Эволюция куклы Барби: от XS до XL
Что происходит с любимой куклой Барби в век, когда многие выступают за естественность, выясняла Тата Кучер.
Моя мама уверяет, что в детстве я не садилась завтракать без любимых кукол: рассаживала их в ряд и требовала тоже накормить овсяной кашей. Ничего удивительного, в общем-то. Ну какая маленькая девочка пожелает расставаться со своей Барби (королевой Эльзой, феей Динь-Динь, Дракулаурой и так далее по списку) хоть на секунду? Нет ничего странного и в том, что сегодня я не представляю утреннего кофе без проверки почты, ленты Facebook и Instagram. В последнем среди самых разных аккаунтов с красивой едой, туфлями и селфи подружек мой фаворит – фотоблог суперпопулярной американской plus-size модели Эшли Грэхем (@TheAshleyGraham).
Звезда съемок Sports Illustrated, которую регулярно приглашают читать лекции на тему изображения и принятия своего тела, а также прав женщин, Эшли основала союз моделей ALDA, выступающий за то, чтобы моделями могли стать девушки любых форм и размеров. «Ты великолепна, ты красива! Ты – неповторима», – вещает Грэхем перед зеркалом во время своего выступления на TEDxBerleeValencia в прошлом году, которое уже посмотрели на YouTube более 800 тысяч пользователей. Глядя на прекрасную и уверенную в себе Эшли, я думаю о том, что если бы двадцать лет назад со мной «завтракала» не худосочная Барби, а вот такая милая Эшли, я бы, возможно, не раздумывала сейчас, съесть мне лишний кусок торта или это будет преступлением против человечества.
Компания Mattel, выпускающая Барби с 1959 года, в январе 2016 года наконец вняла призывам общественности и веяниям времени, создав коллекцию легендарных кукол с «новыми телами» – высокую (tall), маленькую (petite) и полненькую (curvy) Барби. Годом раньше Mattel уже ввели некоторые изменения, выпустив кукол с разными оттенками кожи и разной структурой волос. Однако «революционное нововведение», которое инсайдеры компании прозвали Project Dawn (его можно перевести как «Проект “Новая заря»»), разрабатывалось в такой секретности, что сотрудники не имели права поделиться этой информацией со своими близкими.
За все 57 лет истории компании Барби еще никогда не подвергалась столь радикальной трансформации. Причем кукла с фигурой curvy – широкими бедрами и округлой попой – удостоилась особого внимания и, как это ни парадоксально, шквала критики. Она хоть и украсила собой обложку журнала Time, но получила достаточно спорных отзывов. Некоторым покупателям не понравилось название, которым окрестили новую Барби. Дескать, curvy – некорректное слово, которое следовало бы заменить на «нормальную» или «реалистичную», а то и вовсе отказаться от названия, связанного с особенностями фигуры. Многие посчитали излишне раздутой историю о политкорректности в отношении детской игрушки.
Как бы там ни было, но те, кто считает Барби просто игрушкой, явно недостаточно осведомлены о том, что происходит в обществе. Тот же Time рассказал, как производители тестировали новую Барби среди детей. В испытательных помещениях Mattel шестилетние девочки в отсутствие взрослых (которые наблюдали за происходящим из соседней комнаты) хихикали над полненькой Барби и называли ее толстой. Когда же о кукле их спрашивали взрослые, они вежливо говорили, что эта кукла «только немного более пухлая». Кажется, это только вершина айсберга под названием «стереотип». Можно себе только представить, насколько глубоко в сознании шестилетнего ребенка укоренилось представление об идеальной кукле, а значит, и об идеальной женщине. Эти стереотипы последние десятки лет пропагандировала массовая культура, реклама и сами мамы этих девочек, которые в детстве также играли неестественно стройными куклами.
С момента своего появления Барби практически сразу стала хитом и в первый же год побила все рекорды продаж – было куплено более 350 тысяч кукол. Дело дошло до того, что магазины игрушек продавали игрушку только постоянным клиентам и не больше единицы в одни руки. Тогда ни у кого и мысли не возникло об абсолютной нереалистичности новомодной игрушки. Как позже подсчитали специалисты, шанс родиться с такой фигурой выпадает одной из 100 тысяч девушек. Нетипичной внешностью куклу наделила ее создательница, американка Рут Хэндлер. Она наблюдала, как ее дочь Барбара играла бумажными куклами, наряды которых можно менять, и подумала о том, что было бы хорошо создать трехмерную модную куклу. Рут подметила, что девочки видят в куклах не детей своего возраста, а будущих женщин, проецируя таким образом свои мечты о взрослой жизни.
Самое странное в истории Барби, что секрет ее рождения крылся… в обращении к мечтам взрослых мужчин. Образ Барби Хэндлер «списала» с блондинки с вызывающим гардеробом по имени Лилли – немецкой героини карикатур, которые в 40-х выходили в гамбургском таблоиде Bild-Zeitung. Сюжеты, в которые попадала Лили, местами были весьма пикантными. В одном из них героиня получает предупреждение от полицейского о том, что бикини в городе носить нельзя. На просьбу полисмена сменить наряд Лилли отвечает: «Хорошо, и какую, по вашему мнению, часть бикини я должна снять?» Эта рисованная история стала настолько популярной, что в 1953 году газета выпустила куклу Лилли. Ее продавали исключительно взрослым в барах, табачных киосках и секс-шопах.
До того как Барби воцарилась на мировом рынке игрушек, девочки всего мира наряжали кукол, больше похожих на них самих, чем на женщину-мечту с модельной внешностью. В первой половине XX века в США, например, были популярны композитные куклы-пупсы, сделанные из специального прочного материала. До сих пор в частных коллекциях сохранились редкие экземпляры таких игрушек, некоторые даже в образах популярных тогда актрис – Джуди Гарленд и Дины Дурбин.
Советские дети играли в основном куклами из ГДР и их местными аналогами. И те, и другие не отличались изяществом форм. У них была приземистая фигура, грубые ручки, прямые ноги без намека на бедра, глаза с пушистыми ресницами и по-хулигански вздернутые брови. Гардероб у немецких кукол был соответствующий: клетчатые платья и сдержанные брючные костюмы. Такие куклы вряд ли могли бы покорить воображение современных шестилеток, но при этом не рождали комплексы, из-за которых совсем еще юные барышни решают, что им необходимо срочно сесть на диету.
Поэтому в некотором смысле обновленная Барби – это возвращение к истокам, к здоровому и адекватному взгляду не только на то, какой должна быть игрушка, но и каким должно быть нормальное женское тело. Решение компании Mattel о преобразовании куклы прежде всего было связано с тем, что с недавних пор на рынке начали успешно продаваться «нестандартные» куклы от производителей-конкурентов. Так, в ноябре 2014 года в продажу поступила кукла Lammily, созданная американским графическим дизайнером Николаем Лэммом, которая позиционируется как альтернатива Барби – спортивная девушка с обычными формами. При ее создании за основу были взяты пропорции среднестатистической 19-летней девушки. Продажи Lammily проходят под девизом Average is beautiful («Обычная – значит красивая»). Деньги для ее выпуска Николай собирал через краудфандинговую платформу Tilt, и еще до физического выпуска игрушки количество заявок составило 19 тысяч.
Но давайте посмотрим правде в глаза: хотя растущий спрос на реалистичность постоянно растет, топовые позиции продаж на сегодняшний день все еще держат куклы, эксплуатирующие образ «идеальной» женщины. Начиная с 2014 года, лидером детских виш-листов стали куклы, выпущенные компанией Hasbro, в образе принцесс Анны и Эльзы из самого популярного диснеевского мультфильма всех времен и народов «Холодное сердце». Игрушки, покорившие отнюдь не холодные детские сердца, выглядят как традиционные Барби: с огромными глазами на милых личиках, пышными волосами и точеными фигурами, будто шагнули на киноэкран прямо с подиума. Однако идеи дружбы, верности и взаимовыручки, которые несут героини мультика, заставляют родителей мириться с «несовершенством» их тел. И все же, глядя на неравную борьбу естественности и здравого смысла против всемогущего маркетинга, хочется верить, что когда-нибудь справедливость все-таки восторжествует, и девочки будут завтракать в окружении любимых кукол, представляющих уменьшенные копии их самих или их мам. А когда они вырастут, то не станут отказывать себе в куске шоколадного торта только потому, что кто-то сказал: вот эта миленькая складочка на животе или плюс два сантиметра к «идеальной» талии – это плохо.
Фото: Mattel