X + Y: как ужиться на работе представителям разных поколений
Как ужиться на работе представителям разных поколений? Рассказывает Инна Татолова.
Когда-то в рамках школьной программы нас заставили читать роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В то время как в 16 лет куда более волнительной казалась история любви героев «Накануне» – мечтательницы Елены и идеалиста Дмитрия, завершившаяся трагическим финалом. Но учительница литературы в таких красках расписала нам вопросы generation gap – «разрыва поколений», что ее энтузиазм оказался заразительным, и мы настрочили сочинений, пытаясь провести параллели (наверняка очень смешные) со своим личным опытом и нынешним временем.
Название и объяснение этому глобальному явлению нашли еще в 90-х годах прошлого столетия. Двое ученых – Уильям Штраус и Нил Хоув – детально изучали людей из разных эпох, начиная с XVI века. В результате им удалось сформулировать так называемую «теорию поколений», согласно которой в обществе выделяются четыре архeтипа: «пророки», «странники», «герои» и «художники». Любопытно, что каждые два десятилетия эти поколения сменяют друг друга и повторяются примерно каждые 80 лет. На сегодняшний день, согласно теории Штрауса и Хоува, человечество состоит из представителей таких поколений:
- GI, или поколение победителей (1901-1924, «герои»);
- молчаливое поколение (1925-1942, «художники»);
- беби-бумеры (1943-1960, «пророки»);
- поколение X (1961-1981, странники);
- поколение Y, миллениалы, или «нулевые» (1982-2004, «герои»);
- поколение Z (с 2005-го, «художники»).
Отличия между ними видны невооруженным глазом: они проявляются не только во взглядах на жизнь, но и в способах подъема по карьерной лестнице. Сегодня на рынке труда активны представители трех поколений – беби-бумеры, X и Y. В силу возраста и опыта беби-бумеры – это специалисты высокого класса, основная задача которых – передавать знания следующему поколению. Для них важны не только материальные «плюшки», но и моральное поощрение. Поколение Х – это современные «большие боссы», занимающие ответственные позиции. Им жизненно необходимо учиться и получать новые знания, посещать тренинги и семинары, искать работу, которая может вывести их на следующий уровень. Деньги для них тоже очень важны. Высокая зарплата – залог безопасности и источник нерушимой свободы.
Своим приходом на рынок труда миллениалы (недаром они относятся к архетипу «герои» – это примерно как суперлюди пришли и навели порядок в Готэм-сити, но на самом деле усложнили механизм взаимодействия внутри города в разы) перевернули все с ног на голову. Они разрушили стереотипы, на которых долгие годы держалось представление о приемлемом образе жизни и хорошей работе. «Игреки» не считают нужным экономить или откладывать на что-то. Согласно исследованиям, 78 % миллениалов склонны отказываться от покупок тех или иных вещей, предпочитая инвестировать львиную долю месячного бюджета в путешествия и впечатления. Встряхнули «нулевые» и рынок потребления. Эти молодые люди хотят, чтобы производители доказывали им собственную ценность и раскладывали по полочкам, зачем их продукцию стоит покупать. Маркетологи, выпуская горы пособий на тему «как привлечь миллениала», готовы биться за их внимание, равно как и работодатели. Лучшая форма занятости для «игреков» – интересный проект, обязательная составляющая которого – хороший коллектив. При этом оплата труда должна быть не только высокой сразу, но и увеличиваться соизмеримо с успехами. Все описанное выше – идеальный расклад, а что же происходит на самом деле?
Рост напряженности на работе между поколениями Х и Y – феномен нынешнего времени. Первые недовольны ответственностью и результатами вторых, обвиняя их в голос в таких грехах, как:
- повышенные запросы – молодое поколение специалистов не видит ничего зазорного в том, чтобы попросить увеличить им зарплату после двух-трех месяцев работы;
- быстрая потеря интереса к заданиям и лояльности к руководителю – из-за огромных ежедневных потоков новой информации «нулевые» склонны быстро утрачивать свою заинтересованность в чем-то, отправляясь на поиски новых вершин;
- смещенные приоритеты – миллениалы прекрасно знают, что такое work-life balance, и стремятся его соблюдать. Да, они будут болеть за общее дело, но только до 19:00 по будням;
- низкий уровень ответственности – «игреки» часто опаздывают и не соблюдают дедлайны, что не добавляет положительных эмоций строгим и пунктуальным «иксам».
Эти разногласия и сталкивают лбами в офисном пространстве две противоположности – X и Y. Однако есть один общий нюанс, способный их в конечном итоге примирить. И тем, и другим в условиях кризиса достаточно сложно найти если не работу мечты, то хотя бы приемлемое место. По статистике к 42 годам человек успевает сменить около 10 работ, а в 50 имеет стабильную занятость. Если постоянство не наступает, а уверенности в завтрашнем дне нет, появляется повод паниковать. Чтобы удержаться в топе сегодня, специалисту приходится менять свое рабочее амплуа как минимум раз в три-четыре года, к чему многие «иксы», например, не готовы.
Кроме того, большая часть из них не бредит технологиями и не поспевает следить за всеми новостями, что у следующего поколения получается «на автомате». А представьте себе ситуацию, когда начальником «икса» назначили «игрека»! Первой реакцией почти наверняка будет чувство уязвленности, а затем протест, который затормозит всю работу. И вот в этот момент стоит выдохнуть, сказать себе «тряпка, соберись!» и твердой рукой очертить круг своих преимуществ. Возможно, даже вокруг «трупа» миллениала-конкурента, если он вам настолько немил, что не дает жить. Итак, поколению Х стоит попробовать следующее.
- Сделать ставку на опыт. У вас его предостаточно и, что главное, за него готовы платить. Поэтому не забывайте постоянно намекать другим на широкий спектр своих профессиональных знаний, который поможет найти правильное решение в нужный момент.
- Следить за последними тенденциями в вашей области. В английском языке, например, существуют такие понятия, как out of fashion («вышедший из моды») и up-to-date («новейший, соответствующий современным требованиям»). Сочетание глубокого понимания предмета со способностью обновлять его в такт с нынешним временем делает из вас бесценного специалиста.
- Подключить контакты. В силу того, что вы далеко не вчера выпустились из университета, у вас, скорее всего, за годы собралась внушительная записная книжка, в которой обязательно найдется бывший коллега, бизнес-партнер или клиент, который поможет открыть нужную дверь. Не стесняйтесь (или не ленитесь) регулярно обновлять аккаунты в таких соцсетях, как LinkedIn и Facebook. Может случиться так, что работа сама вас найдет.
- Рискнуть. Изменить профиль деятельности после многих лет работы – морально не простая, но физически вполне посильная задача. Проанализируйте: возможно, вы работаете в умирающей или невостребованной отрасли, так зачем тратить на нее силы, если можно во что-то другое вдохнуть жизнь? Или попробуйте сделать то, о чем вы мечтали лишь в качестве хобби – может быть, людям вокруг вас это окажется нужнее, чем безликая офисная работа с десяти до семи.
Миллениалам же поможет взять верный курс на рынке труда следующее.
- Выбрать одно направление. Хотя бы на некоторое время. Масса возможностей вокруг и мир без границ толкают нас к стремлению попробовать себя в самых разных профессиональных ролях. Но не стоит гнаться за всем сразу – лучше сосредоточиться на конкретной сфере и развиваться именно в ней. Можно даже поставить себе дедлайн, и, если по мере приближения к нему результаты будут неутешительными, искать себе альтернативное применение.
- Создать стартап. Не стоит зацикливаться на том, что собственный бизнес – просто дань моде. Это действительно занятие, которое может принести поколению Y свободу, материальную независимость и профессиональную самореализацию. Ясно, что более 90 % стартапов, как правило, обрастают последствиями в виде неудачных идей, плохих сотрудников или недобросовестных инвесторов. Зато вы приобретете опыт, который на второй, третий, пятый раз «выстрелит» в нужном направлении. Да и в корпорацию уйти никогда не поздно.
- Искать новые возможности. Поскольку мы живем не в самой прогрессивной стране, у нас многого пока нет. Именно на этом дефиците предметов или впечатлений уже построило свой бизнес немалое количество людей. Читайте прогрессивные издания, изучайте во время путешествий, как работают определенные вещи в других странах, – какая-нибудь идея в голову обязательно придет.