Спецпроекты:

Общество

Онлайн-феномен: кто такие призоловы

Как часто вы жмете на кнопки Like и Share в социальных сетях в надежде выиграть в конкурсе? Роман Щербаков рассказывает об особой категории людей – призоловах.

GettyImages-489084929

Обычно по-настоящему мы ценим лишь те вещи, за которые пришлось дорого заплатить. Но, как говорит Эрик Картман из мультсериала «Южный парк»: «Нельзя недооценивать силу халявы». Зачем, например, миниатюрной девушке мужская футболка размера XXL, которую можно купить в любом супермаркете за 100 гривен? Однако, если ту же футболку предложить бесплатно, она, скорее всего, охотно возьмет – чтобы носить ее по дому, надевать в качестве ночнушки или просто толкнуть в Интернете, а на вырученные деньги купить что-то нужное. Увы, сегодня мало кто готов раздавать вещи бесплатно – разве что компании, желающие привлечь внимание к бренду посредством конкурсов с призами. Именно вокруг таких рекламных акций и сформировался особый тип людей, которых за рубежом называют промохантерами, а у нас – призоловами.

После смерти призолова его дети получат в наследство кучу хлама: брендированные кружки и бейсболки, нераспечатанные DVD-плееры и цифровые «фотомыльницы», портативные фонарики и сдутые футбольные мячи, пепельницы и зажигалки, а также брелоки, магниты и годовой запас кошачьего корма. Кладовка современного призолова чем-то напоминает тайники советских граждан времен брежневского застоя, когда доведенные до потребительского отчаяния люди скупали все, что только могли найти в продаже, – авось однажды пригодится. Но если тогда это был синдром Плюшкина как следствие тотального дефицита, то у призолова XXI века проблема иная. С одной стороны, это то, что церковный батюшка назовет мшелоимством (то есть грешной страстью к выгоде), а с другой – банальный азарт и желание почувствовать вкус легкой победы.

Бедный родственник

До эры Интернета главными призоловами были домохозяйки, которые собирали этикетки от йогуртов, вырезали купоны из газет и скупали по 20 пачек кукурузных хлопьев, чтобы получить в подарок миску с ложкой. «Это следствие неудовлетворенной потребности в признании, – говорит психолог и автор проекта “Ладная-Я” Алла Касаткина. – Домохозяйка думает так: получаю призы – значит я чего-то достигла и могу себя похвалить. Больше призов – больше похвалы (и неважно, за что). Еще свою роль играют ограниченные денежные ресурсы, ведь привычки бедности – это любовь к “шаре”, желание сэкономить и неумение реально оценить, во что обходятся эти призы». Сегодня благодаря соцсетям ряды призоловов существенно расширились за счет самых разных слоев населения – например, скучающих офисных работников, которые не знают, как еще убить время до конца рабочего дня, кроме как принять участие в Facebook-конкурсе и получить шанс выиграть путевку на Бали от турагентства или скидку от авиалиний.

28-летняя Ульяна работала проектным менеджером на одном из центральных телеканалов, а потом уволилась, чтобы посвятить себя любимому handmade-бизнесу. Она уверяет, что стала зарабатывать в три раза больше своей и так приличной зарплаты, однако в ее Facebook-хронике каждую неделю встречаются репосты самых разных конкурсов – от розыгрыша бойлера до билетов на футбол и даже шанса получить два бесплатных черных бургера на очередном фестивале уличной еды. «Я не какой-то там шизик, – говорит девушка, – просто кручу ленту новостей и вдруг вижу хорошую возможность урвать интересный приз. Думаю: а почему не попробовать? Нажму like и выиграю мужу новый триммер для бороды! Впрочем, более-менее крупный куш я сорвала лишь однажды, когда выиграла проживание в гостинице Буковеля, да и то лишь на выходные плюс дорогу пришлось оплачивать самостоятельно». Ульяна использует самую популярную механику конкурсных активностей: like-share-win. Однако в призоловстве она новичок, иначе создала бы кучу фейковых аккаунтов, чтобы существенно увеличить свои шансы в random.org.

Принято думать, будто все рекламные акции, конкурсы и розыгрыши – это обман. Вероятность того, что призолова-новичка обведут вокруг пальца, действительно велика. Недавно киевлянам стали приходить sms-ки, мол, поздравляем – вы выиграли Chevrolet Cruze, осталось только перевести на такой-то счет госпошлину в размере 2,5 тысяч гривен, после чего с чеком явиться в автосалон, чтобы забрать новенькую машину. Счет, конечно, был частным, а не государственным, да и в указанном автосалоне о розыгрыше ничего не слышали. К счастью, на такой откровенный развод сегодня вряд ли кто-то клюнет, а вот шумная акция на официальном сайте компании может привлечь уйму народа.

Однако и здесь не стоит питать надежды: «Компании, производящие бытовую технику, часто предоставляли нам несколько единиц своего товара в качестве призов для розыгрыша на сайте и в Facebook, – говорит Карина, работавшая менеджером одного из столичных телемагазинов. – Но они никогда не отслеживали сам процесс, так что формально конкурсы проводились с большим размахом, а по итогу всевозможные мультиварки, утюги и пылесосы “выигрывали” – кто бы вы думали? – родственники сотрудников маркетингового отдела». Понимая, что не все конкурсы честные, призоловы стали объединяться на спецфорумах, чтобы «наказывать обманщиков» и делиться информацией о добросовестных компаниях. Интересно, что когда один призолов сообщает другому об обнаруженном конкурсе, это воспринимается как угощение.

Групповой портрет

Объединение призоловов в группы существенно увеличивает шансы на победу. Например, если вы решите принять участие в конкурсе «Лучшая зимняя фотография», то только наличие экспертного жюри может заставить вас позаботиться о художественности снимка. Но чаще всего победитель определяется количеством набранных «лайков». Тут-то вам и помогут друзья-призоловы – достаточно бросить клич о помощи на форуме, как за один вечер ваш унылый вид из окна, снятый на камеру мобильника, вырвется в лидеры голосования. Надо сказать, SMM-менеджеры не любят призоловов, так как те не являются лояльными к бренду потребителями, а следуют акульей тактике, бросаясь в борьбу за все подряд – за комплект зимней резины без машины, за кошачий домик без кошки и за чехол для айфона, когда в кармане лишь кнопочная Nokia. То есть это те же люди, которые 10–15 лет назад собирали крышечки от газировки, – такие не останутся с компанией дольше, чем длится конкурс. Ненужный хлам призоловы раздаривают или продают/обменивают в магазинах на сайтах призоловов. Но самое страшное для организаторов конкурсов – это не отдать приз кому-то с искусственной накруткой голосов, а написать «хромающие» правила конкурса. Вычислив организаторский косяк, призоловы устроят в комментариях такой разнос, что мало не покажется. А особо рьяные конкурсанты даже после бана станут названивать с жалобами в отдел маркетинга и приходить под офис компании с пикетами.

«Объединение в группы – следующий этап “эволюции” призоловства и реакция людей на дефицит поводов для радости в повседневной жизни, – говорит Алла Касаткина. – Это часто люди с уровнем внутренних притязаний ниже среднего. В глубине души они до сих пор верят в сказку о бесплатном сыре. Они могут громко говорить о своих амбициях, ожиданиях и даже настырно добиваться чего-то от организаторов конкурса. Но в глубине души они недополучили тепла и внимания в детстве, а также недополучают признания и позитивных эмоций сейчас. Призоловство выдает психологическую незрелость, когда человек стремится дать себе что-то ценное самым дешевым и доступным способом с минимальными усилиями. А заработать денег и купить – это долго, дорого и не получится…»

Высокие ставки

В Украине призоловство носит пока что характер маниакального хобби, а за рубежом полно людей, которые даже оставили ради этой страсти работу. Там профессиональные призоловы действуют, руководствуясь математической логикой: примешь участие в трех конкурсах за год – ни на что особо не надейся, а увеличишь количество до трех тысяч в месяц – минимум пять-десять призов твои. У западного призолова в подкорке зашито правило четырех С (от английских слов: cash, cars, computers, cruises). Например, Венди Лимаж, создательница сайта призоловов Sweeties Sweeps, рассказывает: «Я стала призоловом в далеком 1993 году, когда соцсетей еще не было и вместо лайков мы вырезали купоны. Тотализатор работал через почту – приходилось много писать от руки. Уже по итогам первого месяца я выиграла телевизор, магнитофон, наушники и $25 от бренда кукурузных хлопьев. С тех пор я выигрывала самые разные вещи для всей семьи: подарочные сертификаты, продукты, бензин, одежду и велосипеды детям на дни рожденья. Однажды я выиграла пикап, который вожу до сих пор, и $25 тысяч на поездку во Францию. А через 10 лет – второй автомобиль, Fiat 500. Призоловство дало мне возможность жить так, как и не снилось, и выиграть то, что я не могла себе позволить». Похоже на сказку!

И все-таки, что такое призоловство – душевная болезнь или нормальное желание получить что-то бесплатно там, где есть возможность? Грань между этими определениями весьма тонкая. Однако, застукав близкого человека за этим делом, психологи советуют уделить ему больше внимания. «Если это человек с неудовлетворенной потребностью в признании, – говорит Алла Касаткина, – стоит чаще его хвалить и замечать ценность того, что он делает для вас и семьи (что вы воспринимаете как должное). Если же это увлечение квестом, то эмоциональное состояние человека нуждается в положительных стимулах, ведь большая часть его жизни проходит в нейтральных или отрицательных эмоциях (увы, этого сейчас хватает). А групповая погоня за призами создает не только иллюзию радости от победы, но и коллективное единство-причастность. Здесь опять-таки: от близких нужно больше внимания, тепла, добрых слов, похвалы и признательности за сделанное (пусть обыденно-повседневное). Любимая музыка и хобби, прогулки пешком и отдых в компании друзей – все это поможет восстановить эмоциональное состояние. Ну а если в жертву призоловству человек готов принести работу, обязанности в семье и отношения с близкими, лучше обратиться к специалисту».

 

Понравилась статья? Оцените:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Еще нет аккаунта? Регистрация


Вход

Забыли пароль?

Уже есть аккаунт? Вход


Регистрация