Спецпроекты now:

Женщины из мира искусства: Моуна АтассиЖенщины из мира искусства: Моуна АтассиЖенщины из мира искусства: Моуна АтассиЖенщины из мира искусства: Моуна АтассиЖенщины из мира искусства: Моуна Атасси
Стиль Жизни

Женщины из мира искусства: Моуна Атасси

Делимся отрывками статьи Анны Луи Сассман "Как эти 7 женщин делают мир искусства более разнообразным". Сегодня перед нами предстанет Моуна Атаси - Архивариус.

Некоторые росли вместе с искусством, в то время как другие открыли его в жизни позже. Некоторые занимались формальным образованием в искусстве, а другие самоучки. Но все они движимы видением коллекционирования, которое имеет меньшее отношение к произведениям и больше связано с поддержкой их сообществ любым доступным для них способом.

Портрет Моуны Атасси.  Фото Нейри Шахинян. Предоставлено Фондом Атасси.

Моуна Атасси и ее сестра Майла не имели большого опыта в изобразительном искусстве, когда открывали галерею в 1986 году. Она располагалась в третьем по величине сирийском городе Хомс в том же здании, что и книжный магазин. Для показа на открытии было выбрано несколько художников из Хомса, а также сирийский модернист Фатех Мударрес и художник Саад Яган-младший. К их великому удивлению, им удалось продать некоторые работы — «в основном членам семьи», вспоминает Атасси.

Читайте также: ЖЕНЩИНЫ ИЗ МИРА ИСКУССТВА: КОМАЛ ШАХ

Обычно для развития арт-рынка требуется пара факторов: свобода и финансы. Из-за отсутствия этих факторов только часть общества в Сирии могла приобретать искусство,

— говорит она.

Тем не менее, галерея постепенно расширяла свою аудиторию. Ею интересовались не только художники и интеллектуалы. В 1993 году Моуна и Майла нашли в Дамаске более просторное помещение и показали сирийских и арабских художников, в том числе Марвана и Луая Каяли, работы которых продавали в основном коллекционерам в соседнем Ливане, а также нескольким сирийцам и коллекционерам из стран Персидского залива. В 1998 году Атасси опубликовала «Современное искусство в Сирии, 1898–1998 годы», ставшим кульминацией четырехлетних посещений студий, интервью и исследований.

Луай Каяли, Мальчик, сидящий на стуле, 1976. Фото Джабера Аль Азме. Предоставлено художником и Фондом Атасси.

Фатех Мударес, Сафита (al Oum), 1988. Фото Джабера Аль Азме. Предоставлено художником и Фондом Атасси.

Это было ключом к накоплению моего опыта и знаний в области искусства и, в частности, сирийского искусства, — говорит она. — У меня появилась страсть, которая движет мной до сегодняшнего дня.

После начала революции в 2011 году Атасси переехала в Дубай, обосновавшись там в 2012 году (ее дочь Ширин проживает там с 1998 года). Получив семейную коллекцию — около 500 работ – и доставив ее безопасно из Сирии в хранилище в Дубае, Атасси решила использовать свои знания и обширную коллекцию в качестве основы для фонда, который должен сохранять и продвигать художественное наследие Сирии. Фонд Атасси, руководимый Ширин, работает по нескольким направлениям, организует показ в Дубае (с планами проведения выставок в других местах), публикует ежеквартальный журнал и создает архив современного искусства Сирии, который будет бесплатным онлайн-ресурсом, документирующим недавнюю историю и современный период сирийского искусства.

Читайте также: ЖЕНЩИНЫ ИЗ МИРА ИСКУССТВА: НАДЯ САМДАНИ

«При моем опыте и знаниях было важно сохранить публичное присутствие во время, когда происходит разрушение моей страны, — говорит Атасси. — Когда художественные работы обеспечили эту публичность, я почувствовала необходимость выступить против насилия и разрушений.

Саад Яган, Almawal sabri Almudallal, 2009. Фото Джабера Аль Азме. Предоставлено художником и Фондом Атасси.

Фатех Мударрес, Вербное воскресенье, 1965. Фото Джабера Аль Азме. Предоставлено художником и Фондом Атасси.

Теперь, когда художественное сообщество Сирии рассеяно по всему миру — в Ливане, Германии, Франции, Канаде и других странах — документирование, критика и получение стипендий приобретают все большее значение. Арт-журналистика и критика всегда были слабыми сторонами в Сирии, отмечает Атасси, и только одна публикация по искусству в стране была выпущена Министерством культуры. «Создание базы знаний является приоритетом», — говорит Атасси, поэтому в следующем году фонд сосредоточится на исследованиях, публикациях и создании архивов. Но, добавляет она, художники, с которыми она работает, продолжают заниматься искусством.

Читайте также: ЖЕНЩИНЫ ИЗ МИРА ИСКУССТВА: МАКГАТИ МОЛЕБАЦИ

«Почти все говорят, что именно их искусство помогает им разобраться в происходящем безумии», — говорит она. Для Атасси «страница перевернулась», и она не видит своего возвращения в Сирию, несмотря на глубокую связь со страной и ее искусством.

Мне 68 лет и многие из моих друзей либо умерли, либо сейчас живут за границей. Но все предыдущие усилия оправдываются от осознания, что у нас, сирийцев, такое богатое наследие. Жизнь должна продолжаться.

Первоисточник: Artsy

  • красота
  • Карантин с Marie Claire
  • новый номер
  • Печатные версии журналов
  • MC Shop



Понравилась статья? Оцените:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...