Как управлять своими эмоциями
Чтобы чувствовать себя «на коне», нам всем нужен эмоциональный допинг. Как его получить и не сломаться, выясняла Алла Родыгина.
Для людей, следящих за спортом ситуативно, прошлые Олимпийские игры запомнились не только воссоединением Spice Girls и эффектным приземлением Елизаветы II на лондонский Olympic Stadium. В разгар баскетбольных женских состязаний там случилось еще кое-что, достойное вирусного «шера» и «репоста». Центровая сборной Франции Изабель Якуба в один из самых ответственных моментов матча получила внезапную порцию эндорфинов, причем так, что никакой МОК не подкопается: бойфренд спортсменки внезапно поднял плакат с надписью «Выйдешь за меня?». Ответ получился красноречивым – с улыбкой на лице Изабель совершила марш-бросок в сторону победы – видимо, чтобы поскорее покончить с долгами перед родиной и оказаться в объятиях жениха-оригинала. Не все спортивные эксперты были в восторге от подобной мотивации, но ни в одном своде строгих правил «прием» эмоций не запрещен. Газеты быстро запестрели заголовками о новом виде допинга – эмоциональном. И явление, которое едва ли не всю историю человечества является одной из его движущих сил, получило, наконец, свое лаконичное название.
Принять пару граммов радости в ответственный момент – действие, распространенное не только среди спортсменов-полубогов. Мы, простые смертные, тоже грешим этим приемом, порой сами того не замечая. Наше желание «жить, творить и любить», как многие знают по себе, – штука довольно переменчивая. А все потому, что в нас идет вечная внутренняя борьба. И вовсе не поэтических противоположностей, а прозаических гормонов с труднопроизносимыми названиями. Те, что зовутся эндорфинами, а в простонародье «гормонами радости», например, вынуждены перманентно воевать со своими антиподами – нейромедиатором дофамином (ответственным за прокрастинацию) и гормоном печали (который выявили в ходе эксперимента над полевыми мышами, но вот уже несколько лет не могут придумать ему достойное сложное имя).
Норма позитива
Для того чтобы убедиться, насколько эффективен эмоциональный допинг, просто вспомните, с какой прытью вы беретесь за работу после долгожданного отпуска. Причем вовсе не важно, занимались ли вы на даче медитативным сбором клубники или рассекали на яхте по Лазурному Берегу, игриво помахивая шелковым платком в сторону объективов папарацци. Нет, второй вариант, конечно, вообще беспроигрышный по части подзарядки, но и простые человеческие радости никто не отменял. Тем более что уровень упаднических настроений и необходимая для их устранения доза эмоций у каждого сугубо индивидуальная. Например, иллюстратор Гаранс Доре, которая прямо-таки излучает позитив в каждом посте своего блога, уверяет, что одним из главных источников эмоций для нее является банальный Интернет. По словам француженки, там она находит вдохновляющих людей, снимки красивых мест, описания арт-объектов и называет это все не иначе как «нескончаемым потоком картинок и вдохновения», который и помогает ей двигаться дальше по жизни.
Другое дело − если сузить ресурс получения своей порции эмоционального допинга только до Сети, можно получить и обратный эффект. С одной стороны, вы можете, не вставая с дивана, подсматривать за Вселенной вместе с космонавтом-испытателем Олегом Артемьевым (@olegmks), постигать мудрые истины с тибетским монахом (@gdax) или путешествовать без устали по всему миру с визуально одаренным тревел-блогером Джессикой Штейн (@tuulavintage). Но, с другой стороны, весь этот калейдоскоп чужих позитивных эмоций может ввести нас в едва ли не депрессивное состояние от осознания того, как бесцельно протекает наша жизнь.
Но и тут есть положительные аспекты с точки зрения получения своей порции побуждающих к действию гормонов. Банальная зависть в сторону тех, кто живет интереснее и насыщеннее, может помочь вытравить из себя, в конце концов, коварного ленивца дофамина и побудить к действиям. Конечно, очевидно, что далеко не все способны крутить планету на указательном пальце одной руки. Но попробовать хотя бы ненадолго выйти за пределы своей зоны комфорта и сделать то, чего не совершал раньше – самый безболезненный и верный способ получить свою порцию эмоционального допинга. Оно того стоит!
Совершать сверхпоступки не стоит, например, вы можете просто присоединиться к минимальной дистанции в городском забеге – два километра не потребуют от вас годичной подготовки, зато прилива радости хватит минимум на неделю. Не исключайте из этого списка и благотворительность, особенно адресную. Выбрав конкретного ребенка из детского дома и поздравив его с днем рождения, вы зарядите друг друга эмоциями на месяцы вперед и уж точно пересмотрите отношение к своей «скучной» жизни. В конце концов, сделайте что-то своими руками: сварите необычное варенье, смастерите этажерку (за интерьерными идеями, кстати, можно подсматривать в инстаграм-аккаунтах @apartmenttherapy и @ohhappyday) или разошлите друзьям самодельные открытки (YouTube пестрит туториалами на эту и другие темы из раздела «Умелые ручки»). Пожалуй, не стоит объяснять, что суть этих ритуалов не только в том, что вы приносите радость и умиротворение себе любимой: порцию этих важных для жизни «витаминов» получают и ваши близкие, отчего личный запас эндорфинов увеличивается еще в несколько раз.
Арт-завод
Куда сложнее с эмоциональным допингом дела обстоят у людей глубоко творческих (или тех, кто хочет таковыми казаться). Большинству творцов строить и жить помогает не что иное, как драма. Намеренно или подсознательно уверовав в расхожее мнение о том, что художник должен быть голодным и несчастным, Эдгар По, например, прозябал, отказываясь от любой помощи родственников. Оскар Уайльд в конце жизни спустил все деньги на выпивку и не нашел средств, чтобы вылечить простуду (от чего и скончался). А Огюст Роден терроризировал больной любовью и себя, и молодого скульптора Камиллу Клодель, которая после пережитого урагана эмоций оказалась в психиатрической лечебнице. «На московских изогнутых улицах» методично «умирал» и Сергей Есенин, Владимир Маяковский укутывался с головой в ядовитую любовь, а у поэтов Серебряного века эмоциональные терзания вообще были одним из главных пропусков в их элитарный клуб. Недаром Константин Бальмонт уверенно выводил чернилами: «Есть красота в постоянстве страдания и в неизменности скорбной мечты».
Все эти случаи роднит не столько клинический аспект, сколько то, что поплыви все эти люди по течению и найди себе добрых менторов (как это делают многие их популярные современные последователи), они могли бы, как и все простые обыватели, прожить долгую счастливую жизнь. Ведь для того чтобы вдохновиться на конъюнктуру, достаточно и взгляда на маковое поле или прогулки в соломенной шляпке по набережной. Но в том-то и суть, что муки творчества потому так и зовутся, что без слома и надрыва создать что-то «на века» получается у единиц. Хотя тот же Энди Уорхол смог прожить вполне успешную жизнь, не вгоняя себя в предсуицидальные состояния. Но это, конечно, другой случай: художнику хватило запаса травм из детства, начиная с тяжелой болезни, сделавшей его школьным изгоем, и заканчивая ранней смертью отца. Кстати, именно его детище – «Фабрика» и собравшиеся там «суперзвезды Уорхола» – стало своеобразной квинтэссенцией эмоционального допинга для творческих и тонких натур. В серебряных стенах манхэттенской студии «творческая молодежь» получала весь спектр эмоций – от безудержного веселья до невыносимого горя. Вот только они же (точнее, она – бедная богатая девочка Эди Седжвик) наглядно и показали, что от эмоционального допинга, как и от любого другого, тоже бывает передозировка с классическим грустным финалом.
Конечно, на фоне эмоциональных потрясений можно создать свое лучшее произведение (проект, исследование и т. д.). Из недавних примеров – шестой студийный альбом Бейонсе, написанный на выдохе после измены мужа и своим накалом страстей подаривший певице рекордные 93 балла из 100 возможных на платформе-агрегаторе Metacritic, собирающем воедино отзывы критиков со всего мира. Но если вы не икона феминисток и поддержку в своих выстраданных начинаниях получите не от миллионов фолловеров, а от мамы и сестры, то лучше поучиться искусству получения эмоционального допинга у антипода Бейонсе – Ким Кардашьян. Человек беззаботно фланирует по миру и вечеринкам, примеряет меха, корсеты и кольца с самой высокой каратностью, а единственные проблемы, которыми она делится с миром, сводятся к ее неудовлетворенности формой своей груди после родов. Как видно, эмоций у нее в жизни тоже предостаточно, вот только без ущерба производству. Я, конечно, здесь утрирую, но в этой линии поведения есть определенный смысл – важно делать то, что приносит радость конкретно вам без оглядки на мнение окружающих. Ведь, к счастью, в эмоциональном допинге запрещающие препараты и приемы выбираем только мы сами.
Книги, которые помогут научиться дозировать свои эмоции во благо душевного равновесия и развития.
Адам Грант «Оригиналы. Как нонконформисты двигают мир вперед»
На примере Микеланджело, Мартина Лютера Кинга, Джорджа Вашингтона и других людей нестандартного толка нам повествуют о том, как сделать свой и окружающий миры лучше, выходя за пределы своей зоны комфорта.
Адам Куртц «1 страница в день»
Графический дизайнер из Нью-Йорка придумал отличный блокнот, который дарит вам положительную эмоцию каждый день – от призыва описать своих лучших друзей (и напоминания позвонить им) до просьбы нарисовать себя старшеклассником. Увлекает, расслабляет и радует.
Дэвид Бирн «Записки велосипедиста»
Вдохновляющая история музыканта, обладателя «Грэмми» и «Оскара» о том, что если и отправляться за эмоциями в дальние края, то делать это лучше нетривиально, например, на велосипеде.