В PinchukArtCentre открылись новые выставки
В пятницу, 20 мая, в PinchukArtCentre открылись сразу 4 новых выставки. Одна из них посвящена трагедии в Бабьем Яру, произошедшей 75 лет назад. Три других представлены в рамках новой инициативы «Исследовательская платформа», которая знаменует новый этап развития выставочного пространства.
В групповой выставке «Утрата. Памяти Бабьего Яра» объединены работы трех художников. «Это не прямая интерпретация темы Бабьего Яра, – говорит куратор выставки Бйорн Гельдхоф. – Мы пригласили художников, которые, по нашему мнению, могут посмотреть на эту трагедию под другим углом, но при этом могут быть восприимчивыми настолько, чтобы их работы тронули нас». Кристиан Болтански, чьи предки были родом из Одессы, поднимает тему забвения в коллективной памяти. Его инсталляция «Путь к Бабьему Яру» (2016) – корридор из металлических ящиков и сваленной в кучу одежды – напоминает о трагических событиях, произошедших в Киеве в 1941 году, когда в Бабьем Яру были убиты тысячи мирных жителей. Сгоняя евреев на место массовой казни, их просили брать с собой ценные вещи и документы, которые зачастую хранили в жестяных коробках. Перед расстрелом документы сжигали на глазах у людей, давая им понять, что уничтожают не только физическое тело, но и стирают из истории их личность.
Старые работы Дженни Хольцер Lustmord Table (1994), созданные во время войны в Югославии, рассматривают акт насильственного убийства на сексуальной почве с трех точек зрения: жертвы, насильника и стороннего наблюдателя. В контексте выставки они напоминают, что насилие – это политический инструмент. В отличие от монументальной работы Болтански, которая понятна без комментариев, в этом случае осознание как раз приходит через слова и воспоминания.
Третью часть экспозиции создала бельгийская художница Берлинде де Брёйкере. Ее работы, созданные из воска, полиэстера и железа, сделаны под впечатлением от наблюдения процесса обработки шкур животных на бойне, но напоминают человеческую кожу. Она противопоставляет смерть в одиночку и групповую смерть. «Когда мне предложили создать работы для выставки в PinchukArtCentre, я стала читать и трагедии в Бабьем Яру, и это меня тронуло эмоционально. Однако я хотела сделать свои работы более абстрактными. Я хочу, чтобы посетители нашли свое прочтение, были открытыми настолько, чтобы добавить свои личные чувства в отношении моих работ».
Необходимость создания «Исследовательской платформы», которая станет долгосрочным проектом PinchukArtCentre, Бйорн Гельдхоф объясняет так: «Мы хотим инвестировать в исследование украинского искусства, чтобы обобщить его историю начиная с 1980-х годов и по сегодняшний день. Хотим показать публике частные архивы. Страна изменилась, и художественная институция также должна измениться». «Платформа» будет включать в себя три направления: исследовательские выставки, экспозиции архивов PinchukArtCentre и создание новых работ современного украинского искусства. Также в ближайшее время на четвертом этаж арт-пространства откроется библиотека искусства, в которой можно будет работать по предварительной записи. За дизайн библиотеки отвечал Слава Балбек.
Первые выставки в рамках «Исследовательской платформы» – это «Вина», которая исследует тему личного выбора и ответственности за него и относится к радикальным акциям и перформансам 1990-х, когда художники делали попытки переосмыслить послевоенную историю, что вызывало чувство дискомфорта у зрителя, который получил «прописанный» исторический шаблон из образования и СМИ. Экспозиция включает работы Сергея Браткова, Никиты Кадана, Алевтины Кахидзе, Юрия Лейдермана, Николая Ридного, Леси Хоменко, Группы быстрого реагирования, Фонда Мазоха. «Превращение» отражает переходные процессы в современном украинском искусстве в 1980-2000 годах. В этой части представлены художники Олег Голосий, Эдуард Колодий, Александр Ройтбурд, Василий Цаголов, Илья Чичкан, Светлана Мартынчик и Игорь Степин, Институция нестабильных мыслей (Александр Гнилицкий и Леся Заяц). Третья часть, «Выставка» Лады Наконечной, собрана из фрагментов старых произведений художницы, лишенных своего контекста и, таким образом, получивших новую трактовку.
Выставки «Утрата. Памяти Бабьего Яра», «Исследовательская платформа: Превращение» будут работать до 8 января 2017 года. Выставка «Исследовательская платформа: Вина» продлится до 2 октября 2016 года, а «Исследовательская платформа: Выставка», выставка Лады Наконечной» до 4 сентября 2016 года.
Фото: PinchukArtCentre, Елена Заяц