Женщины из мира искусства: Люба Михайлова
Делимся отрывками статьи Анны Луи Сассман "Как эти 7 женщин делают мир искусства более разнообразным". Сегодня перед нами предстанет Люба Михайлова - Преобразователь.
Женщины играли ключевые роли патронажа в истории искусства — от египетской царицы Хатшепсут, до покровительниц эпохи Возрождения, таких как Мария Медичи, до Пегги Гуггенхайм — но они долгое время были меньшинством коллекционеров, признанных за их вклад. Один анализ списка ведущих коллекционеров ARTnews показал, что только 10 процентов из них составляют женщины, что, возможно, является отражением большой экономической силы, по-прежнему сохраняемой мужчинами.
Но по мере того, как женщины приобретают все большую силу в мире искусства — как художники, дилеры, кураторы и директора музеев — становится ясно, что женщины-коллекционеры являются частью перемен. Они разделяют решимость донести свою личную страсть к искусству до более широкой аудитории, распространяя искусство из своих гостиных в сферу публичного дискурса.
Портрет Любы Михайловой. Фото Димы Сергеев. Предоставлено фондом «Изоляция»
Еще девочкой Люба Михайлова получила две важные вещи от своего отца, директора завода в восточной Украине советской эпохи: марки для ее коллекции марок, которые он привозил из командировок, и убеждение, что человек должен быть полезным для людей.
Он всегда верил в важность социального аспекта промышленного предприятия и приоритета потребностей людей, которые там работают, — говорит она. — Поэтому я очень социально ориентирована, даже будучи капиталистом.
Позже она также получила от него часть завода. Когда-то крупный завод по производству изоляционных материалов (с социальными объектами для сотен рабочих, которые на нем работали, включая столовую, детский сад, кинотеатр и спортивные сооружения), к 1990-м годам он был заброшен. Она предложила превратить его в культурный центр, который назвала «Изоляция» унаследовав это имя от завода который построил ее отец.
Читайте также: ХРУПКОЕ ИСКУССТВО: ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ, ЕСЛИ СЛУЧАЙНО УНИЧТОЖИТЬ ЭКСПОНАТ В МУЗЕЕ
Леонардо Эрлих, инсталляция Банк, 2012, проект В поисках времени, 2012.
Фото Руслана Семичева. Предоставлено «ИЗОЛЯЦИЕЙ».
Паскаль Мартин Таю, инсталляция Проснись — преобразись, 2012,
проект В поисках времени, 2012. Фото Руслана Семичева. Предоставлено «ИЗОЛЯЦИЕЙ».
По словам Михайловой, в то время никто не понимал, что она делает. В Донецке с населением 1 миллион человек был только один художественный музей советской эпохи, в котором не было современного искусства. «Мы взяли одно здание и сделали там красивую, красивую галерею — чистую, с хорошими туалетами, в разгар промышленной катастрофы вокруг», — вспоминает она. «Изоляция» была основана в 2010 году и впоследствии она преобразовала большую часть завода в выставочные площади и добавила больше «сайт-специфик» арт-объектов. Культурный центр быстро завоевал популярность среди местных жителей; Михайлова вспоминает, как один приехавший на выставку шахтер обнял ее со слезами на глазах, увидев свой портрет, созданный во время проекта Цай Гоцяна, который делал пороховые рисунки шахтеров. Позже она еще планировала создать 12-акровый парк.
Культура — это отличный инструмент для предотвращения любых конфликтов, предоставляющий людям иной способ мышления, пути решения и возможность высказаться.
Читайте также: АРТ ОБЪЕКТ: ЕЛЕНА БУРЕНИНА ОБ ОСОЗНАННОСТИ, SAINT MARTINS И МУЗЕЯХ
Раннее Михайлова сосредотачивалась на коллекционировании советских реалистических картин, в основном пейзажей, на которых прославляли производство и даже загрязнение окружающей среды, что в то время рассматривалось как признаки прогресса. По мере того как она продолжала свою собственную карьеру, занимаясь поставками товаров, таких как удобрения и позже углеродную продукцию для международных шинных и алюминиевых компаний, таких как Alcoa и BHP, она начала заниматься коллекционированием всерьез, все время изучая мир искусства и его инфраструктуру. Искусство также предоставляло ей возможность отвлекаться от индустриального мира, в котором доминировали мужчины; в командировках за границей она посещала музеи и галереи, чтобы отдохнуть от заключения сделок.
Вверху: Процесс создания пороховых картин для проекта Цай Гоцян: 1040 м под землей, 2011.
Фото Димы Сергеева. Предоставлено «ИЗОЛЯЦИЕЙ». Слева в центре: Цай Гоцян: 1040 м под землей, пороховая картина шахтера, 2011. Фото Димы Сергеева. Предоставлено «ИЗОЛЯЦИЕЙ».
В центре справа: Цай Гоцян с шахтером из Донецкой области, 2011. Фото Андрея Прахина. Предоставлено «ИЗОЛЯЦИЕЙ». Внизу: Цай Гоцян, инсталляция Цай Гоцян: 1040 м под землей, 2011. Фото Димы Сергеева. Предоставлено «ИЗОЛЯЦИЕЙ».
В июне 2014 года «ИЗОЛЯЦИЯ» была захвачена поддерживаемыми Россией сепаратистами; вооруженные люди разграбили помещения, а затем сами разместились на этом месте, которое остается под их контролем до сих пор. Михайлова считает, что большинство созданных там инсталляций, таких авторов как Леандро Эрлих, Паскаль Мартин Таю и других, были разрушены, и что эта территория в настоящее время используется в качестве секретной тюрьмы. Во время захвата она жила во Франции и вылетела в Киев, столицу страны, встретить свою команду «Изоляции» из 10 человек которые приехали ночным поездом из Донецка на один день. Михайлова помогла всем снять квартиры на три месяца, предполагая, что они переждут там, пока не появится возможность безопасно вернуться. Уже почти 6 лет они живут в Киеве в “экзиле”.
Новое место стало постоянным, и позднее этим же летом более ста человек из промышленного бизнеса Михайловой также переехали в Киев. Тем же летом она арендовала новое помещение на судостроительном заводе в Киеве, чтобы возродить «ИЗОЛЯЦИЮ» и начать новый проект — креативное пространство IZONE. Теперь, когда ее бизнес и предприятия были захвачены непризнанной Донецкой Народной Республикой, институция работает в партнерстве с культурными учреждениями других стран, такими как Альянс Франсез и Гёте-Институт, для финансирования своей деятельности.
Даниэль Бюрен, инсталляция Цвета в сетках, 2012, проект В поисках времени, 2012.
Фото Димы Сергеева. Предоставлено «ИЗОЛЯЦИЕЙ»
Хотя ее собственная организация не была защищена от конфликта, Михайлова по-прежнему считает, что культура является ключевым оплотом против монолитного мышления, которое управляет этим конфликтом. Она наблюдала это также в Донецке, когда люди становились более заинтересованными, непредубежденными и терпимыми.
«Культура — это отличный инструмент для предотвращения любых конфликтов, предоставляющий людям иной способ мышления, пути решения и возможность высказаться», — говорит Михайлова. «В этом роль культуры. Необходимо создать инфраструктуру культуры, когда каждый будет иметь доступ к культурным институциям».
Первоисточник: Artsy