Что нужно знать о Каннском кинофестивале: история, скандалы и гендерное неравенство
Каннский кинофестиваль на протяжении более чем 70 лет собирает в одном месте представителей киноиндустрии и награждает лучших из лучших. За все эти годы событие не просто не утратило актуальности, а постоянно находится на слуху и считается одним из самых важных в индустрии. Почему так произошло, кто стоит за созданием фестиваля и какие скандалы из года в год тревожат общественность?
Читайте также: Каннский кинофестиваль 2019: Лучшие образы с красной дорожки
С чего все началось?
История Каннского кинофестиваля началась в 1939 году благодаря желанию министра образования Франции Жана Зея конкурировать с Венецианским фестивалем. Проведение события пришлось отложить из-за Второй мировой войны, но один фильм из конкурсной программы все же был показан — «Горбун из Нотр-Дама». Впервые международный кинофестиваль прошел в 1946 году.
Большие открытия
В течение 1950-х и 1960-х годов это событие было преимущественном европейским из-за фильмов, которые награждались Золотой пальмовой ветвью — главной наградой Каннского кинофестиваля. В 1960 победила картина «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. Она вызвала негативную реакцию католической церкви из-за эротических сцен и высмеивания религии. Фильм был запрещен к показам в Италии и Испании, но через время, в том числе благодаря подобной антирекламе, стал самым кассовым среди всех работ Феллини.
В следующем году испанский сюрреалист Луис Бунюэль одержал победу с фильмом «Забытые». В 1964 году главную награду забрал мюзикл Жака Деми «Шербурские зонтики», который сначала покорил жюри, а потом и весь мир.
Читайте также: 6 самых ожидаемых фильмов Каннского кинофестиваля
В 1970 году о прибытии на фестиваль Нового Голливуда громко заявил Роберт Альтман с сатирическим фильмом «Военно-полевой госпиталь» («MASH»). Не удивительно, что Канны стали не просто местом, где собираются яркие представители индустрии, а первооткрывателем больших звезд и талантливых режиссеров. В следующие годы получали награды Мартин Скорсезе («Таксист»), Фрэнсис Форд Коппола («Апокалипсис сегодня»). Следующие годы американские режиссеры продолжали завоевывать Каннский фестиваль. Стивен Содерберг, в последствии ставший одним из главных представителей американской инди-сцены, победил с фильмом «Секс, ложь и видео», а Квентин Тарантино забрал Золотую пальмовую ветвь за «Криминальное чтиво» в 1994 году.
Среди европейцев яркими представителями были Ларс фон Триер («Танцующая темноте» ), братья Дарденн («Розетта»), которые дважды получали Золотую пальмовую ветвь и один раз Гран-при, а также Михаэль Ханеке («Белая лента»).
Политика
С самого начала Каннский кинофестиваль позиционировался как конкурент Венецианскому, который стал инструментом для фашистской и нацистской пропаганды. Но в последствии Канны тоже стали местом для политических протестов и высказываний. Яркие тому доказательства — работы Андрея Тарковского, Цзя Чжанкэ, который рассказывает о жизни в Китае смело и без прикрас, чем вызывает недовольство правительства, а также Йылмаза Гюнея, который был политзаключенным и после переворота в Турции получил политическое убежище во Франции.
Читайте также: В Каннах покажут фильм крымскотатарского режиссера Наримана Алиева
Поддерживают в Каннах и украинского политзаключенного режиссера Олега Сенцова, который находится в российской тюрьме по обвинению в терроризме. В 2015 году организаторы провели акцию солидарности с Олегом Сенцовым, а режиссеры и актеры из разных стран подписали обращение к российским властям освободить его. На 72-м кинофестивале во время премьеры своего фильма «Домой» Нариман Алиев призвал отпустить Сенцова и других украинских политзаключенных.
Гендерное неравенство
В последнее время Каннский кинофестиваль окружен скандалами. Одна из главных тем — гендерное неравенство. До этого года всего 82 фильма, снятых женщинами, были представлены в конкурсной программе, в то время как мужчин-участников было 1688.
71-й Каннский фестиваль запомнился протестом 82 женщин, которые перед премьерой фильма «Девушки солнца» Евы Хассон взялись за руки на ступеньках театра Люмьер. Они требовали предусмотреть гендерное равенство среди участников фестиваля, обеспечить безопасность на рабочих местах и равную зарплату. Среди протестующих были глава жюри Кейт Бланшетт, актрисы Кристен Стюарт, Леа Сейду, Марион Котийяр, режиссеры Аньес Варда и Патти Дженкинс. Их глобальная цель — сравнять участников женского и мужского пола в программе кинофестиваля к 2020 году. Уже в 2019 в составе жюри было равное количество женщин и мужчин, но это лишь маленький шаг в борьбе за равенство.
Читайте также: Фильмы Netflix снова не покажут на Каннском кинофестивале
Дресс-код и скандалы
Как на любое официальное событие, на Каннский кинофестиваль есть определенный дресс-код. Все посетители должны соответствовать строгим правилам black tie и проходить фейсконтроль. Конечно, тут тоже не обошлось без скандалов. Например, в 2015 году нескольких женщин старше 50 не пустили на дорожку и в кинозал из-за отсутствия каблуков. Некоторые из них не могли носить подобную обувь из-за медицинских показаний.
В 2018 в знак протеста Кристен Стюарт и Джулия Робертс прошлись по красной дорожке без обуви, чем поддержали протест. Но в этом году ничего существенно не изменилось. Женщин по-прежнему не пускают на красную дорожку из-за одежды. Один из самых громких скандалов в 2019 случился с шеф-редактором Variety Клаудией Эллер. Женщина была одета в костюм и обувь на плоской подошве, а после отказа охраны пустить ее на дорожку начала снимать на камеру возмутительную ситуацию.
Каннский кинофестиваль заслужено считается одним из самых престижных в мире, из года в год он открывает миру новые имена талантливых режиссеров и актеров из разных стран, поддерживает политзаключенных и авторское кино, но безудержно устарел в гендерных вопросах и ущемлении прав.