Выше всех: как пуанты сделали балерину непобедимой?
Колумнист Marie Claire Полина Булат продолжает знакомить нас с удивительным миром балета.
Говорим «балет», думаем «балерина». Но какая? Тонкая девушка в белой пачке, нимфа в длинном полупрозрачном платье, атлетичная виртуозка в купальнике на голое тело?
Большинство сразу представит первый вариант, и это нормально. Классическая, а точнее даже классицистская, традиция — самая стойкая на театральной сцене, и балеринская пачка — не просто костюм, а концептуально важная линия в архитектонике классического спектакля.
Но почему в центре внимания именно балерина? Ведь первыми профессионалами классического танца были мужчины, они же блистали на сцене до начала 19 века. В начале 20-го на весь мир гремели имена солистов дягилевских «Русских сезонов», с середины столетия — Рудольфа Нуреева, который изрядно потрудился, чтобы вывести танцовщика из тени партнерши.
Читайте также: КУЛЬТУРНЫЙ КОД ТАНЦОРА БАЛЕТА ДЕНИСА МАТВИЕНКО
Ответ на этот вопрос ищите в неозвученной части любой из ассоциаций выше — пуантах. Пуанты — эксклюзивная привилегия балерины, плагин, расширивший естественные возможности ее тела. Современные хореографы давно не воспринимают мужчину, как подпорку для танцовщицы, дают всем равные по сценическому времени партии. Но от девушки всегда ожидают большего, публика в том числе.
Пуанты — это одновременно техника и образ, трюк и поэзия. В них танцовщица может имитировать полет, а может чеканить движения, вбивая жесткие носки туфель в планшет. Резать и колоть воздух или плыть по глади сцены, не делая будто и шага. Уже 200 лет пуанты держат за танцовщицей статус хозяйки сцены, меняя свое значение, провоцируя на новые задачи и вызовы. Подробнее о них я расскажу на telegram-курсе «Женские образы в балете», а пока предлагаю пофантазировать: могла бы привычная расстановка сил когда-нибудь измениться?