5 типов токсичных коллег
Каждый из нас сталкивался в офисе с людьми, которые своим токсичным поведением разрушают нормальную рабочую атмосферу и демотивируют коллег. Анастасия Андреева на личном опыте попыталась разобраться с вопросом.
Моей второй работой в жизни была должность секретаря в одной небольшой компании. Офис находился в самом центре города, зарплата по тем временам – весьма неплохая, и я очень старалась вникнуть во все нюансы работы. Увлеклась так, что до меня не сразу дошло – вокруг постоянно бушевали ураганы. Директором компании был двухметровый широкоплечий и громогласный мужчина, и каждый раз, когда он заходил в офис, я чувствовала какие-то странные вибрации. Исходили они от сотрудников, которые, как кролики перед броском удава, вдруг замирали и начинали себя вести по-другому – сухо, стараясь максимально слиться с рабочим местом, а все их передвижения были похожи на отчаянные маршброски.
Когда директор уехал в командировку на неделю, офисные «мумии» ожили, и мне удалось выпытать у них, что все до икоты боятся его гнева, а в компании жуткая текучка. Начальник по умолчанию считал всех тупицами и бездельниками и время от времени подбегал к чьему-то столу, выворачивая содержимое тумбочек на пол (я не преувеличиваю!) в поисках доказательств, что нанятые им люди занимаются в рабочее время личными делами. Продержалась я там ровно месяц (не прошла испытательный срок), чему, честно признаюсь, была даже рада: боюсь себе даже представить эффективность подобного менеджмента в долгосрочной перспективе.
Читайте также: БУЛЛИНГ НА РАБОТЕ: КАК РАЗЛИЧИТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ
Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, различие между коллективами, саботирующими свою работу, и сплоченными командами на 70% зависит от качества отношений между людьми.
По сути, даже один токсичный коллега способен подорвать нормальный рабочий процесс и мотивацию всех членов команды. Это чревато убытками с точки зрения бизнеса, но также оборачивается кошмаром для сотрудников. Которые от столкновения с токсичными людьми в офисе начинают испытывать реальный сильный стресс, что показало исследование департамента биологической и клинической психологии университета Фридриха Шиллера.
Кстати, мой личный опыт с тем начальником был далеко не единичным в карьере – почти на каждой работе находились сотрудники, которые старались (и некоторым удавалось) психологически выбить из равновесия, причем разными способами. Если абстрагироваться и перестать повторять «значит, заслужила» и «со мной что-то не так», можно найти увлекательное занятие – классифицировать токсичных коллег. Вот мой любимый топ:
Безумцы
Именно к этой категории людей я отнесла моего шефа, который никак не контролировал приступы гнева. Безумцы – тяжелый случай, потому что их действия не поддаются логике обычного человека. Они «стартуют» гиперэмоционально, хаотично и агрессивно, чередуя приступы с акциями «доброты». «Ну подумаешь, шеф покричит, но в целом он классный мужик», – примерно такую фразу повторяли «выжившие» в офисе, который я описала выше. Наверное, для мазохиста сойдет, но если хотите идти вперед и вверх, лучшее, что можно сделать, столкнувшись с таким поведением, – бежать.
Читайте также: ОФИСНЫЙ СТИЛЬ: 6 MUST-HAVE КАЖДОЙ РАБОТАЮЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ
Избирательно глухие
У моей подруги была шефиня, которая выбирала себе любимчиков (ненадолго) в коллективе, а затем показательно сбрасывала их с пьедестала. Как это происходило? Просто начинала их полностью игнорировать, не отвечать на прямые вопросы и рабочие письма и даже могла попросить выйти из кабинета, потому что ей твое присутствие неприятно.
Это, конечно, скорее клинический случай, но не редкость, когда одни коллеги намеренно игнорируют других – и вот тут интересно докопаться до причины. Возможно, их лично задело какое-то небрежно брошенное в их адрес слово или тон письма (такое иногда бывает, и с этим можно разобраться, поговорив тет-а-тет). Чаще всего бывает, что в вас чувствуют угрозу – конкуренцию своему участку работы или должности, и тогда вас игнорируют намеренно, стараясь оградить от разного рода важной информации. Могут не звать на совещания или на встречи с клиентами, и если это отражается на результате работы, не стоит молчать – нужно поднять этот вопрос с боссом или на общем собрании отдела. Не переходя на пинг-понг в стиле «а он! – а она!», но четко обозначив, для каких рабочих целей вам необходима полная информация или личное присутствие.
Сплетники
Как-то я устроилась на работу в компанию, в которой было много отдельно действующих подразделений. Все они располагались в общем большом офисе, и начальница одного из отделов поначалу казалась приветливой для новичка – расспрашивала, где я до этого работала, какие у меня впечатления от новых коллег, начальника и офиса в целом. В ответ она делилась инсайтами про офисную жизнь. На самом деле девушка была гениальной не в умении дружить, а собирать сплетни и плести настолько лихо закрученные интриги, что из-за них периодически перетряхивало весь офис.
Поняв, что к чему, я минимизировала с ней общение, стараясь ограничиться кратким «привет» и улизнуть при первой же возможности, но даже это не помогало. Надо признать, она была верховным магистром сплетен: если ты не рассказал ей чего-то напрямую, она донимала твоих ближайших коллег… додумывала и выдавала свою версию событий, при этом умело закидывая «сеть» на весь офис – рассказывая разным людям слегка разные версии событий или сообщая новости частями. Она же была вхожа в кабинет директора, так что тот был в курсе всех «дел», но ничего не предпринимал – видимо, считал полезной эту роль «лесного санитара». Мое терпение и вера в эту компанию окончательно лопнули, когда девушка инициировала собрание, на котором весь офис публично должен был порицать одного из коллег за какой-то проступок.
Читайте также: ОФИС С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ТЕЛА: 5 УПРАЖНЕНИЙ И 5 ПЕРЕКУСОВ
Нестабильно эмоциональные
Иногда таких людей называют «энергетическими вампирами», но мне такое определение совсем не нравится. Эмоциональные люди часто вносят оживление в коллектив, делая отношения более близкими и теплыми, но есть и те, что ведут себя, как взбесившийся светофор, «мигая» туда-сюда – от крайней радости до полного негатива. Часто это люди, отчаянно ищущие одобрения окружающих, внимания. Для них это привычный способ самоутверждения. Самое неприятное, что ты никогда не знаешь, придет ли человек сегодня на работу в хорошем настроении и будет любить всех (иногда слишком уж навязчиво), либо явится в плохом, и тогда каждое твое слово, взгляд или жест будут восприняты в штыки.
Подруга рассказывает, что в их коллективе работала такая девушка, которая по очереди умудрялась достать всех, и ожидание, кто же сегодня впадет в немилость, было порой мучительным. Еще сложнее, когда такие люди наделены властью – и тогда ты будешь обязан сидеть с ними в офисе до полуночи, даже если ты пришел в девять утра и переделал все дела – они-то включились в работу лишь к вечеру. Могут стучаться к тебе во все возможные мессенджеры по ночам и требовать немедленного ответа. Мне кажется, в данной ситуации нужно осмелиться на твердую позицию – предъявить сделанную работу, объяснить, что с 19-00 наступает твое личное время, и утром ты будешь снова готова сворачивать горы. Косых взглядов и выражений недовольства не избежать, но в некоторых случаях тактика четкого разделения «работа-личное время» может сработать.
Отличники
Признаюсь, с годами я научилась эмоционально ограждать себя от воздействия людей, которые повышают голос, вяло общаться со сплетниками, чтобы они утратили интерес, и подыгрывать гиперэмоциональным людям в их позитивной фазе и избегать их в негативе. Но категория «отличников» или «комсомольцев», как я их называю, – токсичных коллег, которые держатся на плаву, принижая заслуги других, пытаются все до незначительных мелочей контролировать и строчат бесконечные письма с копиями на всю Вселенную, а также жалобы начальству, для меня до сих загадка. Как правило, при личных встречах такие люди отгораживаются фирменной улыбкой и многократно подчеркивают, что все их действия – исключительно во благо компании. Когда их «припрут к стенке», они найдут сто железных аргументов в пользу своей позиции, а вам лишь останется ссылаться на интуицию, что что-то где-то идет не так.
Токсичные «отличники» часто зеркалят высказывания не полюбившихся им коллег, любое телодвижение принимают как вызов и понемногу отжимают ваше жизненное пространство в офисе. Самый эффективный способ сосуществования с такими монстрами, – это выстраивать многочисленные «заборчики» между вами, переустанавливать границы в общении из раза в раз и действовать их же методами. Пробиться сквозь броню, выяснить причины поведения, выманить человека на откровенный разговор – честно, во всех таких попытках я потерпела фиаско. А все потому, что человек наглухо сросся со своим паттерном поведения и защищает его изо всех сил.
Если вы думаете, что на этом типы токсичных коллег заканчиваются, то нет – их гораздо больше, например, всезнайки, которые не хотят учиться, зато уверены в своей правоте и хотят насильно вам ее навязать; задиры, не выросшие из школьных штанишек, которые выбирают себе жертву – объект шуток и издевок на регулярной основе. Как противостоять токсичным коллегам? Я бы разделила стратегию поведения на две части: ментальную и физическую.
Ваши мысли
Во-первых, позаботьтесь о себе. Если вы в хорошем настроении, чувствуете себя полным сил, уверенным в том, что делаете и говорите, и знаете, что, помимо работы, у вас яркая насыщенная жизнь, вряд ли человек «со стороны» выбьет вас из колеи. Поэтому позитивный настрой и любовь и уважение к себе – отличные антидоты.
Постарайтесь найти другой фокус. Поймите, что токсичные люди сосредоточены на себе и вы уж точно не являетесь центром их мироздания, так почему на работе они должны являться центром вашего? Мысленно настройтесь на механику (эффективное исполнение своих обязанностей в течение дня) либо думайте о целях (чего конкретно вы хотите добиться этим проектом или своей работой в компании). Вспомните о спасительном юморе. Проиграйте в голове неприятные столкновения с коллегой, попытавшись найти в них комичный (или даже трагикомичный) компонент – будет чем поделиться с коллегами, юмор объединяет.
Попробуйте медитировать. Научные исследования подтверждают, что медитация снижает уровень стресса, а это нам и нужно вкупе с избавлением от мыслей по кругу.
Выходя из офиса, выбрасывайте мысли о токсичных коллегах из головы – сосредоточьтесь на домашних делах, предвкушении встреч с друзьями или просмотра нового увлекательного сериала.
Помните, что это не навсегда. Сейчас не те времена, когда люди трудились на одном месте всю жизнь. Когда-нибудь вы смените работу, так стоит ли преувеличивать значимость не самого приятного человека в вашей жизни?
Читайте также: КАК ПЕРЕСТАТЬ ВОЛНОВАТЬСЯ О МНЕНИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ: 7 СПОСОБОВ
Ваши действия
Если рабочая ситуация начинает вас раздражать, постарайтесь вызвать коллегу на честный открытый разговор. Возможно, он неправильно интерпретировал ваши действия или боится конкуренции с вашей стороны и потому ведет себя вызывающе. Или даже не осознает, насколько расстраивает вас своим поведением. Во многих случаях отношения могут стать лучше либо человек потеряет интерес к вам как объекту своих токсичных действий.
Поговорите с начальником отдела кадров или биг боссом. К этому разговору нужно основательно подготовиться – убрать эмоции, собрать факты и указать на моменты, которые мешают вашей эффективности на рабочем месте. Если шеф опытный руководитель и адекватный человек, он постарается разобраться в ситуации и пресечь подобное поведение. Не помогает, когда начальник предрасположен к токсичному коллеге, – скорее всего, при каждом удобном случае тот представляет шефу картину, перевернутую с ног на голову.
Не опускайтесь до уровня токсичных коллег. Спортивный азарт, подковерная борьба их же методами – на это точно способен человек, которым вы хотите быть? К тому же «баттл» рискует перерасти в вялотекущую бесконечную войну, а ваша мотивация на работе будет перманентно снижена, потому что подобные действия требуют больших эмоциональных и умственных ресурсов. Будьте выше этого, и тогда до вас не смогут допрыгнуть.
Намеренно устанавливайте границы. Здоровое и уважительное отношение друг к другу должно быть правилом по умолчанию в любом офисе, поэтому если кто-то переходит черту – тут же указывайте ему на это в уважительной форме. Дайте понять, что можете таким образом защитить себя и не будете терпеть лишенные логики нападки.
Физически дистанцируйтесь. Если вы знаете, что эмоционального всплеска рядом с токсичным коллегой вам не избежать, старайтесь контактировать с ним как можно реже. Конечно, это сложно сделать, когда он сидит рядом с вами, но можно, например, воспользоваться наушниками и сделать вид, что отрывать вас от работы ну никак нельзя.
Наладьте отношения с другими коллегами. Чем больше у вас «теплых контактов» на работе, тем приятнее каждый день собираться в офис. Поэтому найдите своих людей, чья поддержка – отличный антистресс.
Статистика
- После столкновения с токсичными коллегами 38% людей намеренно снижают качество своей работы.
- 12% людей решаются сменить работу после агрессивных нападок начальника или коллег.
- У 78% работников снижается лояльность к компании, если они становятся жертвами токсичного поведения на работе.