Назад в будущее: исполнители и группы, которые предугадали тренды в музыке
В современной музыке не так много исполнителей, которые своим творчеством предвосхитили на годы или даже десятилетия будущие тренды и целые жанры. Владимир Сиваш рассказывает о некоторых уникальных случаях.
The Last Poets
Образованная в конце 60-х в Гарлеме группировка темнокожих, куда по большей части входили бывшие заключенные, интуитивно создавала композиции, похожие на хип-хоп и рэп. Причем делали они это за 8-10 лет до возникновения хип-хопа как такового безо всякой претензии на его изобретение. The Last Poets комбинировали упругую минималистскую уличную перкуссию с начиткой, а не с пением. Подобная поэзия включала в себя американскую традицию spoken word, культуру ямайских MC-зазывал «тоастинг», нью-йоркские скороговорки spiels, что в сумме напоминали ранний рэп. К тому же вещали парни из Гарлема о борьбе афроамериканцев за свои права, их лирика была протестной и агрессивной. На рубеже 60-70-х команда выпустила несколько альбомов, благодаря которым спустя годы The Last Poets назовут праотцами хип-хопа и в ноги им будут кланяться все – от Public Enemy до Канье Уэста.
Слушать: альбомы The Last Poets (1970), This Is Madness (1971)
Isaac Hayes
Айзек Хейз – общеизвестная мировая величина соула, соул-фанка, ритм-н-блюза. Но также его работы – особенно ранние, конца 60-х – начала 70-х, – можно рассматривать под другим углом. Целый цикл песен Айзека или выполненных им каверов здорово смахивает на трип-хоп 90-х. Специфическая замедленная ритмика, туманно-дымчатая атмосфера, мерклые тона, будто бы растянутые в пространстве струнные и духовые. К тому же Хейз вместо привычных для 60-70-х трехминутных шлягеров принялся сооружать треки на 10, 12, 18 минут, где длиннющие инструментальные блоки как раз и вызывают ассоциации с бристольским движением. То есть Айзек играл нечто вроде неэлектронного трип-хопа за 20 лет до его появления. Более того, все звезды жанра этого и не отрицают. Не говоря о том, что Massive Attack, Portishead, Hooverphonic и прочие буквально растащили песни Хейза на сэмплы.
Слушать: альбомы …to Be Continued (1970), Hot Buttered Soul (1969)
Charanjit Singh
Индийский кинокомпозитор Чаранжит Сингх в свободное время от написания оркестровых саундтреков к болливудским фильмам в начале 80-х баловался с первыми драм-машинами и цифровыми синтезаторами – аппаратами из линейки фирмы Roland: TB-303, TR-808, Jupiter-8. С их помощью он накропал альбом Ten Ragas To A Disco Beat. Представленная в нем музыка в 1982-м показалась людям чудовищно скучной, странной, недоделанной. А ведь на самом деле диск звучал как прото-хаус или даже эйсид. Только понять это можно было лишь через три-пять лет, когда хаус стал заявлять о себе в США. Таким образом, пластинку задвинули на дальнюю полку и забыли о ней. Обнаружили запись случайно аудиодиггеры уже в наши дни и буквально прозрели: хаус/техно из Бомбея за полдекады до пришествия хауса/техно в Чикаго и Детройте. Лонгплей, конечно, переиздали, обозначили культурологическим артефактом, а Сингху воздали всяческие почести.
Слушать: альбом Ten Ragas To A Disco Beat (1982/2010)
Erik Satie
Ярчайший пример визионера, опередившего время на более чем полвека. Помимо композиторских достижений знаменитого Эрика Сати, оцененных современниками при его жизни, в частности на ниве импрессионизма и неоклассицизма, француз также придумал «меблировочную музыку» в конце XIX века , а в начале XX развил ее. Основанные на многократно повторяющихся простых фрагментах произведения, предназначенные сугубо для фона, а не вдумчивого прослушивания, без начала-конца, сформулированной идеи, прикладные «звуковые обои». 100-120 лет назад «меблировочную музыку» сочли шуткой, если не глупостью. Однако в середине и второй половине XX столетия именно эти эксперименты Сати оказались базисом, прямой предтечей сразу нескольких жанров: репетативного минимализма, эмбиента и muzak’а.
Слушать: Erik Satie / Alan Marks «Vexations» (1893/1990), Ars Nova Ensemble «Erik Satie (1866-1925) Selected Works» (1983)
Death
Братское трио из Детройта, на заре 70-х исполнявшее грязные гитарные боевики, взвинченный шумный гараж. С высоты последующих десятилетий стало очевидно, что агрессивные песни Death – по сути, панк-рок или же прото-панк. Причем сыгранный афроамериканскими юношами в Америке на несколько лет раньше, чем белые англосаксы принялись практиковать подобное в Британии. Death распались к началу 1977-го – в год, когда панк обрел очертания. Поэтому в истории направления детройтские братья практически никак не были отмечены. Вспомнили о них лишь в текущем веке – теперь о Death как о пионерах стиля и еще одном удивительном зигзаге времени на шкале музыкальной хронологии снимают фильмы, пишут модные издания..
Слушать: сборник …For The Whole World To See (1974-1975/2009)