UA
RU

Фильмы Каннского кинофестиваля: «Атлантика» Мати Диоп

Специальный корреспондент Marie Claire на Каннском кинофестивале Мария Алесина рассказывает о премьерном показе фильма режиссера Мати Диоп.

Фильмы Каннского кинофестиваля: «Атлантика» Мати Диоп-Фото 1

Гран-при 72-го Каннского кинофестиваля получила кинолента «Атлантика» — поэтичный, лирический, завораживающий фильм с сильным политическим посылом. Снятая молодой франко-сенегальской женщиной-режиссером Мати Диоп картина затрагивает наболевшую тему мигрантов, на свой страх и риск решающих переплыть океан, чтобы штурмовать берега Европы в отчаянных поисках средств для выживания.

Правдивая история из современной жизни, больше похожая на притчу или восточную сказку, рассказана режиссером с такими любовью и человечностью, что просто не может не вызывать тех же чувств у зрителя. Молодые парни тайно уплывают в океан, а их девушки остаются на берегу, бесконечно вглядываясь в волны в ожидании ответов на свои тревоги. На их стороне остается и камера, показывая зрителю ту сторону вопроса о мигрантах, о которой не рассказывают новости.

«Атлантика» – не только первая полнометражная картина в фильмографии Мати Диоп, но и первая в истории кинофестиваля работа африканской женщины-режиссера, попавшая в основную программу. И этот факт, и тематика картины практически предопределили ее номинирование на один из главных призов фестиваля, известного своей социально-политической сознательностью.

Читайте также: ФИЛЬМЫ КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ: «БОЛЬ И СЛАВА» ПЕДРО АЛЬМОДОВАРА

Однако, художественная составляющая этого фильма имеет самостоятельную ценность, которая делает его абсолютным must-seeследующего года. Это тем более удивительно, что большинство актеров в фильме – совершенные дилетанты, которых Мати Диоп зорким глазом заприметила на улицах Дакара и уговорила сняться в ее фильме. Добрая половина актерского состава почти полностью присутствовала на премьере и пресс-конференции в Каннах.

Фильмы Каннского кинофестиваля: «Атлантика» Мати Диоп-Фото 2

Мати Диоп:

Я выросла во Франции и для меня этот фильм стал способом вернуться к своим корням. Я вернулась в Сенегал около десяти лет назад, и это совпало во времени с темным периодом нашей истории, когда молодые сенегальцы стали массово эмигрировать в Европу, несмотря на опасности, связанные с пересечением океана.

Они уплывают среди ночи, втайне от родных, и связываются с ними вновь, только когда достигают, если повезет, берегов Испании. Этот феномен так и называется – «пуститься в путешествие» или «взять море». Кино стало для меня способом рассказать об этой странице нашей истории через призму индивидуальных жизней, привлечь к ней внимание с человеческой точки зрения, в отличие от того сухого подхода, с каким эти события зачастую показываются в медиа. Об этом был мой первый короткометражный фильм, и об этом же «Анлантика».

Магические элементы в фильме – это часть африканского мировосприятия, и именно поэтому я хотела включить их в сценарий. То же самое можно сказать и об океане – он один из действующих лиц, и его постоянное присутствие в кадре отображает его роль в жизни сенегальцев.

Мне не хватает темнокожих актеров и темнокожих персонажей в современном кинематографе, мне хочется видеть больше афроамериканских лиц. Это одна из причин, по которым я сняла это кино – мне просто необходимо видеть темнокожих на большом экране, ведь их так непропорционально мало. И это необходимо многим. Потому важен и тот факт, что я первая темнокожая женщина-режиссер в Каннах – не столько лично для меня, сколько для тех женщин, которых это может вдохновить.

Мама Санэ:

Конечно, я хотела бы быть актрисой, поэтому я решила попробовать и с радостью согласилась на предложение Мати, которая случайно увидела меня на улице. Я думала, это будет один из фильмов, которые показывают по сенегальскому телевидению, но я не могла себе даже представить, что эта история зайдет так далеко, что мы окажемся здесь, в Каннах. Изначально я предполагала, что для меня это будет скорее опыт, чем профессия. Но после этих съемок и такого успеха, конечно, мне хочется надеяться, что я смогу продолжить сниматься в кино.

Ибраима Траоре:

Я просто работал на стройке в Дакаре во время летних каникул, когда Мати увидела меня и подошла. Мне сразу стало интересно, хотя я особо и не надеялся, что из этого что-то получится. Через несколько дней Мати вернулась, и мы начали кастинги, а потом съемки. Работа над фильмом была похожа на сон, на мечту, которая начала сбываться. Хотя это не было просто, мне пришлось много научиться в процессе, но когда я увидел итоговый результат, я понял, ради чего были все эти усилия.

 

 

Статьи по теме