыкой». Позже к подобным экспериментам присоединились другие французы – Пьер Анри, Пьер Булез, Оливье Мессиан. Этот жанр сильно повлиял на эмбиент, нойз, индастриал.
Первый альбом Symphonie pour un homme seul Пьер Анри выпустил в 1950 году в сотрудничестве с Пьером Шеффером.