UA
RU

Ведьма или Великомученица: Рецензия Анны Завальской на фильм «Вечный свет»

Редагувати переклад
- Все это злостная клевета на ведьм, - заключила Маграт. – Мы живем в гармоническом единении с Природой, с ее великим кругооборотом, и никому ничего плохого не делаем. Я предлагаю бросить их в котел с расплавленным свинцом.» (Терри Пратчет «Вещие сестрички»)

Ведьма или Великомученица: Рецензия Анны Завальской на фильм «Вечный свет»-Фото 1

Фильм «Вечный свет» раскрывает тему то ли Ведьмы, то ли Великомученицы (с аллюзией на исторический конфликт язычества и христианства) в эффектном контексте и ракурсе. Нас ждет непростое путешествие по кинопавильону, где свой фильм снимает кинозвезда Беатрис Даль, под руководством которой ее же режиссерский дебют стремительно превращается из сакральной мессы в безумный неконтролируемый шабаш.

Дурманящее и неудобоваримое зелье заварил Гаспар Ноэ, который явно зло иронизирует над тем, что женщина «у руля» способна все превратить в тотальный хаос. Хотя, как говаривал Ницше, «кто в себе не носит хаос, тот никогда не породит звезды»… И его собственный фильм (точно вино из воды) в итоге превращается в тонкий баланс между высококлассным пранком , стебом и искренней одой самой природе кино.

После открывающих фильм кадров из архивов кино-классики о ведьмах и формально-рабочих диалогов двух главных героинь в кулуарах кинопавильона о личном опыте сьемок и специфике таких ролей для женщин, привязанная к столбу перед массовкой, Шарлотта Гензбур , в роли самой себя, становится зримой метафорой личности (в данном случае актрисы) , которая заживо сгорает, посвящая себя своей профессии без шансов на спасение и сочувствие… Да и как точно заметила моя подруга Катя (к слову, прекрасная актриса), с которой я делилась впечатлениями об увиденном, — в каждом времени, от дремучего средневековья до высокотехнологичного настоящего, есть свой изощренный способ «сжечь ведьму». Огонь, каким бы они ни был: реальным или цифровой его имитацией, — одинаково гипнотизирует, завораживает, притягивает и … уничтожает. Всех без исключения. И тех, кто на глазах у всех оказывался охваченным языками живого пламени, либо же приносит себя в жертву в свете софитов , и тех, кто жаждет зрелища ради развлечения : на площади XVI века или у экранов телевизоров, гаджетов в XXI… Принцип не меняется.

Ведьма или Великомученица: Рецензия Анны Завальской на фильм «Вечный свет»-Фото 2

Читай также: Группа My Chemical Romance выпустила коллекцию веганской косметики

В хитрую ловушку фем.повестки меня не удалось затащить: за едким сарказмом и высмеиванием киноиндустрии, явно доминирует мысль не о сложной судьбе Женщины в ней, и законах выживания в патриархальном обществе, а о том, что настоящее творчество рождается на грани безумия и боли, что оно по своей сути – добровольное аутодафе, а вся система кинопроизводства — «святая инквизиция», уничтожающая истинных творцов, оставляя после себя лишь «вечный свет» произведений искусства.

Ноэ – известный провокатор, каждый фильм которого — беспощадное поле для исследования и разрушения психо-эмоциональных и всяческих других рамок, на этот раз с головой погружает зрителя в вышеупомянутый «котел с расплавленным свинцом», которым оказывается кино и фэшн-индустрия (поскольку само произведение является коллаборацией с брендом Yves Saint Laurent ). Вероятно, и вы испытаете «испанский стыд», подглядывая за «внутренней кухней» кино-сьемки, когда все идет не по плану, рушится, горит и летит в Тартарары – причиняет боль и насилие над всеми сопричастными, не зависимо от гендерной идентификации или функции в этом адском запущенном механизме.

Ведьма или Великомученица: Рецензия Анны Завальской на фильм «Вечный свет»-Фото 3

И поверьте, атмосфера нервозности и раздражения на бэкстейдже: со всеми типичными и понятными для посвященных скандалами, срывами, конфликтами, истериками и другими проявлениями творческих мук будет постепенно нагнетаться до такой степени, что достигнув своего апогея, станет почти пыткой для смотрящего. Вашу психику окончательно проверят на прочность неоновым миганием страбоскопа в сочетании с истошными воплями и причитаниями, мольбами и проклятиями людей на площадке.

Читай также: Какие книги стоит прочесть до конца года. Советует Билл Гейтс

Этот эффект (и другие сложные визуальные приемы, например, разделение экрана на две половины и параллельный монтаж), делает картину неким полноценным физиологическим и одновременно художественным опытом, который мы часто получаем в пространствах арт-галерей, где современное искусство воздействует на нас всеми доступными методами, порой вызывая у зрителя сложные рефлексии: отторжение, неприязнь, отвращение, тошноту…

Ведьма или Великомученица: Рецензия Анны Завальской на фильм «Вечный свет»-Фото 4

И когда действие совершенно скатывается в агонию, когда все оказываются парализованы в этом псевдо-пылающем абсурде, кроме продолжающего свою съемку-наблюдение оператора, главная героиня, так и не сумевшая освободить свои руки от узлов, словно перешагивает через публичные страдания, возвышаясь над всем подобно Святой с ликом Девы Марии, достигая какой-то божественной нирваны-комы.

И это такой общий катарсис в финале, приход которого с математической точностью выверен режиссером, но который, безусловно, стоит испытать!

Ведьма или Великомученица: Рецензия Анны Завальской на фильм «Вечный свет»-Фото 5

Среди прочих цитат разных великих режиссеров-небожителей от Годара до Дрейера , которыми периодически разбивается фильм Ноэ, квинтэссенцией «Вечного света» лично для меня оказывается вот эта : «Когда напряжение становится невыносимым, – я превращаюсь в режиссера». И это касается буквально каждого, кто что-то создает, увековечивая себя в созданном.

 

Статьи по теме