Фильмы Ксавье Долана, которые должен увидеть каждый
Талантливый и немного не от мира сего. Сегодня Ксавье Долану исполняется 30!
В XXI веке бывалых кинолюбителей сложно чем-то удивить, но все же есть мастера, которым это под силу. И если говорить о талантливых, но немного не от мира сего режиссерах, то первым на ум приходит Ксавье Долан.
Парень вышел на киноарену в возрасте 20 лет и мгновенно покорил публику. Точнее, публику в Каннах. После премьеры полуавтобиографической ленты «Я убил свою маму» он стал желанным гостем на Каннском кинофестивале, а за девять лет в большом кино снял семь картин. На наших глазах франко-канадец из неопытного, но талантливого мальчишки стал серьезным думающим кинематографистом с чувством юмора, иронией и модно прической. Впрочем, прическа у него всегда была модная.
Мы решили вспомнить лучшие фильмы Ксавье и еще раз доказать, что таланту покорны абсолютно все возрасты.
«Я убил свою маму», 2009
Канны рукоплещут. Фильм пытаются выдвигать на Оскар. Киносообщество озадачено и удивлено. Юному дарованию Ксавье Долану всего лишь 19 лет, у него нет образования, за плечами брошенный колледж, но дебют более чем успешен. Картина «Я убил свою маму» полубиографическая. О чем же еще снимать в таком возрасте, если не собственных переживаниях?
Откуда я взял столько уверенности в себе, чтобы стать режиссером в восемнадцать? Да ниоткуда. Надо просто верить в свои фильмы, и со временем остальные тоже в них поверят. Сейчас, я чувствую, критики уже признали, что я режиссер, а не подросток, домашнее задание которого им приходится проверять.
Фильм рассказывает о непростых отношениях творческого подростка с матерью. Но важен не только сюжет, но и воплощение. Юный режиссер экспериментирует, мечется между цветом и ч/б картинкой, бытовым несчастьем и всяческими способами от него сбежать. Долановский месседж, возможно, поймет не каждый, да и не каждый осилит такое кино, но посмотрите и попытайтесь понять маэстро.
«Воображаемая любовь», 2010
Каждый кадр своей второй картины Ксавье продумывал в мельчайших деталях и сочетал с любимыми треками. При просмотре фильма вы можете моментами забывать о сюжетной линии, героях и завороженно удивляться тому, как человеческие руки могли сотворить такое. Если вы эстет, который давно не находил возможности получить наслаждение, то эта картина для вас.
Фильм о любовном треугольнике получил «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.
«И все же Лоранс», 2012
Фильмы Ксавье отличаются от других не только качеством картинки, но и темами, которые в них затрагиваются. Трехчасовое полотно «И все же Лоранс» рассказывает о пути учителя и поэта Лоранса Алия к трансгендерной трансформации. 35-летний преподаватель колледжа работает над своей первой поэтической книгой, получает награды и счастлив в отношениях с подругой Фред. Как гром среди ясного неба раздается новость о том, что Лоранс хочет сменить пол.
Визуальный ряд не оставит равнодушным никого, кто может смотреть глубже, чем надо, и вникать в происходящее. В целом, все картины Ксавье такие — парадоксально красивые, глубокие, нетрадиционные, как эта пара, и не лишены философских подтекстов.
«Том на ферме», 2013
Этот фильм, пожалуй, можно назвать самым неоднозначным в творческом наследии Долана. Сюжет картины основан на пьесе Мишеля Марка Бушара и рассказывает о парне, который приезжает в деревню, чтобы произнести речь на похоронах своего друга.
Триллер, драма, детектив и блондин Ксавье в главной роли. Все могло бы быть идеально, но назвать фильм лучшим в творчестве юного гения язык не повернется. В 2013 году картину показали в основном конкурсе 70-го Венецианского кинофестиваля, но она получила лишь утешительную награду. Но стоит отдать должное работоспособности, выносливости и скорости нашего дарования — «Том на ферме» был снят за 17 дней.
«Мамочка», 2014
И снова Ксавье возвращается к теме отношений «мать-сын». Должны признать, у него это получается очень хорошо. К пятому фильму у Долана сформировался авторский почерк, особое виденье и способность передавать все задуманное с помощью картинки. Но беда заключается в том, что вундеркинда из Канады ждет участь Леонардо ДиКаприо — он до сих пор не получает главной и такой желанной награды. Лео уже давно спит спокойно, а вот Ксавье все еще ждет ту самую статуэтку. Впрочем, нужна ли она ему?
Клип Adele «Hello»
Если бы Адель спросила у нас, кто должен снять клип на песню «Hello», то мы бы в один голос сказали: конечно же Ксавье Долан! Но зачем спрашивать, если ответ очевиден. Результат сотрудничества порадовал обе стороны: сейчас на видео 2,3 млрд просмотров. Черно-белая картинка, много эмоций и продуманный сюжет — почерк Ксавье Долана можно узнать из тысячи.
Разные люди один и тот же фильм вундеркинда из Канады могут понять по-разному. Если начать читать рецензии на картины Ксавье, то в его работах можно увидеть не только двойное, но и тройное дно. Феномен Долана состоит в том, что нельзя понять, каким образом его картины завораживают и заставляют посмотреть все от первой минуты до последней. Он использует довольно распространенные приемы, но при этом завораживает картинкой и мощным посылом.
Если вы только начинаете погружаться в творчество Ксавье Долана, то позвольте себе отпустить эмоции и просто наслаждайтесь увиденным. Моей первой картиной у маэстро стала «Воображаемая любовь», которая завлекла с первой секунды. Чаша весов с визуальной составляющей моментами перевешивала и сюжетная линия терялась. Герои носились по городу, страдали, а я в этот момент смотрела на мир глазами Ксавье и не понимала, как можно видеть его именно таким.