UA
RU

Что такое pink tax: почему женщины платят за некоторые товары больше?

Почему женщины платят больше за некоторые товары? Что такое pink tax («розовый налог») и как с этим явлением бороться, выясняла Тата Кучер.

XXX_MC89_Phenomenon_2

Признайтесь, кто из вас не забредал в мужской отдел в поисках обновки не только для бойфренда, но и для себя любимой? Мы покупаем мужской свитшот самого маленького размера, потому что принт интересней, или классическую белую рубашку, чтобы чувствовать себя, как Марлен Дитрих в 30-х. В погоне за оригинальностью мы не думаем о том, что стена между мужским и женским отделами в магазинах – не просто перегородка, а подчас барьер в оценке товаров.

Pink tax (англ. «розовый налог») – так активисты движения за права женщин называют феномен гендерной разницы в ценах на одинаковые мужские и женские товары. Авторы исследований в разных странах пришли к выводу, что товары с маркировкой «для женщин» стоят в среднем дороже, чем аналогичные товары для мужчин. Этим вопросом озаботился даже мэр Нью-Йорка Билл де Блазио, который заказал проведение подобного исследования Управлению по делам потребителей Нью-Йорка. В итоге после сравнения огромного ряда наименований товаров – от детских игрушек и предметов гигиены до одежды и аксессуаров – стало очевидно, что женщины вынуждены переплачивать не только за товары потребления, но и за некоторые услуги, например, химчистку или стрижку.

Название исследования «От колыбели и до трости» подразумевало то, что под категорию товаров с завышенными ценами попадают любые вещи, названные женскими, начиная от колясок и игрушек для девочек и заканчивая ортопедическими корсетами для женщин почтенного возраста. В сумме, по подсчетам нью-йоркских защитников прав потребителей, женщина за всю жизнь переплачивает около $ 100 тысяч за товары, аналогичные мужским, а это $ 2 тысячи в год. При этом разница между мужскими и женскими товарами составляет от пары центов до $ 20. Британская ежедневная газета The Times подсчитала, что женские товары в среднем стоят на 37 % дороже мужских.

Волна возмущения прокатилась по всем ведущим СМИ, в социальных сетях и вечерних ток-шоу стали активно обсуждать этот невесть откуда взявшийся феномен. Когда градус общественного порицания достиг критического уровня, в консервативной Англии об этом даже заговорили в парламенте. Лейбористка Пола Шеррифф на дебатах заявила: «Женщинам меньше платят, но ждут, что они будут тратить больше на товары и услуги… Их права ущемляют просто потому, что они женщины». Неизвестно, возымело ли действие обсуждение на таком высоком уровне, но в феврале прошлого года сеть британских аптек Boots снизила цены на ряд товаров для женщин, сделав их идентичными мужским.

Многие общественные организации в Европе и США включились в активную борьбу с завышенными ценами на товары для женщин. Австралийская независимая общественная организация GetUp призвала публично говорить о компаниях, которые будут замечены в таком сексистском подходе к ценообразованию. Вышеупомянутое нью-йоркское Управление по делам потребителей запустило масштабную кампанию в социальных сетях, призывая пользователей не идти на поводу у маркетинга и не поддерживать несправедливость, более того, говорить и писать об этом в Интернете и на всех возможных площадках. Например, блог на платформе Tumbler Woman Tax предлагает женщинам документировать случаи несправедливого ценообразования и выкладывать в публичный доступ. Дело доходит до смешного: в блоге есть снимок розовых детских наушников, которые дороже точно таких же голубых на несколько евро, или даже «киндер сюрпризов» из французского супермаркета, различающихся по цене согласно цвету.

Во Франции на сайте change.org женская феминистская организация Georgette Sand создала петицию против несправедливого ценообразования в сети супермаркетов Monoprix, которую подписали более 47 тысяч человек. Если наберется 50 тысяч голосов, то руководство этой розничной сети будет вынуждено дать официальный ответ на этот запрос общества. Ирландский политик и сенатор Лорейн Хиггинс призвала соотечественниц бойкотировать любую продукцию с маркировкой «для женщин». Она считает это унизительным для женщин, к тому же если принять во внимание тот факт, что в Ирландии существует весомый разрыв в оплате труда для мужчин и женщин, и не в пользу последних.

Правозащитница Аврора Адамс попыталась выяснить точку зрения противоположной стороны, то есть производителей товаров, которые неоправданно завышают цены на «женскую» продукцию. «Практически все компании, с которыми мы общались на эту тему, снимают с себя ответственность, заявляя, что продукция разная. Многие обвиняют рынок, говоря, что он в принципе нелоялен к женщинам», – рассказывает Аврора. При этом в 2010 году американский журнал Consumer Report провел исследования и доказал, что мужские и женские антиперспиранты имеют идентичный состав и отличаются только запахом, при этом стоимость женского бывает в полтора раза дороже.

Производители одежды всегда настаивают на том, что пошив моделей для женщин требует больше времени и труда, следовательно, она дороже. Маркетологи, в свою очередь, подливают масла в огонь, обещая покупкой товара, сделанного «специально для женщин», поднять самооценку, заслужить внимание мужчины или подчеркнуть молодость и красоту. Такие психологические уловки для многих женщин оказываются непреодолимыми.

Кстати, в Украине феномен pink tax не так явно заметен, как на Западе, что, безусловно, радует. Тем не менее примеры pink tax можно найти и здесь, достаточно пройтись по магазинам. Например, даже при поверхностной инспекции ближайшего супермаркета я обнаружила, что мужской антиперспирант дешевле аналогичного женского на 9 гривен, а бритвенный станок – на 15 гривен. Ну а поскольку Украина взяла курс на интеграцию в мировое сообщество, защита прав женщин в этот «пакет» тоже входит. В нынешнем парламенте около 50 женщин-депутатов – это самый высокий показатель за всю историю страны.

Бороться с гендерной несправедливостью в ценообразовании можно несколькими способами:

• Бойкот. Не покупать товары в розовой упаковке, которые «кричат» о том, что они сделаны специально для женщин. Мужской бритвенный станок, по сути, ничем не отличается от женского.
• Публичность. Не бояться публично задавать вопросы и инициировать дискуссии, призывать к ответственности тех, кто позволяет ценовую дискриминацию по гендерному признаку. Почему женщина с короткими волосами должна платить за стрижку больше мужчины с волосами той же длины?
• Открытость. Требовать от производителей товаров максимальной прозрачности. Если продукт действительно стоит больше из-за количества ингредиентов или затрат на производство, то женщины имеют право знать это в деталях. Бренды, которые заботятся о своей репутации, как правило, честны со своим потребителем.
• Активность. Поддерживать акции и кампании, в которых отстаивают права женщин, и не только относительно pink tax. Чем больше подобных болезненных (или не всегда на первый взгляд очевидных) моментов будет подниматься, тем скорее все общество в целом осознает необходимость перемен. Ну а начать стоит с простого вопроса: если все мужчины с Марса, а женщины с Венеры, то почему жить на Венере так дорого?!

Статьи по теме